ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2021 от 07.06.2021 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-112/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Невинномысск 07 июня 2021 года

Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Головко М.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица - менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 16.04.2021 года, вынесенное в отношении должностного лица, менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением от 16.04.2021 года должностное лицо, менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 была признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.5 КРФоАП, выразившееся в сокрытии или искажении экологической информации и назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Должностное лицо, менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2, будучи несогласной с данным постановлением, подала жалобу, в которой просит отменить указанное постановление от 16.04.2021 года, а также представление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КРФоАП, указав в обоснование своей жалобы, что в части содержания недостоверной информации в сведениях об объекте НВОС филиала «Невинномысская ГРЭС» сообщают следующее: сведения об использовании газоотчистных установок Циклон СИОТ-2, применяемые на участке погрузки (разгрузки) извести не внесены в сведения о применяемых технических средствах по обезвреживанию выбросов. В первой заявке <данные изъяты> о постановке на государственный учет объекта НВОС в 2016 году Циклоны СИОТ-2 внесены в раздел стационарных источников выбросов как организованный источник. В разделе 3 - сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов так же были представлены сведения о данных установках по очистке газа (Приложение 3 - <данные изъяты> При актуализации сведений об объекте HBOC в 2018 г. в старом ЛК природопользователя Циклоны СИОТ-2 аналогично были внесены в раздел стационарных источников выбросов как организованный источник и в раздел 3 - сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов так же были внесены сведения о данных установках по очистке газа. При миграции старого ЛК в модернизированный (<данные изъяты> в разделе 3 сведения о технических средствах по обезвреживанию в модернизированном личном кабинете не отразились. Т.е. при миграции ЛК произошли сбои в отражении данных по причинам, не зависящим от ПАО «Энел Россия».

В сведениях о стационарных источниках выбросов указан организованный источник выбросов <данные изъяты> не учтенный в инвентаризации источников при инвентаризации, проведенной в 2016 г. и проекте ПДВ. В ходе проведения проверки при выезде на объект установлено, что данный источник выбросов фактически отсутствует. При первичной постановке на учет объекта HBOC в 2016 году в заявке <данные изъяты> источник заявлен как организованный на основании инвентаризации от 20.02.2012. По итогам проведенной инвентаризации выбросов в 2016 году источник выбросов (заточной станок диаметром 350 мм) по техническим причинам (коррозия трубы отвода пыли от станка и ее демонтаж) был переведен в неорганизованный источник , в виду отсутствия трубы, отходящей от источника выделения. По итогам новой инвентаризации и полученного Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ при актуализации заявки в 2018 году <данные изъяты> источник был показан с новым номером . ДД.ММ.ГГГГ заточной станок был списан на основании акта списания израсходованных материальных ценностей. Основания для корректировки данных инвентаризации выбросов в соответствии с разделом 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, не возникло, т.к. объемы выбросов изменились в сторону уменьшения.

В выпусках № 1,2,3 фактическая масса сбросов указана «0». Контроль качества сточных вод, а именно концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ПАО «Энел Россия» осуществляет ежеквартально в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, утвержденным приказом МПР РФ № 205 от 08.07.2009. В соответствии с формой 3.3 порядка при учете качества сточных вод учитывается только то количество загрязняющих веществ, которое поступило в водный объект в результате использования воды. То есть общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта). Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты , от ДД.ММ.ГГГГ выданные Департаментом РПН по СКФО, не содержат железо в перечне веществ. Отсутствие привноса железа со сточными водами Невинномысской ГРЭС подтверждено Решением Невинномысского городского суда от 11 мая 2016 г. № 12-67/2016 и Решением Ставропольского краевого суда от 13 июля 2016 г. по делу № 7а- 858/2016. В соответствии с анализом данных контроля качества сточных вод за 2018 - 2020 год содержание загрязняющих веществ в сточных водах ПАО «Энел Россия» отсутствует, поскольку их привнос при использовании воды на станции отсутствует.

Согласно проведенной инвентаризации и проекту ПДВ (стр. 36 таб. 3.3) склад мазута №1 имеет источники выделения (граф. 4, 5) в количестве 5 штук, в графах 10, 11 указаны источники выбросов в количестве 3 шт. При обследовании с выездом на место установлено: <данные изъяты> (10 источников выбросов). Резервуарный склад, состоящий из 5 резервуаров мазута при инвентаризации учтен как один организованный источник выбросов. В соответствии с инвентаризацией на мазутном хозяйстве определено 5 резервуаров, идентифицированных как площадной источник на основании п. 5.13 Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192). Из 5 резервуаров в расчет нормативов ПДВ включены 3, т.к. конструкция мазутного хозяйства такова, что одновременно не могут работать более 3-х резервуаров. Проект ПДВ прошел экспертизу и получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 18.11.2016 г.

В плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017 - 2021 года в графе 9 вместо перечня конкретных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий фактически указан предполагаемый результат мероприятия. Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности, указан в Приложении № 1 к Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811. Формы таблиц в приказе Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 носят статус «Рекомендуемый образец». В Плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017 - 2021 гг. перечень конкретных мероприятий приведен после таблицы, поскольку объем текста значительный и не позволяет сохранить читаемый формат таблицы (представлен в ходе проверки). План мероприятий согласован Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с проверочным листом, применяемым при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447, требованием, подлежащим проверке является проведение при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим источники выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Требование о соответствии планов НМУ Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. №811, не является предметом проверки и не включено в проверочный лист.

Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и их источников проводилась 31.05.2016 и результаты ее утверждены в 2016 году, Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утверждены приказом Департамента РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу № 3028 от 15.12.2016, Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдано Департаментом РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу выдано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до 11 ноября 2018 года, когда вступил в силу приказ Минприроды от 31.07.2018 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и до утверждения Минприроды России Перечня методик. В соответствии с приложением № 18 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2021 № 109 до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В этой связи результаты инвентаризации, установленные нормативы не могут быть признаны недостоверными.

Отсутствие учета выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004). Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (далее - Положение), в редакции, действовавшей в период установления нормативов ПДВ и получения разрешения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 8 Положения в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности разработка предельно допустимых веществ юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На основании пункта 11 Положения, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 96 юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленными требованиями. В соответствии с пунктом 2 данной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По состоянию на дату проведения инвентаризации, разработки нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс (период 2016 год - 03.03.2017) и на текущий момент в соответствии с приложением № 18 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года. Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных <данные изъяты>, далее - Инструкция по инвентаризации) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных <данные изъяты> (далее - Инструкция по нормированию). Ссылки на данные инструкции имеются в перечне литературы, на основании которой был разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов, учету подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции. На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч. Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» приведена в проекте ПДВ, все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч. В этой связи выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию. Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, основания для мотивированного отказа отсутствовали. Таким образом, результаты инвентаризации с применением данных Инструкций приняты Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу полными, достоверными и с отсутствием недостоверной информации (п. 64 Административного регламента), то есть все источники выбросов и загрязняющие вещества, подлежащие учету и нормированию в отношении конкретного хозяйствующего субъекта выявлены в ходе инвентаризации, в отношении них в установленном порядке разработаны предложения по установлению нормативов ПДВ, которые утверждены уполномоченным органом государственной власти в установленном порядке. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух , выдано Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, приказ . Основания для мотивированного отказа в соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, также отсутствовали. Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных в части определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих учету и нормированию, принято Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов. На основании изложенного, учет выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов не осуществлялся.

ПАО «Энел Россия» (филиал Невинномысская ГРЭС) в составе декларации о плате за 2018, 2019 год представлена недостоверная информация, а именно: в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о выбросе загрязняющего вещества «бенз(а)пирен» и, следовательно, плата за выброс указанного загрязняющего вещества не исчислена; в разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ: взвешенные вещества, хлорид - ион, сульфат- ион, нефтепродукты, железо и, следовательно, плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты не исчислена; в разделе 3 «Размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы, отсутствуют сведения об образовании и дальнейшем движении видов отходов «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов», плата за размещение вида отхода 4 класса опасности «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком» не исчислена. В соответствии с пунктом 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, осуществляют плату за выброс загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов на основании разрешений на выбросы, сбросы и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Департаментом РПН по Северо- Кавказскому федеральному округу, бензапирен отсутствует. Контроль качества сточных вод, а именно концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ПАО «Энел Россия» осуществляет ежеквартально в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества,, утвержденным приказом МПР РФ № 205 от 08.07.2009. В соответствии с формой 3.3 порядка при учете качества сточных вод учитывается только то количество загрязняющих веществ, которое поступило в водный объект в результате использования воды. То есть общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта. В соответствии с анализом данных контроля качества сточных вод за 2018 - 2020 год содержание загрязняющих веществ в сточных водах ПАО «Энел Россия» отсутствует, поскольку их привнос при использовании воды на станции отсутствует. В отношении образования отходов «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов»: На филиале «НГРЭС» ПАО Энел Россия» в результате атмосферных осадков в виде дождя и снега образуются сточные воды от мазутного хозяйства, содержащие нефтепродукты. Подтоварная вода, сливаемая из приемных мазутных баков и мазутных баков, для снижения процента влаги в мазуте, откачивается в канализацию замазученных стоков, в эту же канализацию с территории мазутного хозяйства поступают сточные воды от мазутного хозяйства, содержащие нефтепродукты. Данные сточные воды, содержащие нефтепродукты, по трубопроводам направляются в баки замазученной воды химического цеха и далее поступают на установку очистки замазученных вод. Очистка замазученных вод проводится на отстойнике, флотаторе и фильтрах очистки по 2-м ступеням, в результате чего образуются отходы «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более» код по ФККО 7 23 301 01 39 3. Очищенная вода поступает в цикл водоподготовки химического цеха. ПАО «Энел Россия» обеспечивает очистку замазученных сточных вод, вовлекая очищенные воды в производственный цикл и удаляя в соответствии с данным Федеральным законом образующийся отход - «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более», код по ФФКО 7 23 301 01 39 3», идентифицировав их соответственно в качестве отхода производства, определив вид отхода в соответствии с ФККО, оформив паспорт и удаляя их путем размещения на шламоотвале (секция замазученных стоков). Система отвода замазученных стоков и установка очистки замазученных вод в соответствии с эксплуатационной документацией не предназначена для удаления отходов и их утилизации, а обеспечивает очистку сточных вод. Процесс очистки замазученных сточных вод, как отходообразующий процесс, описан в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором рассчитаны нормативы образования и лимиты на размещение отхода «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более», код по ФФКО 7 23 301 01 39 3». Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по СКФО от 25.10.2018 при отсутствии оснований для отказа. При этом, в ходе проведения выездной проверки сточные воды мазутного хозяйства не отбирались для проведения лабораторных исследований, соотнесение их классификационных признаков с ФККО не проведено. Таким образом, факт образования отхода «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов» и способ его удаления в соответствии с ФЗ № 89 не установлены и не подтверждены материалами дела. В отношении факта образования «отхода (осадка) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком (код 5181010394) и его размещения в шламонакопителе без соответствующей лицензии поясняют следующее. В технологическом процессе очистки оборудования котельного оборудования образуется отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, который и размещается в шламонакопителях. Паспорт на отход разработан в 2015 г в соответствии ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 , и направлен в уведомительном порядке в Росприроднадзор ДД.ММ.ГГГГ. Качественный и количественный состав отхода определен путем отбора проб из шламокакопителя РВП. Технологический процесс образования данного отхода не изменился. ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 , содержит аналогичный вид отхода. Правовые основания для пересмотра действующего паспорта отсутствовали. Инвентаризация образующихся отходов, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получение документа об утверждении ПНООЛР (утвержден приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 25.10.2018 , приложение 21), в которых учтен отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, обеспечены в 2018 году. В ходе проведения проверки отходы, образуемые при очистке котельного оборудования, не отбирались для проведения лабораторных исследований, Факт образования отхода «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно­теплового оборудования известковым молоком (код по ФККО 61810101394)» не установлен и не подтвержден. В ПАО «Энел Россия» в установленном порядке идентифицирован отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, его размещение осуществляется на основании лицензии.

При рассмотрении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. (Невинномысская ГРЭС) установлено, что п. 2 столбцы 2, 3, 11 таблицы 2.2 отчета ПЭК за 2019 г. в нарушение требований приказа Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее - Приказ Минприроды России №261), не содержит сведений об источниках загрязнения окружающей среды, а именно: номер структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 2 таблицы 2.2); наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 3 таблицы 2.2); общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса (столбец 11 таблицы 2.2). Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. заносился в старом личном кабинете природопользователя. На наши обращения в <данные изъяты> были получены ответы: «Отчет ПЭК формируется в Модернизированном личном кабинете по ссылке <данные изъяты>. Миграция отчетов из старого личного кабинета не предусмотрена» и «На текущий момент заявки/декларации/отчеты в Личном кабинете природопользователя имеется возможность сформировать и направить только без использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Эту отчетность необходимо направить без ЭЦП, затем распечатать и с необходимыми печатями и подписями предоставить в Территориальный орган Росприроднадзора». Отчет был распечатан из личного кабинета, подписан и направлен по почте. Внесенные данные по столбцам 2, 3, 11 таблицы 2.2 не отразились в бумажном варианте Отчета, возможно из-за сбоя в программном обеспечении. Отчет за 2018 год предоставлен с внесенными данными во всех столбцах таблицы 2.2.

Представлены в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3) за 4 квартал 2017, за 1-4 квартал 2018 г., за 1-4 квартал 2019г.; 1-3 квартал 2020г., а именно фактический сброс загрязняющих веществ (по 3 сбросам). В рамках предоставления ежеквартальной отчетности по форме 3.3. Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", в столбцах № 14, 15 фактический сброс загрязняющих веществ по выпускам № 1,2,3 указаны «0» значения, т.к. привнесение загрязняющих веществ в сточные воды от деятельности филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» отсутствует. Качество вод - нормативно-чистые (без очистки), что зафиксировано в форме 3.2. Согласно Приложениям (формы 3.2, 3.3) к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному приказом Минприроды России от 08 июля 2009 г. № 205, при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

Представлены в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения об использовании воды 2-ТП (водхоз) за 2017, 2018, 2019 г.г., отсутствует информация в разделе водоотведение о содержании загрязняющих веществ в отведенных водах (по 3 сбросам). Отсутствие информации о содержании загрязняющих веществ в разделе «водоотведение» в сведениях об использовании воды 2-ТП (водхоз) обусловлено тем, что привнесение загрязняющих веществ в сточные воды от деятельности филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» относительно забранной воды отсутствует. Это подтверждено протоколами измерений. Данные сведены в таблицы по количеству загрязнений в сточных водах и водозаборах за 2018, 2019, 2020 гг.

В Графике аналитического контроля за качеством нормативно - чистых вод (без очистки сточных вод) филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» и их влияние на качество воды в водных объектах, утвержденном заместителем директора по производству - главный инженер филиала «Невинномысская ГРЭС», согласованный с КБВУ, в перечне определяемых компонентов отсутствует показатель - железо. В соответствии с требованиями к разделу 5 программы ПЭК, предусмотренными Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные вооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, представляются в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205 далее - Порядок), который действовал в промеряемых период. Подраздел программы ПЭК по производственному контролю в области охраны и использования водных объектов должен содержать программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с данным Порядком. В соответствии с пунктом 4 Примечания к форме 2.2. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод Порядка, журнал заполняется по результатам анализа сточных вод и (или) дренажных вод в соответствии с согласованной программой, указанной в пункте 13 Порядка. В соответствии с данным пунктом Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. В перечне определяемых показателей качества сточных вод и природных вод Программ проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод загрязняющего вещества - железо отсутствует, поскольку оно отсутствует в разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты , , от ДД.ММ.ГГГГ. Данные программы филиала «Невинномысская ГРЭС» (по выпуску № 1 (зимний сбросной канал), выпуску № 2, выпуску № 3), в том числе перечень определяемых ингредиентов, согласованы ДД.ММ.ГГГГ Кубанским бассейновым водным управлением Росводресурсов и не содержат в перечне определяемых показателей качества сточных и природных вод загрязняющее вещество - железо. Таким образом, не были нарушены условия ни одного из разрешительных документов, выданных (утвержденных, согласованных) филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» Департаментом Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Заявитель – менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 и представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) Северо-Кавказского межрегионального управления Роспироднадзора в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, прихожу к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

В судебном заседании установлено, что согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ответственность за организацию и проведение производственного экологического контроля, представление отчетности в контролирующие органы, разработку и наличие разрешительной документации природоохранной деятельности возложена на менеджера экологии ФИО2

Ответственность за разработку, ведение и контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, за правильность учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязняющих веществ водные объекты, образование отходов производства и потребления, за разработку нормативных материалов по природоохранной деятельности закреплена «Должностной инструкции менеджера по экологии НГРЭС от 01.06.2020».

Согласно распоряжения Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка по результатам которой было обнаружено, что должностным лицом менеджером по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 вследствие нарушения должностных обязанностей допущено сокрытие или искажение экологической информации:

- в сведениях об объекте НВОС Невинномысская ГРЭС, а именно: сведения об использовании газоочистных установок Циклон СИОТ-2, применяемые на участке погрузки (разгрузки) извести не внесены в сведения о применяемых технических средствах по обезвреживанию выбросов; в сведениях о стационарных источниках выбросов указан организованный источник выбросов (заточной станок диаметром 350 мм) не учтенный в инвентаризации источников при инвентаризации, проведенной в 2016г. и проекте ПДВ (в ходе проведения проверки при выезде на объект установлено, что данный источник выбросов фактически отсутствует); в выпуск № 1, 2, 3 в разделе фактическая масса сбросов загрязняющих веществ указано «0», однако установлено, что ПАО «Энел Россия» осуществляет водозабор из водного объекта –Большой Ставропольский канал (выравнивающее водохранилище ГЭС – 4), а сброс сточных вод осуществляет в другие водные объекты – в р. Кубань, Невинномысский канал, данная организация не может общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшать на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из другого водного объекта.

Тогда как, согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

- в инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а именно: согласно проведенной инвентаризации и проекту ПДВ (стр. 36 таб. 3.3) склад мазута №1 имеет источники выделения (граф. 4, 5) в количестве 5 штук, в графах 10, 11 указаны источники выбросов в количестве 3 шт. При обследовании с выездом на место установлено: <данные изъяты> (10 источников выбросов). Резервуарный склад состоящий из 5 резервуаров мазута при инвентаризации учтен как один организованный источник выбросов. В соответствии с инвентаризацией на мазутном хозяйстве определено 5 резервуаров, идентифицированных как площадной источник.

Тогда как, согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 года № 352 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ). При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

- в плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017-2021 год. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В нарушение требований п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Пр. № 1 к Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 года № 811, в плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017-2021 годы» филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» в графе 9 вместо перечня конкретных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий фактически указан предполагаемый результат мероприятия.

- в проекте ПДВ, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представлении сведений об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), а именно следующие нарушения: - использование методик расчета не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, - отсутствие учета выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (<данные изъяты>

Тогда как согласно ст.ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (п. 1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ). Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно положениям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов в том числе определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса); документируются результаты инвентаризации выбросов (п. 5). Перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.

- в декларации о плате за 2018 год, 2019 год. Филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» представлена недостоверная информация в декларациях о плате за 2018, 2019 год, а именно: - в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о выбросе загрязняющего вещества «бенз(а)пирен» и, следовательно, плата за выброс указанного загрязняющего вещества не исчислена; - в разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ: взвешенные вещества, хлорид - ион, сульфат - ион, нефтепродукты, железо и, следовательно, плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты не исчислена; - в разделе 3 «Размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за HBOC за 2018, 2019 годы, отсутствуют сведения об образовании и дальнейшем движении видов отходов «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов», плата за размещение вида отхода 4 класса опасности «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно­теплового оборудования известковым молоком» не исчислена.

Тогда как, в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 286 утверждена «Методика расчета выбросов бенз(а)пирена в атмосферу паровыми котлами электростанций, которая устанавливает правила расчета выбросов бенз(а)пирена с дымовыми газами котлов паропроизводительностью свыше 30 т/ч. Данная методика предназначена для расчета выбросов при проведении инвентаризации выбросов. Отсутствие в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Департаментом РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу, загрязняющего вещества «бенз(а)пирен» не является основанием для не исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, отсутствие в разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты , , , утвержденных Приказами Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу , , соответственно, железа в перечне нормируемых веществ не является основанием для не исчисления платы. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлен пунктом 12.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, а также Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы». Таким образом, у Общества отсутствовали основания для не исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за выброс загрязняющего вещества «Бенз(а)пирен», за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение вида отхода производства «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком».

- в составе характеристик объектов размещения отходов. По результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году, в составе характеристик объектов размещения отходов представлена искаженная информация, а именно: в строке 11 «Основные виды отходов, размещаемые на ОРО», отсутствуют сведения о виде отхода «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком». Факт образования отхода «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком» подтверждается актом отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами результатов исследований (испытаний) измерений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (место отбора - шламонакопитель).

Тогда как, в соответствии с установленными требованиями п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (абз.7).

Согласно п. 4, 5 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

- в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. столбцы 2, 3, 11 таблицы 2.2 отчета ПЭК за 2019 г. не содержит сведений об источниках загрязнения окружающей среды, а именно: номер структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 2 таблицы 2.2); наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 3 таблицы 2.2); общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса (столбец 11 таблицы 2.2).

Тогда как, согласно ст. 67 п. 1, 7, 8 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

- представлены в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3) за 4 квартал 2017, за 1-4 квартал 2018, за 1-4 квартал 2019 г.; 1-3 квартал 2020 года, а именно фактический сброс загрязняющих веществ (по 3 сбросам). В сведениях об использовании воды 2-ТП (водхоз). В судебном заседании установлено, что Филиал «Невинномысская ГРЭС» осуществляет водозабор из водного объекта – Большой Ставропольский канал (выравнивающее водохранилище ГЭС-4), а сброс сточных вод в водные объекты после охлаждения агрегатов станции, технологический процесс производства электрической энергии (не предусматривает очистку сточных вод) в поверхностные водные объекты через 3 выпуска: в Невинномысский канал (два выпуска) и реку Кубань (один выпуск) на основании решений выданных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Кроме того, в Графике аналитического контроля за качеством нормативно-чистых вод (без очистки сточных вод) филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» и их влияние на качество воды в водных объектах, утвержденном заместителем директора по производству - главным инженером филиала «Невинномысская ГРЭС», согласованный с КБВУ, в перечне определяемых компонентов отсутствует показатель - железо. В условиях водопользования для сброса сточных вод в поверхностные водные объекты р.Кубань, Невинномысский канал юридическому лицу ПАО «ЭнелРоссия» в п. 13 Условий использования водного объекта или его части Решения о предоставлении водного объекта в пользование , п. 13 Условий использования водного объекта или его части Решения о предоставлении водного объекта в пользование , п. 13 Условий использования водного объекта или его части Решения о предоставлении водного объекта в пользование определен перечень загрязняющих веществ для контроля качества сбрасываемых сточных вод, в том числе в нем указано загрязняющее вещество - железо, так же были согласованы Департаментом Росприроднадзора по СКФО нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект (река Кубань) со сточными водами филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» (выпуск № 1-зимний сбросной канал), сброс в Невинномысский канал выпуск №2 - сбросной канал №1), сброс в Невинномысский канал выпуск №3 - сбросной канал № 2 (письма от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ), в решениях и НДС для ПАО «Энел Россия» установлен норматив для железа - 0,1 мг/куб.дм, для сброса сточных вод в поверхностный водный объект, в связи с выше указанным График аналитического контроля за качеством нормативно - чистых вод (без очистки сточных вод) филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» и их влияние на качество воды в водных объектах не соответствует действующему законодательству РФ.

Так, согласно ч. 1, 2, 3, 8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

В соответствии с положениями приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок (п.4).

Схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать: а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием: наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника; мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией; б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием: мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией; мест размещения очистных сооружений.

Пояснительная записка к Схеме должна содержать: водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения; иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.

По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку) (п.9). Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок (п.13). Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.14). Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения: на бумажном носителе - с реквизитами и заверенные подписью; на электронном носителе - с реквизитами и заверенные электронной подписью.

Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются непосредственно или направляются по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении (п.15).

На основании вышеизложенного следует, что ПАО «Энел Россия» не может общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшать на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из другого водного объекта.

Указанные действия должностного лица менеджера по экологии общества ФИО2 послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами. Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Факт совершения менеджером по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО3 административного правонарушения подтвержден совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении ; планом мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017-2021 годы; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года, 2019 год; расчетами сумм платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; отчетом ПАО «Энел Россия» филиал «Невинномысская ГРЭС» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Невинномысская ГРЭС за 2019 год и другими доказательствами.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами административного органа, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Таким образом, должностным лицом административного органа вина должностного лица ФИО3 во вмененном ему административном правонарушении доказана, в том числе, совокупностью представленных доказательств.

Оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку ФИО2 не было предпринято всех зависящих от нее, как менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», мер по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения положений законодательства, и не допускать искажение или сокрытие экологической информации, в связи с чем, такие действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа, не имеется.

Таким образом постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 16.04.2021 года подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица –менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.3, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8, ч. 1 ст. 30.9 КРФоАП, суд

р е ш и л:

В удовлетворении жалобы должностного лица – менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 - отказать.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 16.04.2021 года, вынесенное в отношении должностного лица - менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1, за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу должностного лица - менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде через Невинномысский городской суд в течение 10 суток.

Судья М.В. Головко