ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1122/2021 от 10.12.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

УИД 86RS0-30

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 декабря 2021 года <адрес>

Судья ФИО2<адрес>-Югры ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу ФИО8 на постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Сургутский ФИО2, ФИО8 выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит постановление отменить, прекратить производство по делу мотивируя тем, что выплаты работникам организации, в том числе, и нерезидентам РФ, производились на основании их письменных заявлений в соответствии с Трудовым кодексом РФ. На момент перечисления денежных средств работникам предприятия - нерезидентам в наличной форме через кассу предприятия заявитель добросовестно считал, что данные выплаты не относятся к валютным операциям. При вынесении оспариваемого постановления уполномоченным органом не были учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства: заявитель в качестве исполнителя в полном объеме и в установленные сроки представил уполномоченному органу все запрашиваемые последним документы (см. запрос от ДД.ММ.ГГГГД, ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, запрос от ДД.ММ.ГГГГД, ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо добросовестно считало, что у общества отсутствует обязанность по перечислению денежных средств иностранным работникам - нерезидентам исключительно через банковский счет в уполномоченном банке, работниками — нерезидентами были направлены обществу заявления о выплате через кассу предприятия, выплата денежных средств иностранным работникам оформлялась обществом документально, установленные уполномоченным органом денежные выплаты нерезидентам не повлекли за собой каких-либо последствий для финансовой системы Российской Федерации, установленные нарушение не влияет на отношения в сфере налогообложения.

Оспариваемое постановление вынесено без учета требований ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

ООО «ИКСБИР» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, соответственно, возможно применение ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначение наказания в виде предупреждения.

В судебном заседании ФИО8, защитник ФИО3 доводы жадобы поддержали, дополнительно указали, что не оспаривают событие и состав вменяемого правонарушения, однако, просили изменить постановление, заменив административный штраф на предупреждение. Помимо этого, защитник и ФИО8 пояснили, что при рассмотрении дела в нарушение ст. 29.7 КоАП РФ ФИО4 не были разъяснены её права и обязанности, что подтверждается прослушанной при рассмотрении жалобы аудиозаписью, представленной представителем административного органа.

В судебном заседании представитель административного органа ФИО5 пояснила, что виновность ФИО8 в совершении вменяемого правонарушения полностью доказана материалам дела, КоАП РФ не предусматривает обязательное письменное получение расписки о разъяснении прав и обязанностей, в деле имеется расписка о разъяснении ФИО4 прав и обязанностей, но по ошибке поставлена дата ДД.ММ.ГГГГ, кроме этого ФИО8 была ознакомлена со своими правами и обязанностями при составлении протокола об административном правонарушении. Помимо этого она возражает против замены административного штрафа на предупреждение, поскольку действия ФИО8 посягают на экономическую безопасность государства, что исключает применение положений ст. 3.4 КоАП РФ.

Заслушав ФИО6, защитника, представителя административного органа, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В силу подпунктов "а", "б", "в" пункта 6, подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, резиденты: физические лица, являющиеся гражданами РФ; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях"; нерезиденты: физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится, в том числе при отсутствии в трудовом договоре условия о перечислении заработной платы работнику - нерезиденту на его банковский счет.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работник являлся гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ.

Положения указанного Федерального закона не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.

Как следует из материалов дела, согласно представленным к проверке документам, установлено что ООО «ИКСБИР» были заключены трудовые договоры с физическими лицами - нерезидентами, которые являются гражданами иностранных государств и не имеют вида на жительство в РФ (Таблица в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с поступившим письмом входящий от ДД.ММ.ГГГГ УМВД РФ по <адрес>, также подтверждена информация согласно Таблице , что физические лица, заключившие трудовые договоры с ООО «ИКСБИР», являются гражданами иностранных государств и не имеют вида на жительства Российской Федерации.

За выполнение трудовых обязанностей ДД.ММ.ГГГГ выплачена заработная плата работникам-нерезидентам за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИКСБИР» в наличной форме через кассу предприятия на общую сумму 378 415 рублей по расходному кассовому ордеру (Таблица в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, ответственным за соблюдение валютного законодательства в ООО «ИКСБИР» на дату выплаты заработной платы назначена главный бухгалтер ФИО8

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, главный бухгалтер ООО «ИКСБИР» ФИО8 в силу должностных обязанностей и занимаемой должности обязана знать и соблюдать валютное законодательство, вместе с тем исчерпывающие меры по их соблюдению не приняла, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении названным лицом своих служебных обязанностей.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера ООО «ИКСБИР» ФИО8 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, постановление должностного лица ИФНС России по <адрес> законным признать нельзя.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Так, в ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника ИФНС России по <адрес> допущены существенные нарушения процессуального закона, а именно, в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ лицу, привлекаемому к ответственности ФИО4 не разъяснены её процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем свидетельствует отсутствие расписки о разъяснении ей прав при рассмотрении дела, а также отсутствие в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указания на разъяснение прав.

При этом расписка о разъяснении прав от ДД.ММ.ГГГГ не является подтверждением разъяснения прав ФИО4 при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ, разъяснение ФИО4 прав при составлении протокола ( ДД.ММ.ГГГГ), также не является подтверждением разъяснения прав при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ. При этом, по смыслу закона, в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела права разъясняются вновь, отдельно, независимо от разъяснения прав при составлении протокола.

Представленная представителем административного органа аудиозапись произведенная при рассмотрении дела не подтверждает разъяснение прав ФИО4

При таких обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

жалобу ФИО8 удовлетворить частично.

Постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО8 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО8 направить на новое рассмотрение должностному лицу ИФНС полномочному рассматривать жалобы по делам об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в ФИО2<адрес> – Югры, через Сургутский ФИО2.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА «10»декабря 2021 г.

Подлинный документ находится в деле

ФИО2 ХМАО-ЮГРЫ

Судья ФИО2

______________________________ ФИО7ёв

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь ФИО2 __________________________________