ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1125/19 от 26.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

№ 12-1125/2019

59RS0004-01-2019-003281-63

Р Е Ш Е Н И Е

26 июня 2019 года г. Пермь.

Судья Ленинского районного суда г. Перми Сыров С.В.,

с участием представителя администрации города Перми ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации г. Перми ФИО1 на постановление № 59046/19/2205050 исполняющего обязанности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО4, межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю от 25.04.2019 в отношении администрации города Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением № 59046/19/2205050 исполняющего обязанности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО4, межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю от 25.04.2019, администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

Администрация г.Перми, является должником по исполнительному производству № 26377/18/59046-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г.Перми по делу № 2-1/2017, не исполнила законные требования судебного пристава-исполнителя № 59046/19/2163770 об исполнении решения суда в срок до 26.02.2019.

Администрации г. Перми назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Представитель администрации г. Перми ФИО1 просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу. Указывает, что апелляционным определением Пермского краевого суда по делу № 33-5245/2017 от 17.05.2017 на администрацию города Перми возложена обязанности: определить места складирования снега и снежно-ледяных образований на территории города Перми; обеспечить соответствие снегосвалок требованиям природоохранного законодательства путем устройства на них твердого покрытия, обваловки по всему периметру, ограждений по всему периметру, водосборных лотков и системы транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения. В настоящее время апелляционное определение суда находится в процессе исполнения. Места складирования снега на территории города Перми определены и закреплены за ПМУП «<данные изъяты>» письмами управления внешнего благоустройства администрации города Перми в 2016 году (№ СЭД-24-01-35-854 от 07.10.2016), 2017 году (№ СЭД-059-24-01-48-39 от 13.12.2017) и 2018 году (№ СЭД-059-24-01-48-53 от 19.10.2018). Кроме того, информация направляется ежегодно в адрес МКУ «<данные изъяты> для доведения до сведения подрядных организаций. В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми № СЭД-04-01-03-8 от 30.04.2015 к полномочиям ПМУП «<данные изъяты>» относится обеспечение приема, учета, утилизации поступающего снега от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий, строений, сооружений, в том числе предназначенных для сбора, приема, утилизации, сортировки, переработки, обезвреживания и захоронения в том числе снега. Таким образом, указанные полномочия закреплены за ПМУП «<данные изъяты>» уставом, на основании которого им и выполняются соответствующие работы на местах отвала снега. Распоряжением администрации города Перми № 13 от 12.04.2019 на управление внешнего благоустройства администрации города Перми возложена обязанность по обеспечению вывоза снега подрядными организациями, осуществляющими уборку объектов улично-дорожной сети города Перми в соответствии с муниципальными контрактами, в специально отведенные места отвала снега и размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о специально отведенных местах отвала снега. Требования к местам отвала снега на территории города Перми установлены Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы № 265 от 18.12.2018, в том числе определены элементы обустройства места отвала снега (лотки для сбора воды, обваловка территории, покрытие, материал или грунт, препятствующие прониканию талых вод в грунтовые воды). В соответствии с письмом № 41 от 23.01.2019 ПМУП «<данные изъяты>» предприятием организуется деятельность по приему и складированию снега и снежно-ледяных образований в соответствующих местах. В местах отвала снега выполнены работы по обваловке территории, обустроены подъездные пути (отсыпаны и выровнены), произведено оконавливание для сбора воды, покрытие снегосвалок - плотный грунт. В 2011 году был подготовлен проект, в котором производились расчеты затрат на обустройство всех снегосвалок в соответствии с нормами природоохранного законодательства, однако указанный проект не был реализован. В настоящий момент проект нуждается в актуализации в целях расчета стоимости и необходимых сроков для обустройства мест отвала снега надлежащим образом. В случае принятия решения о невозможности или нецелесообразности актуализации проекта, необходимые расчеты будут произведены повторно. В настоящий момент у ПМУП «<данные изъяты>» № 059-24-01-48/3-6 от 09.04.2019 запрошен указанный проект, а также иные расчеты, проводимые в целях надлежащего обустройства мест отвала снега. По информации, полученной от специалистов ПМУП «<данные изъяты>» в рабочем порядке, проект будет направлен 15.04.2019. В соответствии с поручением Главы города Перми, в срок до 31.12.2019 управлению внешнего благоустройства администрации города Перми необходимо разработать проектную документацию на организацию места отвала снега. В настоящий момент администрацией города Перми произведены расчеты относительно стоимости проведения проектно-изыскательских работ. После утверждения данных расходов на очередном заседании Пермской городской Думы будет проведен конкурс на заключение муниципального контракта на проектно-изыскательские работы по обустройству места складирования снега в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Реализация проекта запланирована на 2021-2022 годы. В силу Устава города Перми администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе в соответствии с законодательством осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города Перми, самостоятельно проводить работы на объекте не может.

О дате, времени и месте рассмотрения жалобы административный орган извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, суд считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

В судебном заседании представитель администрации г.Перми ФИО2 доводы жалобы поддержала, дополнила, что администрация г.Перми выполнила обязанность определить места складирования снега и снежно-ледяных образований на территории города Перми. В настоящее время выполняется обязанность обеспечения соответствия снегосвалок требованиям природоохранного законодательства путем устройства на них твердого покрытия, обваловки по всему периметру, ограждений по всему периметру, водосборных лотков и системы транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения, а именно: запрошено финансирование, запланированы мероприятия по выполнению данной обязанности, реализация работ запланирована на 2021-2022 годы. По ходатайству представителя ФИО2 приобщены: перечень мест отвала снега, размещенных на территории г.Перми и служебная записка № 80 начальника управления расходов от 24.05.2019 в адрес начальника отдела бюджетного планирования с предложением внести изменения в решение Пермской городской Думы № 270 от 18.12.2018 «О бюджете города Перми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», увеличить расходы в 2020 году по мероприятию «Строительство места отвала снега «Голый мыс», в связи с необходимостью выполнения проектно-изыскательских работ.

Заслушав представителя администрации г. Перми ФИО2, исследовав материалы жалобы и дело об административном правонарушении № 1500/19/59046-АП, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ возможно при соблюдении следующих условий:

- неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения;

- до привлечения к административной ответственности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором должен быть установлен новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

В силу ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона № 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона № 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах».

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Однако при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено администрации г.Перми, судебный пристав-исполнитель не указал конкретные требования, содержащиеся в исполнительном документе, неисполненные администрацией г.Перми. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.

Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Исходя из диспозиции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и положений части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Более того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует постановление о взыскании исполнительского сбора, копии требования и постановления о возбуждении исполнительного производства не читаемы в полном объеме, не представлены сведения о дате получения администрацией г.Перми указанных требования и постановления.

Протокол об административном правонарушении содержит утверждение о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, однако приводится диспозиция правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ; отсутствуют сведения о направлении в порядке ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ данного протокола об административном правонарушении в адрес администрации г.Перми, в связи с чем, доводы представителя администрации г.Перми о нарушении права на защиту не опровергнуты.

Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, с учетом годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Иные доводы представителя администрации г. Перми оценке не подлежат, поскольку выявленные нарушения безусловно влекут отмену обжалуемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 59046/19/2205050 исполняющего обязанности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ФИО4, межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю от 25.04.2019 в отношении администрации города Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, - отменить, дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми.

Судья:

Копия верна: С.В. Сыров