ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/18 от 31.05.2018 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-112/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воркута 31 мая 2018 года

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Чекате О.Д.,

с участием начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела – Тюлькевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГУП «Почта России» в лице УФПС Республики Коми – филиала ФГУП «Почта России» на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Тюлькевич Е.А. от 25 апреля 2018 года **** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ФГУП «Почта России»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Тюлькевич Е.А. от 25 апреля 2018 года ФГУП «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Воркутинский городской суд Республики Коми 14 мая 2018 года, врио директора УФПС Республики Коми – филиала ФГУП «Почта России» С.С.В. просит постановление **** от 25 апреля 2018 года отменить, считая его незаконным, поскольку обращение Б.Т.А. в государственную инспекцию труда является индивидуальным трудовым спором, работником пропущен срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора.

Представитель по доверенности ФГУП «Почта России» извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством об отложении судебного заседания. Ходатайство об отложении судебного заседания судом отклонено в виду отсутствия уважительных причин неявки заблаговременно извещенного представителя ФГУП «Почта России». Суд в силу правил ч.2 ст.25.1 КоАП РФ рассмотрел жалобу в отсутствие представителя ФГУП «Почта России».

Начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела – Тюлькевич Е.А. пояснила, что в период проведения проверки представителями ФГУП «Почта России» не был представлен приказ об отмене Положения о вознаграждении работников филиала ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг №436-П от 06.12.2011. Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении внеплановой проверки по жалобе Б.Т.А. не применимы, поскольку отсутствует опасность причинения вреда.

Проверив дело в полном объёме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет административную ответственность.

Из постановления должностного лица следует, что в ходе внеплановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Республике Коми выявлены нарушения трудового законодательства, допущенные ФГУП «Почта России», в том числе, работодателем в нарушение ст.ст. 8, 133, 135, 146 ТК РФ на вознаграждение за оказание сетевых услуг оператором связи Б.Т.А. не начислялись районные коэффициенты и северные надбавки.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу пунктов 12, 19 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны.

Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Исходя из положений данной нормы и ч.12 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ», соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

Как установлено в ходе производства по делу, внеплановая выездная проверка ФГУП «Почта России» была проведена на основании поступившего 13 марта 2018 года заявления Б.Т.А. о нарушении трудового законодательства, выразившегося в выплате вознаграждения за оказание сетевых услуг без учёта районного коэффициента и северной надбавки.

Довод об отсутствии угрозы причинения вреда, вследствие чего прокуратура не была извещена о внеплановой проверки филиала ФГУП «Почта России», не основан на Законе. Б.Т.А. жаловалась на выплату ей вознаграждения за оказание сетевых услуг без начислении районного коэффициента и северных надбавок, то есть заработной платы, следовательно, данное обстоятельство относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью граждан.

Из содержания ч.8 ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда подобного обращения внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Вместе с тем из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующей информации, вопреки требованиям закона проверка проведена без согласования с органами прокуратуры.

Положения названной нормы допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры. Однако из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующего обращения работника предприятия в инспекцию труда.

В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ нарушение требований данного Закона в части согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры является грубым нарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, документы, полученные по результатам проведённой в отношении ФГУП «Почта России» проверки с нарушением требований закона, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности предприятия в совершении вменённого административного правонарушения, обстоятельства, на основании которого вынесено состоявшееся по делу постановление, не доказаны.

С учётом изложенного постановление должностного лица по настоящему делу об административном правонарушении, законным признан быть не может.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Тюлькевич Е.Н. от 25 апреля 2018 года ****, вынесенное в отношении ФГУП «Почта России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ подлежит отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинского отдела Тюлькевич Е.А. от 25 апреля 2018 года ****, вынесенное в отношении ФГУП «Почта России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья: О.Д. Чекате