ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/18 от 01.11.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Кужугет Р. Ш. Дело №12-112 /2018

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 1 ноября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. от 11 апреля 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 сентября 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, указав, что вывод суда о том, что требования прокурора, указанные в представлении прокурора, умышленно не выполнены, является необоснованным, поскольку представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства было рассмотрено 21 февраля 2018 года на заседании рабочей группы с участием прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва, что подтверждается протоколом рабочей группы от 21 февраля 2018 года. 26 февраля 2018 года в Прокуратуру Республики Тыва в письменной форме направлена информация о результатах рассмотрения представления с подтверждающими документами. Во исполнение представления прокурора изданы приказы Управления об усилении контроля при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета и при санкционировании расходов юридических лиц при казначейском сопровождении целевых средств. С сотрудниками отделов кассового обслуживания исполнения бюджетов и казначейского сопровождения проведены совещания и технико-экономические учёбы по вопросам усиления контроля и надлежащего исполнения требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления казначейского сопровождения целевых средств. В связи с отсутствием у органов Федерального казначейства правовых оснований (полномочий) для возврата государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, заключённых с нарушением требований Федерального закона № 44-ФЗ, которое является одним из требований представления прокуратуры Республики Тыва, Управлением письмом от 26 февраля 2018 года направлено в Федеральное казначейство предложение о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления казначейского сопровождения средств, по наделению органов Федерального казначейства полномочиями по приостановлению (отмены) операций на лицевых счетах при казначейском сопровождении средств в случаях представления государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним, содержащих признаки нарушений законодательства в сфере закупок. Дисциплинарная ответственность в отношении должностных лиц Управления не применялась в связи с отсутствием в их действиях нарушений федерального законодательства при исполнении должностных обязанностей. Управлением представление прокурора рассмотрено всесторонне и своевременно, приняты все исчерпывающие и конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а также направлена информация о принятых мерах в установленный законодательством срок, в связи с этим оснований для применения статьи 17.7 КоАП РФ в отношении неё не имелось. В суд представлены документы по оспариванию представления прокурора в судебном порядке, однако данный факт судом оставлен без внимания. Несостоятельна ссылка суда на её объяснение от 15 февраля 2017 года, отобранное прокурором отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва Омзаар Ч.О. о том, что УФК по Республике Тыва не имеет права отказывать в заключении соглашения и не принимать порядок санкционирования ввиду того, что она не давала данное объяснение. Представление прокурора неисполнимо в связи с тем, что Управление не имеет возможности устранить выявленное нарушение ввиду того, что санкционирование операций было произведено 24 ноября 2017 года, а объём работ по данному государственному контракту фактически выполнен.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Её защитник Куулар Д.Я. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным ней основаниям.

Представитель прокуратуры Республики Тыва Монгуш С.Ю. просила постановление судьи оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьёй 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, и вины должностного лица лежит на прокуроре.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 апреля 2018 года ФИО1 вменялось неисполнение представления прокурора в части требования о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь, указывалось на то, что до сих пор продолжается санкционирование операций на основании дополнительных соглашений к государственным контрактам.

В ходе производства по делу ФИО2 оспаривала свою вину в совершении административного правонарушения, в числе иных доводов заявляя, что УФК по РТ во исполнение представления прокурора изданы приказы об усилении контроля при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета и при санкционировании расходов юридических лиц при казначейском сопровождении целевых средств. С сотрудниками отделов кассового обслуживания исполнения бюджетов и казначейского сопровождения проведены совещания и технико-экономические учёбы по вопросам усиления контроля и надлежащего исполнения требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления казначейского сопровождения средств. Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва направлено письмо от 26 февраля 2018 года исх. в Федеральное казначейство с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления казначейского сопровождения целевых средств.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соответствующие доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, судьёй первой инстанции не проверены.

В обоснование виновности ФИО1 судья сослался только на её объяснение от 15 февраля 2017 года, которое было отобрано не в рамках данного дела, на постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и на должностной регламент заместителя руководителя УФК по Республике Тыва, других доказательств в обоснование её вины не привёл.

В постановлении судьи также имеется ссылка на письмо Федерального казначейства от 19.02.2018 года , в котором, якобы, установлено, что требования прокурора не выполнены, не приняты меры по устранению нарушений закона, не решён вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности, хотя в материалах дела письмо и с таким номером, и таким содержанием отсутствует (есть письмо Федерального казначейства от 19.02.2018 года ).

Судья в постановлении констатировал, что ФИО1 исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь не приняты, при этом судья не указал, какие конкретно меры заместитель руководителя УФК по РТ ФИО1 не приняла, чтобы устранить допущенное нарушение, чтобы не допускать нарушений впредь, возможно ли исполнить требование об устранении допущенного нарушения (возвратить документы заказчику и вернуть денежные средства, забрав их у подрядчика), если контракты уже оплачены, подрядные работы фактически выполнены, Минфин России санкционировал данные расходы (письмо от 03.05.2018 года исх. ).

Судья в нарушение статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дал никакой оценки доказательствам, имеющимся в материалах дела, в том числе протоколу рабочей группы УФК по Республике Тыва по рассмотрению представления прокуратуры Республики Тыва от 21 февраля 2018 года, приказу руководителя УФК по Республике Тыва об усилении контроля и наделении уполномоченных лиц полномочиями на санкционирование расходов юридических лиц при казначейском сопровождении от 20 февраля 2018 года , приказу руководителя УФК по Республике Тыва об усилении контроля и наделении уполномоченных лиц полномочиями на санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета (местных бюджетов) Республики Тыва от 20 февраля 2018 года , письму Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 26 февраля 2018 года исх. , направленному в Федеральное казначейство с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления казначейского сопровождения целевых, письму Федерального казначейства России от 19 февраля 2018 года , письму Минфина России от 03.05.2018 года .

Таким образом, судьёй допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 сентября 2018 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

Поскольку на день рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Тыва не истёк годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данной категории дел, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращению в Кызылский городской суд Республики Тыва на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 сентября 2018 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья С.А. Железнякова