ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/20 от 19.02.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-112/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-000086-84)

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Тверь

Судья Центрального районного суда г. Твери Солдатова Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 20 декабря 2019 года № 02-3-16/117-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверская академическая областная филармония» ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

постановлением исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 20 декабря 2019 года № 02-3-16/117-2019 должностное лицо – директор государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление признать незаконным, отменить и прекратить производство по делу.

В жалобе ФИО3 указала, что постановление не соответствует закону, вынесено с нарушением норм права. После списания в установленном порядке субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям, с единого счета бюджета и их зачислением на счета бюджетных учреждений эти субсидии теряют статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются положения ст. 306.4 БК РФ. В 2018 году ГСМ приобретались и оплачивались учреждением из двух источников: за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и за счет средств доходов от оказания услуг на платной основе и от иной, приносящей доход, деятельности (за счет средств от предпринимательской деятельности). Министерством в Постановлении сделан вывод об оплате Учреждением ГСМ за счет средств субсидии в 2018 году без указания, к какому источнику относится конкретный вид ГСМ по каждому эпизоду вменяемого административного правонарушения.

Несмотря на то, что служебные командировки работников не были связаны с выполнением государственного задания бюджетного учреждения, нахождение ФИО1. и ФИО2. в командировках являлось выполнением возложенных на них обязанностей вне основного места работы, с гарантированными статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации, оплатой среднего заработка по занимаемым ими должностям водителей (вспомогательного персонала Учреждения) и возмещением расходов, связанных со служебными командировками. Оплата среднего заработка работников, за период их нахождения в соответствующих служебных командировках, произведена из средств субсидии на выполнение государственного задания Учреждения, что не может признаваться нецелевым использованием бюджетных средств. Гарантированные работнику суммы среднего заработка по своему характеру являются компенсационными выплатами и, по смыслу понятия заработная плата (оплата труда работника), закрепленного в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, её составной частью. Заработная плата водителей относится к базовым нормативным затратам на выполнение государственного задания Учреждением. Следовательно, выплаты среднего заработка водителей за период их нахождения в служебных командировках относятся к выплатам по оплате труда водителей и оплачиваются из средств субсидии на выполнение государственного задания, вне зависимости от целей таких командировок.

В дополнении к жалобе ФИО3 указано, что протокол об административном правонарушении № 02-3-16/117/2019 был составлен 27.09.2019 в период с 10 часов 30 минут по 10 часов 40 минут, в её отсутствие, к составлению указанного протокола в качестве законного представителя был привлечен Криволапов А.В., являющийся ведущим юрисконсультом ГБУК «Тверская академическая областная филармония» и присутствовавший на составлении протокола об административном правонарушении № 02-3-16/116-2019 от 27.09.2019 (в период времени с 10 часов 00 минут по 10 часов 20 минут) в отношении ГБУК «Тверская академическая областная филармония». Участие Криволапова А.В. в составлении протокола № 02-3-16/117/2019 от 27.09.2019 не является законным, поскольку должностное лицо привлекло Криволапова А.В. в качестве законного представителя на основании доверенности, выданной ему Учреждением, для участия при составлении протокола об административном правонарушении № 02-3-16/116-2019 от 27.09.2019 в отношении Учреждения. Протокол № 02-3-16/117/2019 от 27.09.2019 был вручен 09.12.2019 вместе с определением № 02-3-16/117-2019 от 05.12.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении № 02-3-16/117/2019 от 27.09.2019 не может являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении. О составлении иного (нового) протокола об административном правонарушении по вменяемому административному правонарушению по ст. 15.14 КоАП РФ, заявитель не извещалась.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, надлежащим образом извещена судом о времени и месте слушания дела, письменно просила рассматривать дело в свое отсутствие. Защитник Криволапов А.В. доводы жалобы поддержал, просил постановление Министерства Тверской области отменить.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО5 полагал, что постановление законно и обоснованно вынесено в отношении ФИО3, в ее действиях содержится состав вмененного административного правонарушения.

Представитель должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО6 возражал относительно доводов жалобы, считал постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением).

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ (в ранее действовавшей редакции) под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций, как органом государственного финансового контроля в соответствии с положением о Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 95-пп, на основании приказа от 09.01.2019 № 8 (с изменениями от 18.02.2019 № 227) проведена плановая выездная проверка по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности, о чем составлен акт от 04.03.2019.

В ходе указанного контрольного мероприятия установлено следующее.

В соответствии с приказом директора учреждения от 23.11.2018 водитель ФИО2 направлен в г. Рыбинск с 30.11.2018 по 02.12.2018 для доставки артистов. Командирование водителя осуществлялось на основании письма ГБУК «Тверской областной академический театр драмы» от 27.11.2018 № 555/01 с просьбой о предоставлении автобуса для гастролей. Расходы учреждения, связанные с командированием водителя, за счёт средств субсидии составили 12 100 руб., в том числе расходы на ГСМ – 3400 руб., (расчет: 222л*0,0466*33%=3,4 тыс. руб., где 22 л- расход ГСМ, 0,0466 тыс. руб. – цена за 1 л, 33 % - величина расходов за счет средств субсидии согласно сведениям платежных документов) (путевой лист от 30.11.2018 № 212) заработная плата с начислениями водителя за 30.11.2018-02.12.2018 – 8700 руб. Оплата указанных расходов произведена по платёжным поручениям от 05.12.2018 №№ 752, 755, 757, 758, от 25.12.2018 №№ 1936, 1931-1941, 1988 от 27.12.2018 № 1928 (оплата поставщику ГСМ).

Между Комитетом по делам культуры Тверской области в лице председателя ФИО7 и Учреждением в лице руководителя ФИО3 заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 18.01.2018 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 3 Соглашения о предоставлении субсидии на 2018 год Учреждение обязуется:

- осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании;

- осуществлять использование средств субсидии только на цели, связанные с выполнением государственного задания.

Учреждением в нарушение пункта 3 Соглашения о предоставлении субсидии на 2018 год в результате использования особо ценного движимого имущества (автотранспортные средства) для целей, не связанных с выполнением государственного задания, приняты и оплачены расходы за счет средств субсидии в общей сумме 12,1 тыс. руб.

Учреждением в лице директора ФИО3 допущено направление средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, соглашением о предоставлении субсидии на 2018 год, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств в сумме12,1 тыс. руб., что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ГБУК ТО «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 протокола об административном правонарушении от 27.09.2019 № 02-3-16/117-2019 и вынесения постановления о привлечении ее к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ГБУК ТО «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 27.09.2019 № 02-3-16/117-2019; копией выписки из акта плановой выездной проверки по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности от 04.03.2019; копией соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 18.01.2018; копией приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку от 23.11.2018; копией служебной записки от 28.11.2018 о направлении ФИО2 в служебную командировку; копией письма № 555/01 от 27.11.2018; копией путевого листа № 212 от 30.11.2018; копией расчётного листка ФИО2 за ноябрь 2018 года; копией расчётного листка ФИО2 за декабрь 2018 года; копией платежного поручений № 1752 от 05.12.2018; копией платежного поручений № 1755 от 05.12.2018; копией платежного поручений № 1757 от 05.12.2018; копией платежного поручений № 1758 от 05.12.2018; копией платежного поручений № 1936 от 25.12.2018; копией платежного поручений № 1939 от 25.12.2018; копией платежного поручений № 1940 от 25.12.2018; копией платежного поручений № 1941 от 25.12.2018; копией платежного поручений № 1988 от 25.12.2018; копией платежного поручений № 1928 от 25.12.2018.

Данные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Вина директора ГБУК ТО «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 во вмененном ей административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО3 о том, что после списания в установленном порядке субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям, с единого счета бюджета и их зачислением на счета бюджетных учреждений эти субсидии теряют статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются положения ст. 306.4 БК РФ, не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 2 статьи 306.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субсидия предоставляется бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, в соответствии со ст. 69.1 БК РФ является средствами, относящимися к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Доводы о целевом расходовании средств бюджетного учреждения, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене постановления, поскольку порядок, условия и цели расходования бюджетных средств определяется Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 18.01.2018, которым предусмотрено осуществление использования субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании и осуществление использования средств субсидии только на цели, связанные с выполнением государственного задания. Организация гастролей в г. Рыбинск Ярославской области не предусмотрена государственным заданием.

В связи с указанным, должностными лицами Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций верно установлено, что директором ГБУК ТО «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 допущено направление средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, Соглашением о предоставлении субсидии на 2018 год, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в сумме 12,1 тыс. руб., что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, в чем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ.

В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось и подтверждено представленными документами, что ФИО3 назначена на должность директора Учреждения распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17.01.2012 № 40 «О директоре государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверская академическая областная филармония» с 18.01.2012.

Согласно трудовому договору директор Учреждения возглавляет Учреждение. К компетенции директора относятся вопросы осуществления руководства Учреждением. Установлена обязанность директора обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств.

Таким образом, директор Учреждения ФИО3 подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, как должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а именно нецелевым использованием средств областного бюджета Тверской области в сумме 12,1 тыс. руб.

Действия директора ГБУК ТО «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления.

Вопреки доводам защитника процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО3, надлежащим образом извещенной о времени и месте его составления, с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола ФИО3 вручена.

Располагая данными о надлежащем извещении ФИО3 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с её неявкой, должностное лицо обоснованно составило протокол об административном правонарушении 27 сентября 2019 года в её отсутствие.

При установленных обстоятельствах надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, факт допуска должностным лицом в качестве защитника ФИО3 Криволапова А.В., не имеющего доверенности на представление интересов, правового значения не имеет.

Частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на день совершения правонарушения) за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 указанного Кодекса, на день совершения правонарушения, составлял один год.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица ФИО3, настоящего дела об административном правонарушении, имели место 05.12.2018, 25.12.2018, 27.12.2018.

Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, установленный специальной нормой части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обстоятельствам нецелевого использования бюджетных средств 05.12.2018, на момент вынесения постановления истек.

Однако, уменьшение объема вмененных нарушений не влечет отмену постановления исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 20.12.2019 и освобождение лица от административной ответственности.

Административное наказание назначено ФИО3 с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 20 декабря 2019 года № 02-3-16/117-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверская академическая областная филармония» ФИО3 - изменить, исключив из постановления должностного лица указание на нарушения от 05.12.2018.

В остальной части постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 20 декабря 2019 года № 02-3-16/117-2019 - оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.Ю. Солдатова