ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/2022 от 05.09.2022 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12–111/2022

Р Е Ш Е Н И Е

05 сентября 2022 года г. Смоленск

Судья Смоленского районного суда Смоленской области Ульяненкова О.В. ( г. Смоленск, пр.Гагарина,д.46), при секретаре Х.О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Логтранс» на постановление № <номер> от <дата>, вынесенное государственным инспектором Калининградского ОКМАП Северо-Западного МУГАДН Т.А.В. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Логтранс» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением № <номер> от <дата>, вынесенным государственным инспектором Калининградского ОКМАП Северо-Западного МУГАДН Т.А.В. ООО «Логтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением органа автодорожного надзора представитель ООО «Логтранс» обратился в суд с просьбой отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указано, что водитель К.Д.Н. имеет свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках со сроком действия до <дата>, выданное уполномоченным образовательным учреждением Республики Беларусь. Данное свидетельство в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ от <дата> принимается и признается органами сторон данного соглашения.

В судебном заседании представитель ООО «Логтранс» Б.Е.А. доводы жалобы поддержала по основаниям указанным в ней.

Представитель Калининградского ОКМАП Северо-Западного МУГАДН в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом.

Приняв во внимание доводы, изложенные в жалобе, заслушав участника процесса, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии с абз.6 а.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны в том числе: обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

Соответствующие профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2020 № 282 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - приказ N 282).

В соответствии с требованиями пунктов 12 и 12.3 данного приказа к водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении) применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляются профессиональные и квалификационные требования к наличию свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ и с решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 года "О Единых требованиях к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ".

В соответствии с пп. «а» п.16 Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 845, Российский перевозчик, допущенный к осуществлению международных автомобильных перевозок, обязан: при осуществлении международных автомобильных перевозок обеспечивать наличие у водителя транспортного средства свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, подтверждающего его профессиональную компетентность в качестве водителя транспортного средства, выданного в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ (<адрес>, <дата>), или в случае, если российский перевозчик является индивидуальным предпринимателем, непосредственно управляющим транспортным средством, иметь такое свидетельство.

Как следует из оспариваемого постановления, <дата> в 13 часов 48 минут по адресу: <данные изъяты> ООО «Логтранс» при осуществлении деятельности по международной перевозки грузов, допустило нарушение п.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.12.3 приказа Минтранса России от 31.07.2020 № 282, приказа Минтранса России от 31.07.2020 № 281 « Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика», п.5 приказа Минтранса России от <дата> № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом», выразившееся в отсутствии у водителя К.Д.Н., управляющего транспортным средством марки "Вольво", государственный регистрационный знак <данные изъяты>, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.

К выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 КоАП РФ и виновности ООО «Логтранс» в его совершении должностное лицо пришло на том основании, что общество не обеспечило водителя К.Д.Н. свидетельством профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.

Однако с данным выводом согласиться нельзя.

Согласно ст.5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств СНГ от <дата> ( далее Соглашение) профессиональная компетентность международного автомобильного перевозчика подтверждается свидетельством установленного образца, выдаваемым компетентным органом Стороны в области дополнительного обучения международных автомобильных перевозчиков после прохождения обучения и аттестации по единым программам в одной из учебных организаций Сторон, осуществляющих дополнительное обучение международных автомобильных перевозчиков, и сдачи квалификационного экзамена.

Порядок проведения экзамена устанавливается компетентными органами Сторон в области автомобильного транспорта.

Согласно ст. 6 Соглашения Сторона принимают и взаимно признают свидетельства, выданные их компетентными органами. Свидетельство признается компетентными органами Сторон в области автомобильного транспорта наравне с соответствующими национальными удостоверениями. Российской Федерацией данное Соглашение подписано. Республикой Беларусь соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 20.12.2007 № 292-З.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 августа 2008 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», порядок подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, а также водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, в случае, когда подтверждение профессиональной компетентности таких водителей предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь, и выдачи свидетельств, подтверждающих профессиональную компетентность, устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

30 июня 2008 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 971 "Об установлении требований к лицам, ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок, и утверждении Положения о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и выдачи соответствующих свидетельств". Данным Постановлением утверждена форма свидетельства профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов или пассажиров.

Постановлением Совета Министров от 29.06.2018 № 512 в вышеуказанное Постановление от 30.06.2008 № 971 вынесены изменения, касающиеся подтверждения профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки. Данным постановлением предусмотрено, что после прохождения обучения на профессиональную компетентность по программе, утвержденной Минтрансом, по результатам успешной сдачи экзамена водитель-международник получает квалификационную карточку водителя по форме, полностью соответствующей требованиям приложения 5 Хартии качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ. В дальнейшем водитель должен не реже одного раза в пять лет проходить обучение, сдавать экзамен и получать новую квалификационную карточку.

Согласно информации предоставленной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от <дата>, в настоящее время в <адрес> в соответствии с вышеуказанными Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь осуществляется обмен свидетельства о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов на квалификационную карточку водителя, представляющую собой свидетельство, подтверждающее профессиональную компетентность водителя в международных автомобильных перевозках грузов, в виде идентификационной пластиковой карточки (л.д.15).

Из материалов дела усматривается что водитель ООО «Логтранс» К.Д.Н. имеет свидетельства о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов Серии <данные изъяты>№ <номер> от <дата> со сроком действия до <дата> ( л.д.14) и квалификационную карточку водителя с тем же сроком действия ( л.д.102).

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Логтранс» вмененных нарушений.

Доводы должностного лица об отсутствии у водителя свидетельства по форме в редакции изменений в Соглашение от <дата>, одобренных распоряжением Правительства РФ от <дата>№ <номер> суд находит несостоятельным, поскольку Протокол о внесении изменений в Соглашение не ратифицирован Республикой Беларусь ( л.д.31). Кроме того форма свидетельства, выданного водителю после прохождения обучения и аттестации компетентным учреждением Республики Беларусь правового значения не имеет.

При установленных судом обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии ООО «Логтранс» состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление № <номер> от <дата>, вынесенное государственным инспектором Калининградского ОКМАП Северо-Западного МУГАДН Т.А.В. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Логтранс» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ульяненкова О.В.