Р Е Ш Е Н И Е
11 августа 2017 г. г. Астрахань
Судья Трусовского районного суда г. Астрахани Курбанова М.Р.,
при секретаре Текаловой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО «Порт «Зюйд-Вест» К.В.С. на постановление заместителя начальника отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>Р.Г.С. по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>Р.Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Порт «Зюйд-Вест»» лице директора М.Т.Р. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Представитель ООО «Порт «Зюйд-Вест»» с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, в которой указал, что в нарушение требований ст. 29.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Порт «Зюйд-Вест»», о месте и времени рассмотрения дела его не известили. Вместе с тем, как указывает заявитель копия определения о месте и времени рассмотрения дела ООО «Порт «Зюйд-Вест»» получена услугами почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению заявителя ООО «Порт «Зюйд-Вест»» было лишено прав, предоставленных ему КоАП РФ, в том числе прав на защиту.
В судебном заседании заявитель ООО «Порт «Зюйд-Вест» К.В.С. поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила постановление отменить.
Выслушав заявителя, исследовав материалы административного производства, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов административного дела следует, что отделом контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица ООО «Порт «Зюйд-Вест» проведена выездная проверка с целью проведения в рамках государственного фитосанитарного контроля (надзора), государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва транспортировке. Проверка проведена с целью исполнения поручения Заместителя председателя Правительства РФ Д.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №№,на основании приказа Россельхознадзора № ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с п.3 ч.2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях недопущения заражения и распространения карантинных объектов при хранении зерна и продуктов его переработки, как на территории России, так и при экспортных операциях, а также обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. В ходе выездной проверки с участием представителей отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>, было выявлено, что порт не оборудован ливневой канализацией, отсутствуют фитосанитарная яма, оборудование по переработке в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение семян карантинных сортов растений жизнеспособности, т.е. не соблюдение требований к процессам хранения зерна, не обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, что является нарушением требований п.6, п.9 п.11 ст. 4 технического регламента ТР № «О безопасности зерна», административная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, нарушения правил использования, хранения и реализации подкарантинной продукции. Выявлено нарушение правил использования, хранения и реализации подкарантинной продукции, а именно установлено отсутствие в порту оборудования ливневой канализации, фитосанитарной ямы, оборудования по переработке в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение семян карантинных сорных растений жизнеспособности. Таким образом ООО «Зюйд-Вест» нарушило п.п.10 п.1 ст. 32 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.№ ФЗ «О карантине растений» и п.п. 10.11 и 25 Приказа Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 2.2 Приказа ФИО1 СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы», что содержит признака административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ст. 10.3 КоАП РФ.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица составлен Акт проверки № №, а также выдано предписание № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений отмеченных в акте проверки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении получено представителем юридического лица директором ООО «Порт «Зюйд-Вест» М.Т.Р.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью.
По факту выявленных нарушений правил хранения и реализации подкарантинной продукции ДД.ММ.ГГГГ государственным должностным лицом отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводства Б.Н.Д. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ст. 10.3 КоАП РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Порт «Зюйд-Вест» на ДД.ММ.ГГГГ на 11-00 часов в помещении отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводства Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>Р.Г.С. в отношении ООО «Порт «Зюйд-Вест» вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО «Порт «Зюйд-Вест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ.
В соответствии о ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, доводы представителя в жалобе о том, что в нарушении требований КоАП РФ, дело было рассмотрено в его отсутствие при не извещении его о месте и времени рассмотрения дела, о чём ему не было известно, в связи с чем он был лишен прав предоставленных ему КоАП РФ, в том числе прав на защиту, заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В пунктах 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Извещения, адресованные юридическим лицам направляются по месту их нахождения. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по месту нахождения этого филиала или представительства.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения.
Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья нарушает предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, определение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении получено представителем ООО «Порт «Зюйд-Вест» услугами почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
При этом из материалов дела не усматривается, что на момент рассмотрения дела имелись достоверные сведения о надлежащем извещении привлекаемого юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, что позволяло рассмотреть дело в их отсутствие.
Таким образом, представитель юридического лица ООО «Порт «Зюйд-Вест» не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения административного дела, что лишило его возможности воспользоваться предоставленными ему КоАП РФ правами.
Установленные процессуальные нарушения являются существенными и неустранимыми, последние не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.
При таких обстоятельствах полагаю жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
В статье 4.5 КоАП РФ не установлено специального срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере регулирования оборота подкарантинной продукции.
При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время двухмесячный срок давности привлечения ООО «Порт «Зюйд-Вест» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Порт «Зюйд-Вест» - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела контроля и надзора в области карантина растений и семеноводство Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>Р.Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «Порт «Зюйд-Вест» М.Т.Р. отменить, а жалобу представителя ООО «Порт «Зюйд-Вест» К.В.С. –удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью " Порт «Зюйд-Вест " прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти дней со дня получения копии решения.
Судья М.Р. Курбанова