ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/2022УИД230011-01-2022-001840-16 от 28.07.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу №12-111/2022УИД 23RS0011-01-2022-001840-16

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

«28» июля 2022 года г.Геленджик

г. Геленджик

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Тарасенко И.А.,

с участием: представителя заявителя на основании доверенности Гребенкиной Е.Л.,

рассмотрев жалобу начальника филиала «Дом отдыха «Бетта» федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации Тубеева Ю.Б. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Литовка Ф.С. № 0300/03/3-ГК/ПР/2022 от 28.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8. 1 КоАП РФ, в отношении начальника филиала «Дом отдыха «Бетта» федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации Тубеева Ю.Б.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Литовка Ф.С. № 0300/03/3-ГК/ПР/2022 от 28.02.2022 начальник филиала «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Минобороны России Тубеев Ю.Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8. 1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В поданной жалобе начальник филиала «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ Тубеев Ю.Б. просит указанное постановление №0300/03/3-ГК/ПР/2022 от 28.02.2022 изменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В обоснование жалобы указано, что административное правонарушение совершено впервые, ни юридическое лицо ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ в целом, ни конкретно филиал «Дом отдыха Бетта» при осуществлении хозяйственной деятельности, ни должностное лицо не причинили вреда или угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, имущественный ущерб отсутствует. Также указано на то, что административным органом не учтено отсутствие финансирования ФГБУ СКК «Анапский» МО РФ на согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не учтены и не указаны ни смягчающие, ни отягчающие вину обстоятельства и применено наказание в виде административного штрафа что, по мнению заявителя, является незаконным, учитывая наличие таких смягчающих обстоятельств, как совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на совершение правонарушения, устранение допущенного нарушения до возбуждения дела об административном правонарушении, что подтверждается письмом о согласовании мероприятий Министерством природных ресурсов Краснодарского края за исходящим № 202-03.3-20-34865/21 от 29 ноября 2021 г.; не учтено, что у ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ отсутствовало финансирование на данную статью расходов, а начальник филиала, не мог повлиять на финансирование, что не относится к его компетенции; не учтено, что осуществлявшаяся ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ деятельность не причинила вреда или угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, поскольку доказательств обратному административным органом не представлено.

При таких обстоятельствах полагает, что наказание по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа назначено чрезмерно сурово, без учета общих принципов назначения административного наказания, а именно, без учета смягчающих обстоятельств и обстоятельств, перечисленных в части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, административный штраф подлежит замене на предупреждение.

В судебном заседании представитель заявителя на основании доверенности Гребенкина Е.Л. доводы жалобы подержала, просила удовлетворить, изменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в суд не вызывалось, поскольку не имелось необходимости для его вызова.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований лги территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Из постановления о назначении административного наказания №0300/03/3-ГК/ПР/2022 от 28.02.2022 следует, что в соответствии с решением руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 14.07.2021 в период с 22 июля по 30 июля 2021 года была проведена плановая выездная проверка ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации по адресу фактического осуществления деятельности: Краснодарский край, г. Геленджик, х. Бетта, ул. Мира, 50 (объект НВОС 03-0123-001455-П «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский»).

По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки № 0031/03/3-ГК/ПР/2021 от 30.07.2021.

Так, в ходе проведения проверки установлено, что ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ (объект НВОС 03-0123-001455-П «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский», адрес: Краснодарский край, г. Геленджик, х. Бетта, ул. Мира, 50) было обязано иметь, но не имело согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусмотренных п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не имело возможности проводить (в 2020-2021 гг.) такие мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) в случае получения прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не проводило мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.

Судом установлено, что ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение осуществляет деятельность ОКВЭД 86.90.4 - деятельность санаторно-курортных организаций.

ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ письмом от 16.04.2019 за исх. № 161/3/3741 начальнику штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации было натравлено обращение по вопросу включения сумм расходов в расчет субсидий на наполнение государственного задания в 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. и согласования нормативных затрат на содержание и обеспечение деятельности ФГБУ СКК «Анапский» МО РФ по коду расходов 6830 «Мероприятия в области апологической безопасности в Вооруженных Силах» сметы Министерства обороны Российской Федерации. Однако, письмом от 07 мая 2019 г. за исх. № 158/103/3601 начальником штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации было сообщено, что работа по планированию расходов на обеспечение экологической безопасности завершена, финансовые средства распределены в полном объеме в военные округа (флота) и согласование субсидии не представляется возможным. Таким образом, в ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ отсутствовали денежные средства для согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Постановлением Росприроднадзора № 0106/03/3-ГК/ПР/2022 от 09 февраля 2022 года юридическое лицо ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ привлечено к административной ответственности заданное правонарушение по ст. 8.1 КоАП РФ.

Не согласившись с наказанием, ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ подало в Геленджикский городской суд жалобу, которая 04 марта 2022 года принята к производству суда, запрошен административный материал.

Решением Геленджикского городского суда от 04.05.2022 постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №0104/03/3-ГК/ПР/2022 от 09 февраля 2022 г. о назначении федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторно – курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022300528700, ИНН 2301018710) административного наказания ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. изменено на предупреждение.

Филиал «Дом отдыха «Бетта» является обособленным структурным подразделением юридического лица (пункт 1.1 Положения о филиале). Однако самостоятельным юридическим лицом в силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал «Дом отдыха «Бетта» не является.

На основании изложенного, следует прийти к выводу, что начальник филиала «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 КоАП РФ, в соответствии с которой несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Вместе с тем, оценив материалы дела, прихожу к выводу о том, что впервые совершенное начальником филиала «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ административное правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст.3.4. КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из обстоятельств дела, оцениваемых с точки зрения степени общественной опасности, деяние, совершенное начальником филиала «Дом отдыха «Бетта» ФГБУ «СКК «Анапский» МО РФ впервые, не нанесло существенного ущерба, устранение допущенного нарушения до возбуждения дела об административном правонарушении, что подтверждается Письмом от 16 апреля 2019 г. за исх. № 161/3/3741, в связи с чем, считаю возможным заменить назначенный штраф предупреждением.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 29.10 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №0300/03/3-ГК/ПР/2022 от 28.02.2022 о назначении начальнику филиала «Дом отдыха «Бетта» федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторно-курортный комплекс «Анапский» Министерства обороны Российской Федерации Тубееву Ю.Б.,

административного наказания ст. 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. изменить на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: