ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1128/20 от 11.02.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 12-96/2021

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2021 года г. Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,

при секретаре судебного заседания Босундаевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального образования «Город Астрахани» ФИО1 на постановление №56/МФ/2020 от 29.12.2020 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов Астраханской области ФИО2 № 56/МФ/2020 от 29.12.2020 года глава администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представители ФИО1 по доверенности ФИО3, ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержали, просили удовлетворить.

Представители министерства финансов Астраханской области ФИО5, ФИО6, ФИО7 полагали жалобу необоснованной и просили постановление административного органа оставить в силе.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, ознакомившись с доводами жалобы, дополнениями к ней, возражениями на министерства финансов Астраханской области, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Из материалов дела следует, что предоставление бюджетных кредитов из бюджета Астраханской области бюджету МО «Город Астрахань» осуществлялось в 2017 и 2019 годах.

В связи с прогнозируемым временным кассовым разрывом, администрация МО «Город Астрахань» письмом от 19.12.2017 № 30-01-5386 обратилась в министерство финансов Астраханской области с просьбой о рассмотрении возможности предоставления МО «Город Астрахань» бюджетного кредита на величину временного кассового разрыва в размере 50 000 000 руб. с указанием срока возврата - до 24.12.2017 года.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении бюджетного кредита совместно с письмом от 19.12.2017 № 30-01-5386 представлен пакет документов, соответствующий требованиям п. 2.2. раздела 2 Положения о бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 22.02.2008 № 79-П «Об утверждении Положения о бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Астраханской области» (далее - Положение от 22.02.2008 № 79-П).

По результатам анализа бюджета МО «Город Астрахань», проведенного министерством на основании обращения администрации, и представленных документов, 22.12.2017 года между министерством и администрацией был заключен договор № 02-03-13-05 «О предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области на покрытие временного кассового разрыва» (далее - Договор от 22.12.2017 № 02-03-13-05).

Письмом от 27.12.2017 года № 30-01-5583 администрация сообщила министерству о невозможности единовременного возврата бюджетного кредита в размере 50 000 000 руб. в бюджет Астраханской области, в связи с чем просила реструктуризировать задолженность по договору от 22.12.2017 № 02-03-13-05 сроком на 5 лет. Задолженность по процентам и неустойке на дату обращения отсутствовали.

Учитывая, что письмо от 27.12.2017 года № 30-01-5583 содержало сведения, установленные п. 3 Порядка проведения и условий реструктуризации в 2017 году обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, выданным муниципальным образованиям Астраханской области в 2014 и 2017 годах, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2017 № 509-П, министерством в соответствии с положениями данного Порядка заключен с МО «Город Астрахань» договор о реструктуризации обязательств (задолженности) муниципального образования «Город Астрахань» перед бюджетом Астраханской области от 29.12.2017 года № 02-03-13-08 (далее - Договор от 29.12.2017 № 02-03-13-08).

В соответствии с абз. 3 п. 3.2 Договора от 29.12.2017 года № 02-03-13-08 Заемщик обязан обеспечить ограничение ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации (Банком России), увеличенной на 1 процент годовых (по вновь заключаемым контрактам).

По состоянию на 01.01.2019 года муниципальный долг МО «Город Астрахань» составил 2 230 548 100 руб., в связи с чем администрация письмом от 22.01.2019 года №30-01-310 обратилась в министерство с просьбой о рассмотрении возможности предоставления МО «Город Астрахань» бюджетного кредита на покрытие дефицита бюджета в размере 50 000 000 руб.

По результатам анализа бюджета МО «Город Астрахань», проведенного министерством на основании обращения администрации и представленных документов, 18.02.2019 года между министерством и администрацией был заключен договор №02-03-13-01 «О предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области на покрытие дефицита бюджета» (далее - Договор от 18.02.2019 №02-03- 13-01).

В соответствии с абз. 3, 6 п. 3.2. Договора от 18.02.2019 № 02-03-13-01 Заемщик обязан ограничить ставки по кредитам, полученным МО «Город Астрахань» от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации (Банком России), увеличенной на 1 процент годовых (по вновь заключаемым кредитным договорам), а так же в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных абз. 2, 3 п. 3.2 Договора, возвратить бюджетный кредит в течение 30 рабочих дней с даты получения уведомления Кредитора и уплатить проценты за пользование бюджетным кредитом.

года и 23.06.2020 года администрацией проведены аукционы в электронной форме на услуги по предоставлению кредитов, реестровые номера аукционов: 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0.

года и 02.07.2020 года состоялись рассмотрения единственных заявок на участие в электронных аукционах.

По итогам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе победителем признан ПАО «Сбербанк». В результате МО «Город Астрахань» были предоставлены кредиты в общей сумме 495 000 000 руб., в том числе в разрезе муниципальных контрактов:

- от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1712 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 1,17 % выше, чем ключевая ставка (5,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

- от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1713 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 1,17 % выше, чем ключевая ставка (5,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1714 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 2,17 % выше, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1715 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 2,17 % выше, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1716 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 2,17 % выше, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2020-04-1717 на сумму 10 000 000 руб. по ставке 7,67 % годовых, что на 1,17 % выше, чем ключевая ставка (5,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2019-06-1847 на сумму 35 000 000 руб. по ставке 5,68075 % годовых, что на 0,18075 % выше, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2019-06-1848 на сумму 50 000 000 руб. по ставке 5,96335 % годовых, что на 0,46335 % выше, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2019-06-1850 в сумме 50 000 000 руб. по ставке 5,96335 % годовых, что на 0,46335 % выше, чем ключевая ставка (4,5%) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1% годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2019-06-1849 в сумме 50 000 000 руб. по ставке 5,46335 % годовых, что на 0,03665 % ниже, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых;

от ДД.ММ.ГГГГ № аэф-2019-06-1851 в сумме 50 000 000 руб. по ставке 5,46335 % годовых, что на 0,03665 % ниже, чем ключевая ставка (4,5 %) на дату привлечения заемных средств (ДД.ММ.ГГГГ), увеличенная на 1 % годовых.

21.09.2020 года при проведении внеплановой проверки в отношении администрации муниципального образования «Город Астрахань» по вопросу соблюдения положения правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдения условий договоров о предоставлении бюджетных кредитов из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань», было установлено, что в нарушение абз.3 п.3.2 Договоров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрацией в проверяемом периоде были привлечены заемные средства по ставке выше, чем ключевая ставка на дату привлечения заемных средств, увеличенная на 1% годовых,

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования «Город Астрахани» ФИО1 по ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения в ходе проверки бюджетного законодательства свидетельствовали о допущенных администрацией МО «Город Астрахань» бюджетных нарушениях, за совершение которых Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В жалобе заявитель указывает, что администрацией в адрес ПАО «Сбербанк» были направлены письма от 07.05.2020, от 13.05.2020 и от 10.07.2020г. с просьбой о возможности рассмотрения вопроса снижения процентной ставки по привлекаемым кредитам. Однако, контракты с ПАО «Сбербанк» на привлечение кредитов администрацией были заключены сроком ранее получения ответов от банка о невозможности снижения процентной ставки по привлекаемым кредитам.

Согласно п.1 ст.420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с абз.1 ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Ключевая ставка Банка России на дату заключения контрактов от 13.05.2020 и до 21.06.2020 составляла 5,5%. Письмом от 21.05.2020 №8625-01/исх.-214 ПАО «Сбербанк» сообщило администрации о невозможности снижения процентной ставки по привлекаемым кредитам. В период с 22.06.2020 и на момент заключения администрации контрактов от 17.07.2020 ключевая ставка Банка России составляла 4,5%. Несмотря на снижение ключевой ставки Банка России и полученного ответа от банка от 21.05.2020 о невозможности снижения процентной ставки по привлекаемым кредитам, администрацией заключены контракты 17.07.2020 по ставке выше, чем ключевая ставка на дату привлечения заемных средств, увеличенная на 1% годовых.

При заключении Договоров от 29.12.2017 №02-03-13-08 и от 18.02.2019 №02-03-13-01 администрация приняла на себя обязательства по исполнению всех условий договоров, в том числе и условий, определенных абз.3 п.3.2 договоров, предусматривающих обязанность заемщика обеспечить ограничение ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1 процент годовых (по вновь заключаемым контрактам). В связи с чем, ограничение ставок по кредитам является обязанностью администрации, а не кредитной организации.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из представленных на проверку документов следует, что на период совершения вменяемого административного правонарушения ФИО1 обладала правом первой подписи денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных обязательств, следовательно, заключение контрактов с ПАО «Сбербанк» по кредитам входило в компетенцию должностных полномочий главы администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО1

Таким образом, из представленных материалов следует вывод о наличии виновности главы администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО1 в совершении вменяемого ей правонарушения.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которые при рассмотрении дела получили надлежащую правовую оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и в своей совокупности достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы ФИО1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения подлежат отклонению как необоснованные.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч.1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ФИО1 назначено минимальное наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 29.12.2020 года №56/МФ/2020 в отношении главы администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2021 года.

Судья Е.А. Рахматулина