ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1127/2022 от 20.07.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11MS0004-01-2022-002256-95 Дело № 12-1127/2022

РЕШЕНИЕ

20 июля 2022 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 и протест прокурора г. Сыктывкара на постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 31 мая 2022 года, вынесенное в отношении ... ФИО2 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 31 мая 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ... ФИО2 прекращено, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением и.о. заместителя прокурора города Сыктывкара и потерпевший .... обратились в суд с протестом и жалобой, в которых указали на несогласие с принятым постановлением, просили его отменить.

В судебном заседании .... на удовлетворении жалобы настаивал, по изложенным в ней доводам.

Прокурор Матвеева С.А. на удовлетворении протеста настаивала, указав, что мировым судьей неверно исчислен срок привлечения к административной ответственности, в связи с чем постановление подлежит отмене.

Представитель ФИО2 – ФИО3 с жалобой и протестом не согласилась, просила постановление мирового судьи оставить без изменения.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 23.01.2019 № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - Регламент).

Согласно п. 71 Регламента прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, направленных по почте, поданных через многофункциональный центр, заявления, представленного в форме электронного документа, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР.

Пунктом 72 Регламента предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.

В случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги через многофункциональный центр уведомление направляется гражданину через многофункциональный центр.

В соответствии с п. 13 Регламента рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с п. 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Как следует из материалов дела, .... ** ** ** обратился в ГУ – ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости через многофункциональный центр. Заявление получено Учреждением посредством межведомственного взаимодействия ** ** ** и зарегистрировано ** ** **.

В адрес МФЦ поступило уведомление из ГУ - ОПФР по Республике Коми ** ** **, в котором указаны ФИО заявителя, СНИЛС, дата подачи заявления, регистрационный номер, дата приема заявления, а также разъяснения прав и обязанностей заявителя. В уведомлении отсутствуют сведения о перечне документов, представленных заявителем, а также сведения о перечне документов, которые необходимо представить дополнительно заявителю, что подтверждается актом проверки от ** ** **, объяснениями специалиста отдела оказания услуг по ... ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ФИО7 в связи с чем, сотрудники МФЦ не уведомляли гражданина о приеме заявления.

** ** **.... приглашен в ГУ - ОПФР по Республике Коми для подготовки заявления об отсутствии дополнительных документов, подтверждающих деятельность ИП ....

** ** ** в ГУ - ОПФР по Республике Коми сделан запрос в ИФНС по г. Сыктывкару о предоставлении информации о системе налогообложения и месте осуществления предпринимательской деятельности ИП ....

** ** ** в адрес ГУ - ОПФР по Республике Коми поступил ответ из
ИФНС по Республике Коми, согласно которому вопросы подтверждения трудового стажа, периодов трудовой деятельности и местах ее осуществления не относятся к компетенции налоговых органов.

** ** ** ГУ - ОПФР по Республике Коми вынесено решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

ГУ - ОПФР по Республике Коми предоставлена информация об отправке решения об отказе в назначении пенсии ... посредством почты на адрес: ...** ** **, при этом иных подтверждающих факт отправки решения сведений не имеется. Согласно заявлению .... вышеуказанное решение получено им из МФЦ - ** ** **, по почтовому адресу решение не получал.

В соответствии с п. 109 Регламента результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления. При подаче заявления о предоставлении государственной услуги через многофункциональный центр решение об отказе в удовлетворении поданного заявления направляется территориальным органом ПФР в день принятия решения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в многофункциональный центр.

Вместе с тем, решение об отказе направлено в МФЦ лишь ** ** **, что подтверждается выгрузкой из системы межведомственного взаимодействия, актом проверки от ** ** **, объяснениям ФИО7

Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу, что на день рассмотрения дела истек срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, ввиду того, что началом течения срока является ** ** **, т.е. день, не позднее которого должно было зарегистрировано заявление ....

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не соглашается, так как сроки предоставления государственной услуги исчисляются со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с п. 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в которые включается и факт направления принятого решения в адрес заявителя.

Из изложенного следует, что само по себе принятие решения без его последующего направления заявителю не свидетельствует о соблюдении сроков его принятия.

Из изложенного следует, что при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом верно установлена дата его совершения, которой является 15.03.2022, т.е. 11 рабочий день со дня получения последнего ответа на запрос ГУ - ОПФР по Республике Коми.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, равен трем месяцам, что свидетельствует о неправомерном прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, который истекал 16.06.2022 года, в связи с чем постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 31.05.2022 года подлежит отмене.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 указанного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.

Из указанного следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого в возбуждении дела об административном правонарушении отказано или производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение последнего.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы и протеста срок давности привлечения ФИО2 истек, возможность правовой оценки на предмет наличия события или состава правонарушения утрачена.

При изложенных обстоятельствах, постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 31 мая 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении начальника отдела контроля установления пенсий Управления установления пенсий ГУ ОПФР по Республике Коми ФИО2 подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 31 мая 2022 года, вынесенное в отношении начальника отдела контроля установления пенсий Управления установления пенсий ГУ ОПФР по Республике Коми ФИО2 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении начальника отдела контроля установления пенсий Управления установления пенсий ГУ ОПФР по Республике Коми ФИО2 прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в порядке предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190900 ВОХ № 1413 г. Санкт-Петербург.

Судья Т.А. Койкова