судья – Медоева Е.Н. дело № 12-1128/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела статистики сельского хозяйства, окружающей природной среды и труда Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республики Адыгея ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 января 2020 г., вынесенное в отношении заместителя главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела статистики сельского хозяйства, окружающей природной среды и труда Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 от 8 мая 2019 г., заместитель главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 января 2020 г., постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, назначено ФИО2 устное замечание.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, должностное лицо ФИО1 просит отменить решение первой инстанции, указывая на противоречие выводов, изложенных в нем фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов жалобы, ФИО2 представлен отзыв, согласно которого просит решение судьи оставить без изменения, поскольку административное правонарушение является малозначительным.
Выслушав в судебном заседании ФИО2 и её защитника Тягунову Р.В., просившие судебный акт оставить без изменения, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы не связан её доводами и проверяет дело в полном объеме.
Судья нижестоящей инстанции установив действия ФИО2 не нарушили охраняемые общественные отношения, каких-либо вредных последствий и имущественного вреда не причинено, пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, с прекращением производства по делу об административном правонарушении, применив устное замечание.
Однако с данными выводами судья вышестоящей инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных
Действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетных лицами, имеющими обособленные подразделения, по месту нахождения таких подразделений (пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
В силу положений пункта 3 и 4 указанного Федерального закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 24 сентября 2014 г. № 580 утверждена форма №П-4 (НЗ) статистического учета о предоставлении сведений о численности заработной плате работников. Согласно Приложения № 13 указанного приказа, при наличии у юридического лица обособленных подразделений - настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Как следует из материалов дела согласно должностной инструкции заместителя главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» от 9 сентября 2013 г. должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации от имени данной организации является заместитель главного бухгалтера ФИО2
Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее ежегодно в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения 1 апреля после отчетного периода, то есть за 2018 год - 1 апреля 2019 г.
В нарушение указанных требований законодательства, приказа Федеральной службы государственной статистики 27 июля 2018 № 461 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» заместителем главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» ФИО2 данные по форме федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» за 2018 год в установленные сроки не представлены.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2018 г. № 461 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», которую предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Некоммерческие организации предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 1-предприятие при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производству по делу, районный суд исходил из того, что административное правонарушение совершенное заместителем главного бухгалтера ФИО2 не привело к наступлению имущественного вреда и каких-либо вредных последствий, не нарушены охраняемые общественные отношения.
Вместе с тем выводы нижестоящего судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ФИО2 нельзя признать состоятельными.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ставится в зависимость от доказанности наличия наступивших последствий или угрозы наступления таких последствий.
Опасность таких правонарушений заключается в ненадлежащем отношении привлекаемых к административной ответственности лиц, к возложенным на них обязанностям по предоставлению статистической отчетности и возможному срыву сроков формирования государственной статистической отчетности.
Несвоевременное представление первичных статистических данных по форме федерального государственного статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» (просрочка 17 дней) привело к необходимости внесения корректировки в базы данных.
В результате в Краснодарстате повторно сформированы сводные итоги по вышеуказанной форме. Повторное формирование данных потребовало дополнительных временных затрат сотрудников Краснодарстата и создало предпосылки для снижения эффективности работы.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Помимо изложенного, нижестоящий судья не принял во внимание, что заявитель имел возможность не совершать данное административное правонарушение, однако не проявил ответственности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством. О наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих исполнению надлежащим образом обязанности по соблюдению требований законодательства материалы дела, не содержат, доказательств обратного не представлено.
При этом административным органом постановлением по делу об административном правонарушении на должностное лицо наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, что также исключает основание для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Признание подобных административных правонарушений малозначительными препятствует реализации важнейших принципов официального статистического учета, полноты и достоверности официальной статистической информации и формирует пренебрежительное отношение широкого круга лиц в сфере государственного регулирования в области статистики.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и для его наличия достаточно только лишь установления самого нарушения порядка представления статистической информации, при этом наступления каких-либо последствий не требуется.
Таким образом нарушение требований закона о предоставлении статистической информации имеет широкую социальную значимость, а потому оснований для применения в отношении ФИО2 положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения не имеется.
При изложенных обстоятельствах решение судьи нижестоящей инстанции не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных нижестоящим судьей ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, который исчисляется с момента совершения административного правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении от 24 апреля 2019 г. истек, производство по делу возобновлено быть не может.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке не вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела должностным лицом, составляет 2 месяца.
В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Таким образом, дело об административном правонарушении не может быть возвращено на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г.Краснодара, поскольку принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, так как в рамках рассмотрения настоящей жалобы вынесенное по делу постановление об административном правонарушении от 8 мая 2019 г. отменено решением судьи нижестоящей инстанции.
В связи с изложенным, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения заместителя главного бухгалтера ООО «Юг-Бизнеспартнер» ФИО2 к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 января 2020 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>