Судья Сайковская Л.Е. Дело № 12-111/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 11 августа 2022 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Афонина Артема Анатольевича в интересах Османи Фердоса на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 29 июля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 1 июня 2022 года гражданин <данные изъяты> (далее – <данные изъяты> ) Османи Фердос признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного выдворения.
До исполнения административного выдворения Османи Фердос помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ивановской области на срок два месяца.
В Октябрьский районный суд г. Иваново от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области ФИО1, поступило ходатайство, в котором он просил продлить срок пребывания Османи Фердоса в Центре временного содержания иностранных граждан.
Обжалуемым постановлением судьи срок содержания Османи Фердоса в Центре временного содержания иностранных граждан продлен до 29 августа 2022 года.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Афонин А.А. выражает несогласие с вынесенным судьей районного суда постановлением, ставит вопрос об его отмене.
В обоснование жалобы указывает на то, что судом не дана оценка бездействию судебных приставов-исполнителей УФССП России по Ивановской области в части ненадлежащего исполнения постановления суда, что привело к существенному нарушению прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности, длительному нахождению его в условиях изоляции. Указанным нарушены положения ч. 3 ст. 27.19 КоАП РФ, не принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 23 мая 2017 г. № 14-П, ст. 22 Конституции Российской Федерации, положения ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года). Кроме того, судом не дана оценка фактической невозможности исполнения судебного постановления, в том числе позиции стороны защиты на ходатайство должностного лица УФССП России по Ивановской области. Также в жалобе ее автор ссылается на Указ Президента РФ от 15 июня 2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в частности на п. 6, устанавливающий Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утв. Правительством Российской Федерации, в который Республика <данные изъяты> не входит.
Судебный пристав-исполнитель УФССП России по Ивановской области ФИО1, защитник Афонин А.А. в судебном заседании не участвовали, извещены о рассмотрении жалобы. Согласно представленным посадочным талонам Османи Фердос покинул территорию Российской Федерации 9 августа 2022 года
Отводов не заявлено.
В судебном заседании приобщены к материалам дела: копия посадочного талона, о том, что Османи Фердос 9 августа 2022 года совершит перелет <адрес>; акт о передаче иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу РФ за пределы РФ от 9 августа 2022 года; акт о пересечении иностранным гражданином Государственной границы РФ от 9 августа 2022 года.
Оценив доводы жалобы, исследовав приобщенные к материалам дела документы, нахожу обжалуемое постановление судьи не подлежащим отмене либо изменению.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обуславливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст. 109.1 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Удовлетворяя ходатайство судебного пристава-исполнителя о продлении срока содержания лица без гражданства в Центре на один месяц судья районного суда исходила из того, что привлекаемое к административной ответственности лицо имеет документы, позволяющие пересечь государственную границу Российской Федерации, а также коммерческое предложение от 27 июля 2022 года на оказание услуги по бронированию авиабилета на рейс <адрес> (<данные изъяты>), забронированное на имя Османи Фердоса на 9 августа 2022 года.
С выводом судьи следует согласиться.
Доводы жалобы о том, что продление срока содержания Османи Фердоса в специальном учреждении привело к нарушению его прав, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о защите прав и свобод граждан, а также иными нормативными правовыми документами, нахожу несостоятельными.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Необходимость продления срока содержания ФИО2 в специальном учреждении обусловлена тем, что постановление по делу об административном правонарушении в части его принудительного выдворения за пределы РФ на момент рассмотрения ходатайства не исполнено.
1 июля 2022 года МОСП по ИОИП подан рапорт об организации закупки проездных документов ФИО2 посредством единого агрегатора торговли (ЕАС), с целью недопущения длительного нахождения в специальном приемнике и нарушении прав человека. На 13 июля 2022 года по причине отсутствия предложений по продаже авиабилетов осуществить закупку проездного документа не представлялось возможным. Аналогичный рапорт был направлен 14 июля 2022 года, на который 22 июля 2022 года был дан идентичный предыдущему ответ.
Вопреки доводам жалобы судья обоснованно, с учетом данных правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ и исходя из конкретных обстоятельств дела, сочла возможным продлить срок содержания ФИО2 на один месяц, установив конкретную дату, не превышающую трех месяцев - до 29 августа 2022 года, до которой лицо без гражданства подлежит содержанию в специальном учреждении.
Вышеизложенные обстоятельства опровергают доводы жалобы о незаконном продлении срока содержания ФИО2 в специальном учреждении и нарушении его прав длительной изоляцией.
Ссылка на п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19», которым утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение и что Республика Афганистан в этом перечне не указана, не может влиять на выводы суда, а поэтому явиться основанием для отмены или изменения судебного акта.
Действительно Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (п. 6 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 № 364).
Вместе с тем в действительности возможность транспортного сообщения между Российской Федерацией и Республикой <данные изъяты> существует, что подтверждается исполнением 9 августа 2022 года постановления судьи об административном выдворении Османи Фердоса.
Вопреки доводам жалобы, положения Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года) не нарушены.
Создавая условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, государство несет ответственность за исполнение этой конституционной обязанности и должно оставаться способным ее исполнять при помощи доступных ему ресурсов, включая социальную защиту, здравоохранение, рынки труда и жилья, поддерживая приемлемую для этого миграционную ситуацию. Соответственно, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и требований международно-правовых актов, в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Российская Федерация вправе использовать действенные законные средства, которые позволяли бы ей контролировать на своей территории иностранную миграцию, следуя при этом конституционным критериям ограничения прав, свобод и не отказываясь от защиты своих конституционных ценностей. Государство вправе, не отступая от конституционных установлений, предусмотреть в федеральном законе меры ответственности и правила их применения, действительно позволяющие следовать правомерным целям миграционной политики, для пресечения правонарушений, восстановления нарушенного правопорядка в области миграционных отношений, предотвращения противоправных (особенно множественных) на него посягательств угрозой законного и эффективного их преследования.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации, от 23 мая 2017 г. № 14-П распространяется на лиц без гражданства, помещенных и целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения. Вместе с тем, ФИО2 является гражданином Республики <данные изъяты>.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иваново от 29 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Афонина Артема Анатольевича в интересах Османи Фердоса,- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: Н.А. Матвеев