Дело № 12-111/2021
УИД 33RS0006-01-2021-001151-45
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
2 декабря 2021 г. г. Вязники
Судья Вязниковского городского суда Владимирской области Степанова Л.В., в помещении суда по адресу: г. Вязники Владимирской области, ул. Мельничная, д. 2, рассмотрев жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области на постановление вр.и.о. начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Владимирской области от 29.04.2021 № 247/21/33021-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя МОСП по ИОИП УФССП по Владимирской области от 29.04.2021 № 247/21/33021-АП администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее администрация района) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 01.04.2021, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, за что ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе, поданной в Вязниковский городской суд Владимирской области, заместитель главы администрации района ФИО1, действующий на основании соответствующей доверенности, просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование заявленных требований апеллянт указывает на то, что администрацией предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда. Так, еще до предъявления судебным приставом-исполнителем требования об исполнении решения суда в срок до 01.04.2021 администрацией проведено ряд мероприятий, в т.ч. маркетинговое исследование об определении стоимости разработки проекта рекультивации земельного участка, по результатам которого было представлено коммерческое предложение общей стоимостью 2 600 000 руб. Для оплаты разработки проекта в Совет народных депутатов Вязниковского района направлялось ходатайство о выделении из местного бюджета необходимых денежных средств, но решением от 31.10.2017 администрации в этом было отказано. 20.10.2017 администрацией района в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее Департамент природопользования) было направлено техническое задание по разработке проектной документации, откуда 18.12.2017 поступило письмо о необходимости внесения в него корректировок. В соответствии с постановлением администрации района от 13.04.2018 № 373 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды на территории Вязниковского района на 2018-2020 годы» на проведение торгов на разработку проекта по рекультивации земельного участка администрацией изысканы денежные средства. Впоследствии на официальном сайте Единой электронной торговой площадки была размещена информация о закупке для нужд администрации района по разработке проекта рекультивации, но по итогам назначенных на 14.05.2018 и 07.06.2018 торгов аукционы признаны несостоявшимися. По итогам проведения 29.06.2018 торгов 10.07.2018 был заключен муниципальный контракт с <данные изъяты>», согласно условиям которого срок сдачи оказанных услуг составлял 135 календарных дней со следующего дня после заключения Контракта. Однако, 09.11.2018 от исполнителя контракта поступило уведомление о его расторжении в одностороннем порядке. Решением арбитражного суда Владимирской области было удовлетворено исковое заявление администрации о признании недействительным одностороннего отказа <данные изъяты>» от исполнения контракта, но в связи с неисполнением условий контракта 02.06.2020 администрацией в адрес исполнителя направлено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. После этого решением Управления Федеральной антимонопольной службы от 23.06.2020 по обращению администрации района <данные изъяты>» было внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Электронные аукционы по определению подрядной организации на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации по рекультивации нарушенных земель также проводились в апреле и в августе 2020 г. Кроме того, во исполнение решения суда администрацией района на имя Губернатора Владимирской области направлено письмо от 27.02.2019 о выделении дополнительных денежных средств в сумме 100 млн. руб., в ответ было рекомендовано разработать проектно-сметную документацию для включения указанных мероприятий в федеральную программу «Чистая страна». Согласно протоколу от 13.08.2020 о рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе была определена подрядная организация <данные изъяты>», с которой заключен муниципальный контракт со сроком исполнения не позднее 21.12.2020. В настоящее время указанной организацией выполнены инженерные изыскания, разработаны основные проектные решения по рекультивации нарушенных земель, разрабатывается раздел «Мероприятия по охране окружающей среды», проводится иные мероприятия. Администрацией с Департаментом природопользования согласована процедура вступления в 2021 г. в федеральный проект «Чистая страна». Учитывая изложенное, заявитель считает, что в силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, а также на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению.
Представитель администрации муниципального образования Вязниковский район по доверенности ФИО2 в ходе рассмотрения жалобы поддержала изложенные в ней доводы.
Владимирская природоохранная прокуратура, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в суд не направила, что не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области ФИО3, вынесшая оспариваемое постановление, в ходе рассмотрения жалобы пояснила суду, что решение суда до настоящего времени администрацией района не исполнено, должнику устанавливался срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа до 01.04.2021, по истечении которого требование осталось не исполненным. Меры для исполнения решения суда администрацией района принимаются длительное время. Полагает, что должник обоснованно привлечен к административной ответственности, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении поданной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов настоящего дела следует, что решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 02.04.2015 на администрацию муниципального образования Вязниковский район возложена обязанность в срок до 01.09.2015 разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, расположенного примерно в <адрес> и провести рекультивацию указанного земельного участка в соответствии с разработанным проектом. (т. 1 л.д. 9-13)
27.01.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП Вязниковского района Владимирской области на основании выданного судом исполнительного листа серии ФС № 004577768 (т. 1 л.д. 67-70) возбуждено исполнительное производство. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. (т. 1 л.д. 71-72)
Администрации неоднократно предоставлялась отсрочка по исполнению указанного выше решения суда от 02.04.2015, в том числе, определениями Вязниковского городского суда от 30.12.2015, 04.06.2018 и 26.02.2019 – соответственно на срок до 01.07.2017, до 31.12.2018 и последний раз - до 01.10.2019. (т. 1 л.д. 116-117, 120-124)
17.07.2020 исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области ФИО3 (т. 1 л.д. 105-106)
В период нахождения исполнительного производства в межрайонном ОСП по ИОИП УФССП по Владимирской области ввиду неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.04.2017 № 33021/17/104525 принято решение о взыскании с должника – администрации района исполнительского сбора. (т. 1 л.д. 229)
18.03.2021 судебным приставом-исполнителем в адрес администрации района вынесено требование о предоставлении в МОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области в срок до 01.04.2021 документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, а также вынесено постановление о назначении нового срока исполнения - 01.04.2021, которые в тот же день вручены под роспись на руки представителю администрации. (т. 1 л.д. 73, 74)
По истечении указанного срока требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Указанные обстоятельства стали основанием для составления 09.04.2021 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации района протокола № 24 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. (т. 1 л.д. 76-77)
Постановлением вр.и.о. начальника МОСП по ИОИП УФССП по Владимирской области от 29.04.2021 № 247/21/33021-АП администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за что ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т. 1 л.д. 80-82)
Проанализировав доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, а также представленные администрацией района и судебным приставом-исполнителем документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. № 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
В подтверждение доводов о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ представитель заявителя в ходе рассмотрения жалобы указала, что постановлением администрации района от 13.04.2018 № 373 утверждена муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды на территории Вязниковского района на 2018-2020 годы», а постановлением администрации района от 11.11.2020 № 1158 утверждена муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды на территории Вязниковского района на 2021-2023 годы». В рамках реализации данных программ запланированы мероприятия по разработке проектов рекультивации нарушенных земель, в том числе, земельного участка, расположенного в <адрес><адрес>. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района. (т. 1 л.д. 142-145, 212-217)
Для оплаты разработки проекта по рекультивации земельного участка администрацией района 02.10.2017 в Совет народных депутатов Вязниковского района направлялось ходатайство о выделении из бюджета Вязниковского района необходимых денежных средств, но решением Совета народных депутатов от 31.10.2017 № 225 в выделении денежных средств на указанные работы администрации района было отказано. (т. 1 л.д. 133-134)
Также, 12.12.2017 администрацией района в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее Департамент природопользования) было направлено техническое задание по разработке проектной документации, откуда 18.12.2017 поступило письмо о необходимости внесения в него корректировок. (т. 1 л.д. 137-141)
Кроме того, администрацией района по итогам проведенных торгов 10.07.2018 был заключен муниципальный контракт с <данные изъяты>», согласно условиям которого срок сдачи оказанных услуг по разработке проектной и рабочей документации по рекультивации земельного участка составлял 135 календарных дней со следующего дня после заключения Контракта. Однако, 09.11.2018 от исполнителя контракта поступило уведомление о его расторжении в одностороннем порядке. Решением арбитражного суда Владимирской области было удовлетворено исковое заявление администрации о признании недействительным одностороннего отказа <данные изъяты>» от исполнения контракта, но в связи с неисполнением условий контракта 02.06.2020 администрацией в адрес исполнителя направлено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. (т. 1 л.д. 6-17, 26)
27.02.2019 администрацией района также было направлено письмо Губернатору Владимирской области о рассмотрении возможности в предоставлении муниципальному образованию Вязниковский район денежных средств, необходимых для проведения вышеуказанных работ. (т. 1 л.д. 172)
Письмом от 28.03.2019 администрация Владимирской области рекомендовала администрации района для получения субсидий на реализацию данного мероприятия в рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» разработать проектно-сметную документацию на рекультивацию данного объекта и направить необходимую информацию в Департамент природопользования для формирования заявки на включение объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и федеральный проект «Чистая страна». (т. 1 л.д. 173)
В настоящее время <данные изъяты> на основании заключенного с администрацией района муниципального контракта выполнены инженерные изыскания, разработаны основные проектные решения по рекультивации нарушенных земель, разрабатывается раздел «Мероприятия по охране окружающей среды», проводятся иные мероприятия. (т. 1 л.д. 196)
Кроме того, постановлением администрации района от 07.06.2021 № 599 утвержден раздел 1 «Оценка воздействия на окружающую среду» проектной документации на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации по рекультивации нарушенных земель земельного участка, расположенного в 1 км южнее деревни Лихая Пожня Вязниковского района Владимирской области. (т. 1 л.д. 197-198)
Однако, анализ муниципальных нормативных актов, регламентирующих вопросы распределения бюджетных средств, свидетельствует о не принятии администрации района всех возможных мер по выделению денежных средств на исполнение решения суда.
Так, статьей 23 Устава муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (утв. решением Совета народных депутатов округа Вязники от 28.06.2005 № 669) предусмотрено, что в исключительной компетенции Совета народных депутатов находится утверждение бюджета района и отчета о его исполнении. В то же время статьей 29 Устава предусмотрено, что Глава Вязниковского района обладает следующими полномочиями: обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, нормативных актов Совета народных депутатов Вязниковского района, собственных нормативных актов и вносит в Совет народных депутатов Вязниковского района проекты решений Совета народных депутатов Вязниковского района по вопросам местного значения.
Правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании Вязниковский район, установление основ формирования доходов, осуществление расходов местного бюджета, муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом, определяются Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Вязниковский район», утвержденным Решением Совета народных депутатов округа Вязники от 26.07.2005 № 680 (далее - Положение).
Согласно статье 3 указанного Положения в нем применяются следующие понятия и термины:
бюджет муниципального образования Вязниковский район - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств бюджета муниципального образования Вязниковский район;
расходные обязательства муниципального образования Вязниковский район - обусловленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (делегированных полномочий), а также заключенными муниципальным образованием Вязниковский район или от имени муниципального образования Вязниковский район договорами (соглашениями) по вопросам местного значения обязанности муниципального образования Вязниковский район предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, субъектам международного права средства бюджета муниципального образования Вязниковский район.
В соответствии со ст. 7 указанного Положения Совет народных депутатов Вязниковского района рассматривает и утверждает бюджет муниципального образования Вязниковский район и отчет об его исполнении, а также осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Владимирской области и нормативными правовыми актами муниципального образования Вязниковский район. В свою очередь, Глава местной администрации Вязниковского района определяет бюджетную, налоговую политику муниципального образования Вязниковский район; представляет на утверждение Совета народных депутатов Вязниковского района проект бюджета соответствующего муниципального образования с необходимыми документами и материалами, а также отчет об его исполнении; представляет на рассмотрение Совета народных депутатов Вязниковского района проекты нормативным актов о введении или отмене соответствующих местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета соответствующего муниципального образования; осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Согласно ч. 2 ст. 30 Положения в случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи (замещение муниципальных заимствований, погашение муниципального долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств муниципального образования Вязниковский район и др.), либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных решением о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в решение о бюджете. Решение о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете принимается Советом народных депутатов Вязниковского района по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.
Как следует из представленных администрацией района документов, Глава местной администрации Вязниковского района только один раз в 2017 году обращался в Совет народных депутатов Вязниковского района с ходатайством о выделении из бюджета Вязниковского района необходимых денежных средств на рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного примерно <адрес>, что свидетельствует о неиспользовании Главой местной администрации Вязниковского района Владимирской области на протяжении 6 лет в полной мере предоставленных ему полномочий, как о включении указанных расходов в бюджет муниципального образования, так и о последующем внесении изменений и дополнений в решение о бюджете муниципального образования.
Что касается направленного администрацией района в адрес Губернатора Владимирской области письма о рассмотрении возможности в предоставлении администрации района денежных средств для исполнения судебного решения, то данное обстоятельство не может расцениваться как выполнение требований ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения жалобы судом также установлено, что в целях исполнения решения суда 26.08.2020 между администрацией района и <данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № 138 на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации по рекультивации нарушенных земель земельного участка, расположенного в <адрес>, срок выполнения работ по которому определен не позднее 21.12.2020. В соответствии с п. 1.2 данного контракта проектная документация и работы по инженерным изысканиям признаются результатом выполнения работ при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. (т. 1 л.д. 31-44)
Однако, в ходе судебного разбирательства суду не были представлены доказательства выполнения предусмотренных указанным муниципальным контрактом работ, а также того, что администрацией района были предприняты все необходимые и зависящие от нее меры, направленные на исполнение решения суда.
Согласно положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных при рассмотрении жалобы документов, а также приведенных заявителем в жалобе доводов позволяет сделать вывод о том, что администрацией района не были предприняты все зависящие от нее меры для исполнения судебного решения и соответствующего требования судебного пристава-исполнителя, при этом судом не установлено наличие обстоятельств, предусмотренных п. 2 ч. 1 и ч. 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
При назначении администрации района административного наказания должностным лицом учтены все фактические обстоятельства дела.
Административное наказание администрации района назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Оснований для признания данного правонарушения малозначительным суд не находит.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оснований для отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление вр.и.о. начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Владимирской области от 29.04.2021 № 247/21/33021-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Степанова