дело № 12-112/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Новый Уренгой 31 августа 2016 года
Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гареев Р.Р., участием защитника, представителя ФИО3 – ФИО4,
рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя главного инженера - главного эколога ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3 на постановление № 330/2015 от 26 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, за которое ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
26 октября 2015 года вынесено постановление № 330/2015 по делу об административном правонарушении, согласно которому должностное лицо - заместитель главного инженера - главный эколог ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3 привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение законодательства об отходах производства и потребления.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 в своей жалобе просит его отменить как незаконное, поскольку как следует из позиции Минприроды России, в случае, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации в силу положений Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 года № 703. ООО «Сервисным Центром СБМ» не является недропользователем или подрядной организацией по строительству скважин и осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов в соответствии с договором № 896/12 от 18.03.2013 г., заключенного между ФИО1 и ООО «Сервисным Центром СБМ», предметом которого является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов бурения.
В судебном заседании ФИО4, представляющий интересы заместителя главного инженера – главного эколога ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3, доводы вышеуказанной жалобы поддержал.
Представитель Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО5 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя ФИО3, исследовав представленные доказательства, полагаю принять следующее решение.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89) определенно, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ № 89 применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из изложенного следует, что обязанности, связанные с образованием отходов, в том числе, по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возникают как у пользователей недр, так и у юридических лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности, в том числе, по приобретению, переработке и утилизации отходов бурения, намерены их размещать на соответствующих объектах захоронения отходов.
Плановой выездной проверкой 14 октября 2015 года, проведенной специалистами Управления Росприроднадзора в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ», установлено, что согласно сведениям об объемах образования и способах утилизации отходов бурения, образовавшихся при строительстве скважин в 2013-2014 годах, а также в 2015 году, ФИО1 осуществляло строительство: скважины № 13304 Ямбургского НГКМ (период бурения с 07.10.2014 по 22.11.2014 год). При бурении скважины образовались отходы бурения Скважины № 21803 Ямбургского НГКМ в следующих количествах: твердая фаза - 57,6 т. (период бурения с 27.10.2014 по 05.11.2014 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза — 44,8 т. Скважины № 20903 Ямбургского НГКМ (период бурения с 07.11.2014 по 21.11.2014 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 107,2 т. Скважины № 21801 Ямбургского НГКМ (период бурения с 23.12.2014 по 17.01.2015год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 49,6 т; жидкая фаза - 39,6 т. Скважины № 11602 Ямбургского НГКМ (период бурения с 24.12.2014 по 03.01.2015 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 84,8 т. Скважины № 11702 Ямбургского НГКМ (период бурения с 08.02.2015 по 15.03.2015 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 94,4 т. Скважины № 32201 Ямбургского НГКМ (период бурения с 07.03.2015 по 16.03.2015 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 25,6 т; жидкая фаза - 54,4 т. Скважины № Р-222 Ямбургского НГКМ (период бурения по 05.05.2015 год). При бурении скважины образовались отходы бурения в следующих количествах: твердая фаза - 893,65 т; жидкая фаза - 83 т. Образовавшиеся данные отходы бурения переданы в ООО «Сервисный Центр СБМ» с переходом права собственности, т.е. в осуществлении деятельности, в результате которой образовались отходы бурения, в отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
ФИО1 заключило договор № 896/12 от 18 марта 2013 года с ООО «Сервисный Центр СБМ», согласно которому исполнитель принимает в собственность отходы бурения с момента их образования.
Дополнительным соглашением № 1 от 7 марта 2014 года к указанному договору предусмотрены изменения договора № 896/12 от 18 марта 2013 года, где указано, что подрядчик, осуществляя деятельность по обращению с отходами производства и потребления, включая отходы бурения при проведении работ по договору, самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ об отходах, в том числе: разрабатывает проектную документацию (ПНООЛ, ПДВ); получает документы об утверждении НООЛР, в том числе в отношении отходов бурения; получает разрешение на выброс ЗВ в атмосферу; ведет в предусмотренном законом порядке учет и отчетность в области обращения с отходами, в том числе бурения.
ООО «Сервисный Центр СБМ» обращалось в Управление Росприроднадзора по ЯНАО с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов, однако в связи с предоставлением недостоверной (искаженной) информации в составе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Обществу было отказано в утверждении нормативов и лимитов.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.10.2015 г. должностное лицо - заместитель главного инженера - главный эколог ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3 привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Инспектором сделан вывод, что ООО «Сервисный Центр СБМ» в период с 07.10.2014 года по 14.10.2015 года в нарушение ст. 18 ФЗ № 89 в ходе хозяйственной деятельности по обращению с отходами производства осуществило их транспортирование, обезвреживание, размещение, в отсутствии разработанного и утвержденного лимита на их размещение.
В качестве доказательств совершения административного правонарушения представлены: постановление о назначении административного наказания от 26 октября 2015 года; протокол об административном правонарушении от 20 октября 2015 года; договор на оказание услуг № 896/12 от 18 марта 2013 года; дополнительное соглашение к договору от 7 марта 2014 года; распоряжение № 252-р от 29 апреля 2014 года; акт проверки № 97 от 14 октября 2015 года.
Выводы должностного лица о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и доказательств в его совершении являются необоснованными в силу следующего.
Довод жалобы, что Общество не является недропользователем или подрядной организацией и, следовательно ФИО3 не несет ответственность за вмененное ей административное правонарушение, нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возникает только у пользователя недр и иного лица, от чьей производственной деятельности они образуются, в силу ст. 18 ФЗ № 89.
Установлено, что ФИО1 (Подрядчик) осуществляло бурение скважины № 13304 Ямбургского НГКМ, скважины № 21803 Ямбургского НГКМ, скважины № 20903 Ямбургского НГКМ, скважины № 21801 Ямбургского НГКМ, скважины № 11602 Ямбургского НГКМ, скважины № 11702 Ямбургского НГКМ, скважины № 32201 Ямбургского НГКМ, скважины № Р-222 Ямбургского НГКМ, скважины № Р-220 Ямбургского НГКМ на основании договора от 09.09.2014 г. № 528/14 с ФИО2 (Заказчик) в период с 07.10.2014 г. по 14.10.2015 г., в результате которого образовались отходы бурения, переданные впоследствии ООО «Сервисный Центр «СБМ» по договору от 18.03.2013 г.
Следовательно, право собственности на отходы производства и потребления, включая отходы бурения, образующиеся в результате деятельности по исполнению договора по бурению скважины, изначально возникает у Подрядчика с момента их образования, в отношении которых Подрядчик самостоятельно исполняет обязанности, предусмотренные законодательством об отходах производства и потребления.
Согласно правовой позиции, выраженной в Письме Минприроды России от 29.12.2014 года № 05-12-62/8015-ОГ, обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают у Заказчика - пользователя недр. Однако в случае, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то, по мнению Минприроды России, в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации. Также необходимо отметить, что согласно статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Таким образом, конечная цель, на которую направлены положения статьи 18 Федерального закона "Об отходах" - уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, - может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязан разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.
Управление Росприроднадзора по ЯНАО в распоряжении об отказе ООО «Сервисный Центр «СБМ» в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.04.2014 г. указало, что отходы бурения, относящиеся к отходам горнодобывающего производства, являются собственностью пользователя недр, следовательно, пользователи недр обязаны разрабатывать и представлять на утверждение нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе для отходов, образующихся в результате бурения скважин. Пользователи недр несут и иные обязательства, связанные с принадлежностью им данных отходов, в частности, по внесению платы за размещение отходов бурения. Со ссылкой на ч. 1 ст. 18 ФЗ № 89 в мотивированном отказе указано, что в представленных ООО «Сервисный Центр «СБМ» документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что в процессе деятельности Общества образуются отходы нефти и газа, согласно документам они поступают от сторонних организаций.
Следовательно, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещению не может быть возложена на Общество, поскольку оно не само производит отходы бурения, а получает их от организации - бурильщика, которая изначально является их собственником.
Переход права собственности на отходы бурения от Подрядчика к Обществу не имеет правового значения для установления факта, в чьей деятельности образуются отходы бурения, и не опровергает его.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора по охране окружающей среды от 26 октября 2015 года, вынесенное в отношении заместителя главного инженера – главного эколога ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство - прекращению на основании 24.5 названного Кодекса в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу ФИО3 удовлетворить.
Постановление [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ о назначении должностному лицу - заместителю главного инженера - главному экологу ООО «Сервисный Центр СБМ» ФИО3 административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей – отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 суток через Новоуренгойский городской суд.
Судья Р.Р. Гареев