ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1125/2021 от 19.01.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-009425-94 Дело №12-9/2022

Р Е Ш Е Н И Е

19 января 2021 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Дульцева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Промбытстрой» на постановление Старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного ТУ Росрыболовства ФИО1 от 18.05.2021 №... о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением Старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного ТУ Росрыболовства ФИО1 от 18.05.2021 №... ООО «Промбытстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.48 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Промбытстрой» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на его незаконность.

В судебном заседании представитель Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного ТУ Росрыболовства возражал против удовлетворения жалобы.

Представитель ООО «Промбытстрой» явку в судебное заседание не обеспечил, извещён о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие..

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст.2.1 ч.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Ч.1 ст.8.48 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов; объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действиях (бездействии), в результате которых правила охраны среды обитания или путей миграции объектов нарушаются.

Целями данной статьи являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, охрана среды обитания водных биологических ресурсов и путей их миграции, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции.

Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон №166-ФЗ) водными биологическими ресурсами являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьей 3 Закона №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ч.1 ст.34 названного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 1, 2 ст.50 Закона № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в ч.1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 (далее также Правила №384).

В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания Закон №166-ФЗ предусматривает согласование данных видов деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в п.1 Правил № 384 определен предмет правового регулирования нормативного правового акта, который соответствует требованиям названного Федерального закона. Росрыболовством на основании представленных документов оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380 (далее – Положение №380).

Согласно п.5 Положения № 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» п.2 Положения, включая проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «з» п.2 Положения №380).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» осуществляет руководство деятельностью Росрыболовства и вправе определять его полномочия.

Так, подпункт «б» п.2 и подпункт «б» п.3 Правил № 384 предусматривают полномочия Росрыболовства и его территориальных органов по согласованию вопросов, связанных с внедрением новых технологических процессов, и осуществлением иной деятельности в зависимости от территории. Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена ст.32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектам.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.10.2014 № 414 реки Сысола и Вычегда являются водными объектами высшей категории рыбохозяйственного использования.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ... в ходе проведения мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения, во исполнения рейдового задания №12/07/02 от 16.03.2021 на территории МОГО «Сыктывкар» Республики Коми в точке с ..." на реке ..., песчаная коса между р... и курьёй (курья сообщается с рекой), район речного порта п...., выявлен карьер, с территории которого вывезен речной песок. Каких-либо документов, подтверждающих законность осуществления вывоза речного песка на месте, не получено.

Определением должностного лица Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного ТУ Рыболовство от 17.03.2021 №... возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видим деятельности ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» является строительство жилых и нежилых помещений, одними из дополнительных – разработка гравийных и песчаных карьеров, производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ, производство земляных работ и др.

Как следует из представленных ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» документов, общество осуществляет деятельность по разработке (освоению) месторождения строительного песка «...», расположенного на территории МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми в точке с географическими координатами ... в.д. на реке ..., песчаная коса между рекой ... и курьей (курья сообщается с рекой), район речного порта п. ....

Проведенными осмотрами территории месторождения от 17.03.2021, 31.03.2021, 05.04.2021, 19.04.2021 выявлены следующие нарушения условий действующего согласования:

- с территории месторождения и с дороги, ведущей к месторождению, проложенной ООО «Промбытстрой», не вывезена для последующей утилизации вскрыша (верхний слой почвы), вскрыша растолкана вместе с растущими кустарниками и снегом тяжелой техникой (бульдозерами) в отвалы размываемых грунтов вдоль всей дороги и по периметру месторождения (карьера);

- переправа через курью оборудована путем укладки на дно курьи двух параллельно расположенных металлических труб, диаметром 1,4 м и длиной 7,5 м, через которые протекает вода, сверху труб насыпан и уплотнен гравий – смываемый грунт, на момент осмотра трубы и месторождение затоплены половодьем;

- дорога к месторождению строительного песка представляет песчаный естественный грунт, твердое покрытие (железобетонные плиты иное покрытие) отсутствует.

- из объяснений ... Р.В. (руководитель проекта «...» и ... С.И. (должностное лицо производитель работ), следует, что тяжёлая техника с месторождения вывезена с 04 по 06 марта 2021 года.

- из представленных фотоматериалом и объяснений ФИО2 установлен факт заезда на территорию месторождения (водоохранная зона) тяжелой техники в период с 14 и 15 апреля 2021 года для уборки территории от мусора.

Таким образом, ООО «Промбытстрой», при осуществлении производственной деятельности нарушило условия 1 этапа согласования и не приняло должных мер по соблюдению требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Соверо-Западного ТУ Рысрыболовства 18.05.2021 постановления №... о привлечении ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» к административной ответственности по ст.8.48 ч.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № ... от 30.04.21, заключением о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Технический проект месторождения строительного песка «...» от 17.02.2020 №14-01/203, вынесенное Северо-Западным ТУ Росрыболовства, актами осмотра территории, объяснениями руководителя проекта ООО «Промбытстрой» ... Р.В., объяснениями производителя работ ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» ... С.И., фотоматериалами, правоустанавливающими документами ООО «ПРОМБЫТСРОЙ», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а также иными доказательствами и письменными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение произведенную должностным лицом оценку доказательств по делу не имеется.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследованы в ходе административного расследования.

Суд считает, что действия ООО «ПРОМБЫТСТРОЙ» правильно квалифицированы по ст.8.33 КоАП РФ, виновность общества в совершении указанного правонарушения установлена.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела доказательства, подтверждающие, что ООО «Промбытстрой» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе соблюдения условий полученного согласования деятельности, предусмотренной проектной документацией «Технический проект месторождения строительного песка «...» в части удаления в декабре-феврале пород вскрыши техникой с вывозом за пределы водоохраной зоны реки на производственную площадку с утилизацией, устройства переправы методом уплотнения снежного покрова или методом намораживания ледяного покрова сверху с последующим промерзанием и увеличением общей толщины льда с использованием производной воды, не представлены.

Учитывая изложенное, судья полагает, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок принятия решения о привлечении к административной ответственности административным органом не нарушен.

Юридическому лицу назначено минимальное наказание в пределах санкции ч.1 ст.8.48 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не установлено.

С учетом изложенного приведенные в жалобе директором ООО «Промбытстрой» ФИО3 доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление Старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного ТУ Росрыболовства ФИО1 от 18.05.2021 №... о привлечении ООО «Просбытстрой» к административной ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ООО «Промбытстрой» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.А.Дульцева