РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 05 марта 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием защитника-адвоката Шелег И.Л., действующего в интересах ООО «Слава» на основании доверенности,
рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО «Слава» Б на постановление № государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта С от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Слава», юридический адрес: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.36А, кв.15А/1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта С 10 декабря 2020 года ООО «Слава» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Слава» Б обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что 10.11.2020 ООО «Слава» подало в департамент дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска уведомление за №205/2020 от 10.11.2020 об изменении движения по маршруту №83, исходя из уменьшающегося пассажиропотока, по принципам разумности, сохранения баланса экономических интересов ООО «Слава», а также уровня востребованности населения маршрутом №83. Кроме того, Общество уведомило собственника остановочных пунктов в лице мэра города Иркутска об изменении маршрута движения письмом №205/1/2020 от 10.11.2020. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, которое в структурной иерархии стоит выше комитета городского обустройства администрации г. Иркутска разослало всем руководителям автотранспортных предприятий письмо с просьбой предоставления информации об изменении маршрутов, что и было предоставлено Обществом, в том числе и в администрацию г. Иркутска. В ходе рассмотрения данного дела защитником были представлены фотографии об уведомлении владельцев остановочных пунктов, что подтверждается постановлением от 27.11.2020.Ежемесячно, третьего числа каждого месяца Общество предоставляет в Комитет ежемесячный статистический отчет формы 1-автотранс, из которого следует, что за октябрь 2020 года на маршруте №83 пассажирооборот составлял 2904,5, а за ноябрь 2020 года – 2103,3. Отчетность за ноябрь 2020 года предоставлена 03.12.2020, в связи с чем, ответ, предоставленный Комитетом должностному лицу МУГАДН 19.11.2020 является преждевременным и не точным. В соответствии с ч.1 ст. 29.1 ФЗ 220-ФЗ от 13.07.2015 в случае принятия в соответствии с законодательством РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов, либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами. На момент проведения проверки на территории Иркутской области действовал указ губернатора Иркутской области №279-уг от 12.10.2020. Таким образом, ООО «Слава» имело право на изменение схемы движения транспортных средств.
В судебное заседание генеральный директор ООО «Слава» Б, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения данной жалобы не заявил.
В судебном заседании адвокат Шелег И.Л. доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 66 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 (далее Правила) установлено, что запрещается отклонение от установленного схемой маршрута пути следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута (кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения).
Основанием для привлечения ООО «Слава» к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, явилось то, что 17 ноября 2020 года в 08 часов 52 минуты по адресу: <...>, водитель ООО «Слава» Х, осуществляя регулярную перевозку пассажиров по маршруту №83 "мкр. Радужный-Ц.Рынок», указанному в путевом листе от 17 ноября 2020 года, в нарушение пункта 66 вышеуказанных Правил, а также ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» двигался по ул. Коммунистическая, тем самым отклонился от установленного схемой маршрута пути следования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 08 декабря 2020 года в отношении ООО «Слава» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Постановлением № государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта С 10 декабря 2020 года ООО «Слава» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Однако, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В протоколе об административном правонарушении № указано, что рассмотрение данного дела об административном правонарушении назначено на 14.00 час. 10 декабря 2020 года. Копия данного протокола вручена защитнику Шелег И.Л., действующему в интересах ООО «Слава» на основании доверенности.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о надлежащем уведомлении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения данного дела. Однако, указанное дело было рассмотрено 10 декабря 2020 года в его отсутствие.
Факт вручения защитнику Шелег И.Л., допущенному к участию в данном деле, копии протокола об административном правонарушении с указанием даты, времени и места рассмотрения данного дела, не освобождало должностное лицо от обязанности уведомления законного представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности о месте, дате и времени рассмотрения данного дела.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Данные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Слава» должностным лицом не соблюдены.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Признавая ООО «Слава» виновным в совершении правонарушения, должностное лицо в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, свое постановление не мотивировал, не оценил доказательства, подтверждающие его выводы, не указал на конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения. Анализ доказательств, представленных в материалах дела, не приведен, и, следовательно, доказательства не оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Таким образом, постановление не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, так как не содержит анализа и оценки имеющихся доказательств.
Старший государственный инспектор не дал оценку доводам защитника Шелег И.Л., с участием которого было рассмотрено данное дело об административном правонарушении, ограничившись только их указанием в постановлении.
Вместе с тем, доводы изложенные защитником при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в поданной в суд жалобе являются обоснованными, поскольку Федеральным законом N 166-ФЗ глава 5 Федерального закона N 220-ФЗ дополнена статьей 29.1, которая предусматривает изменение маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях.
В соответствии с положениями данной статьи в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, принявшие в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны организовать размещение в остановочных пунктах информации о соответствующем изменении маршрута или прекращении осуществления регулярных перевозок по маршруту, а также об основаниях для принятия такого решения.
Если изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 1 и 2 настоящей статьи, положения части 9 статьи 4, части 2 статьи 12, части 6 статьи 13, части 7 статьи 27 и пунктов 7 и 8 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона к регулярным перевозкам по измененному маршруту регулярных перевозок не применяются.
В материалах дела имеется уведомления генерального директора ООО «Слава» от 10 ноября 2020 года, адресованные руководителю департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска об изменении схемы движения маршрута № 83, с ссылкой на положения ч.2 ст. 29.1 Федерального закона №220-ФЗ, а также мэру города Иркутска, фотографии подтверждающие информирования граждан об изменении схемы движения маршрута на остановочных пунктах.
В соответствии с положениями статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Однако, указанные изменения улучшают положение ООО «Слава» и позволяют изменить маршрут движения регулярных перевозок в случае уведомления об этом уполномоченного органа исполнительной власти.
Указанные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, влекущими отмену постановления о назначении наказания, поскольку они повлияли на всесторонность, полноту объективность рассмотрения дела и законность принятия постановления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Б удовлетворить.
Постановление № государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Иркутской области Байкальского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта С от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Слава», отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.И. Сергеева