ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2021 от 09.09.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 12-112/2021

Решение

9 сентября 2021 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Некрасов Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э. на постановление №51/2021 от 11 июня 2021 г., вынесенное и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области,

установил:

постановлением и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 №51/2021 от 11 июня 2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области прекращено в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания (п.7 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. обратился в суд с протестом на указанное постановление, просил суд постановление отменить с направлением дела на новое рассмотрение в связи с допущенными существенными нарушениями закона, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В обоснование протеста указано, что согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В обжалуемом постановлении указано, что постановлением должностного лица Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления ФИО2 от 30 июля 2020 г. Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за использование земельных участков с кадастровыми номерами не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Арбитражного суда Тверской области от 8 октября 2020 г. размер штрафа уменьшен до 50000 рублей.

Вынесенное в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа постановление о назначении административного наказания от 30 июля 2020 г. вступило в законную силу 29 января 2021 г.

Аналогичное нарушение в действиях Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области межрайонной прокуратурой выявлено 6 мая 2021 г. С момента наступления события, препятствующего продолжению административного правонарушения, прошло всего три месяца. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данный срок не является достаточным для его устранения.

Полагают, что и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 необоснованно пришла к указанным выводам.

Согласно ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем наличие указанного выше постановления должностного лица от 30 июля 2020 г. не свидетельствует о привлечении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Однако положения данной нормы неприменимы к обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения Администрации Вышневолоцкого городского округа к административной ответственности. И.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 не приняты во внимание обстоятельства, выявленные межрайонной прокуратурой при проведении проверки 6 мая 2021 г.

Так, проведенной проверкой установлено, что захоронения фактически осуществляются на земельных участках с кадастровыми номерами . При этом земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о том, что земельные участки используются не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием. Использование земельных участков не в соответствии с документально установленным и учтенным в кадастре недвижимости видом разрешенного использования является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При вынесении должностным лицом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не дана оценка действиям Администрации Вышневолоцкого городского округа по использованию не по целевому назначению земельного участка 69:06:0000022:1746.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое вменялось Администрации городского округа постановлением должностного лица от 30 июля 2020 г., не включала действия по использованию не по целевому назначению земельного участка .

В связи с изложенным доводы должностного лица о том, что выявленное межрайонной прокуратурой 6 мая 2021 г. событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать выявлением нового факта совершения Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области административного правонарушения, являются незаконными и основаны на неправильном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждое из названных событий образует самостоятельные составы двух разных административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оснований для применения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Таким образом, постановление и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 от 11 июня 2021 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и немотивированным.

Поскольку при рассмотрении указанного дела допущены существенные нарушения закона, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 от 11.06.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области по п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

В судебном заседании заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. доводы протеста поддержал по указанным основаниям.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении извещены надлежащим образом.

Представитель Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области (должностного лица ФИО2) ФИО3 судебном заседании возражала против удовлетворения протеста, пояснила, что считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Управление Росреестра по Тверской области представило письменное возражение, согласно которому 11 мая 2021 г. заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

В указанном постановлении отражено, что межрайонной прокуратурой по обращению гражданина проведена проверка исполнения Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области земельного законодательства. По результатам обследования, проведенного 6 мая 2021 г. межрайонной прокуратурой с привлечением государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, установлено, что в территорию используемого для размещения кладбища в населенном пункте д. Ермаково Вышневолоцкого городского округа, входят земельные участки с кадастровыми номерами , частично земельные участки с кадастровыми номерами . Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами относятся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», осуществление захоронений на этих земельных участках свидетельствуют об их использовании не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.

19 мая 2021 г. указанное постановление и материалы проверки поступили в Вышневолоцкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области.

Постановлением должностного лица Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области от 11 июня 2021 г. производство по делу №51/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области прекращено по основанию, предусмотренному п. 7 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Одним из важнейших принципов судебной системы является обеспечение единства судебной практики, под которой понимается, в том числе, и единообразное применение судами на всей территории РФ законодательства при рассмотрении и разрешении дел.

Согласно Федеральному конституционному закону от 5 февраля 2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (п. 1 ст. 7), Верховный Суд РФ наделен полномочиями «в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации» давать судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

Верховный Суд РФ высказал свою позицию по вопросу повторного привлечения к административной ответственности в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г. (вопрос № 21).

Так, частью 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

То есть, повторное привлечение к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно при условии вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за предыдущее административное правонарушение и достаточного периода времени для устранения нарушения.

30 июля 2020 г. Вышневолоцким межмуниципальным отделом Управления в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в использовании земельных участков с кадастровыми номерами под размещение кладбища, то есть не по целевому назначению. Юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Арбитражного суда Тверской области от 8 октября 2020 г. принятым в виде резолютивной части, указанное постановление изменено, размер штрафа уменьшен судом до 50000 рублей. В связи с поступлением от администрации апелляционной жалобы 2 ноября 2020 г. Арбитражным судом Тверской области составлено мотивированное решение, которое оставлено без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2021 г.

Таким образом, вынесенное в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области постановление о назначении административного наказания от 30 июля 2020 г. (по факту использования земельных участков с кадастровыми номерами под размещение кладбища) вступило в законную силу 29 января 2021 г.

В данном случае, с момента наступления события, препятствующего продолжению административного правонарушения (29 января 2021 г.), до выявления Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой аналогичного нарушения в действиях Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области (6 мая 2021 г.) прошло всего три месяца.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данный срок не является достаточным для его устранения.

При этом Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области принимались меры по устранению выявленного нарушения. В частности, восстановлен на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером , сформированный в 2003 году для строительства и размещения городского кладбища. Местоположение указанного земельного участка фактически находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами .

Относительно использования под размещение кладбища земельного участка с кадастровым номером считают необходимым пояснить следующее.

За использование земельного участка с кадастровым номером под размещение кладбище Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области от 14 сентября 2020 г. Ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Управления Росреестра по Тверской области от 5 ноября 2020 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Администрации Вышневолоцкого городского округа без удовлетворения

В дальнейшем Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области принимались меры по устранению выявленного нарушения. В частности, в судебном порядке решался вопрос относительно права на земельный участок с кадастровым номером .

Так, определением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 14 декабря 2020 г. утверждено мировое соглашение, согласно которому земельный участок с кадастровым номером передан в муниципальную собственность. Данное определение суда вступило в законную силу 15.01.2021.

Согласно сведениям ЕГРН, право собственности Муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 15 февраля 2021.

23 апреля 2021 г. Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области обратилась с заявлением о регистрации права собственности за земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для строительства и размещения кладбища», местоположение которого фактически находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами .

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку с момента регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером (15 февраля 2021 г.) Администрация Вышневолоцкого городского округа принимала меры по предотвращению факта использования данного земельного участка не по целевому назначению (6 августа 2021 г.) зарегистрировано право собственности Муниципального образования Вышневолоцкий городской округ на земельный участок с кадастровым номером ), невозможно сделать вывод о наличии в действиях данного юридического лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленного Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 6 мая 2021 г.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 данной статьи обстоятельств.

При этом, указание в постановлении по делу об административном правонарушении нескольких оснований прекращения производства по делу нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Вопреки доводам протеста в ходе рассмотрения дела должностным лицом Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Несогласие с выводами административного органа не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела.

Обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену вынесенного по делу постановления, отсутствуют.Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены опротестованного постановления не имеется.

На основании вышеизложенного, просили постановление Вышневолоцкого межрайонного отдела Управления Росреестра по Тверской области от 11 июня 2021 г. о прекращении производства по делу №51/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области оставить без изменения, а протест Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Тверской области - без удовлетворения.

Заслушав объяснения прокурора, представителя должностного лица, исследовав материалы дела, судья находит постановление и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 №51/2021 от 11 июня 2021 г. подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами» образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 21 апреля 2021 г. Прокуратура Тверской области во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с опубликованием в сети интернет статьи о нарушениях законодательства о погребении и похоронном деле, ухудшения качества питьевой воды в Вышневолоцком городском округе поручила Вышневолоцкому межрайонному прокурору провести проверку приведенных в информации доводов. В ходе проверки поручили в том числе дать оценку законности действий органов местного самоуправления при выборе земельного участка для размещения места погребения в населенном пункте Ермаково Вышневолоцкого городского округа, установления границ кладбища и их увеличение.

6 мая 2021 г. межрайонной прокуратурой с привлечением государственного инспектора по использованию и охране земель в Бологовском, Вышневолоцком, Спировском, Удомельском, Фировском районах проведено обследование земельного участка, используемого для размещения кладбища в населенном пункте д. Ермаково Вышневолоцкого городского округа, по результатам которого установлено следующее.

В территорию используемого под размещение кладбища земельного участка входят земельные участки с кадастровыми номерами: , частично земельные участки с кадастровыми номерами .

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 50000 кв. м., расположенный по адресу: Вышневолоцкий район, д. Ермаковой 13 октября 2003 г. поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и размещения городского кладбища. Земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Стикс».

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, 4 июля 2013 г. поставлен на государственный кадастровый учет общей площадью 46768 кв.м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Вышний Волочек» Тверской области.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, 1 июля 2013 г. поставлен на государственный кадастровый учет общей площадью 46817 кв.м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Вышний Волочек» Тверской области.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, 27 декабря 2012 г. поставлен на государственный кадастровый учет общей площадью 46785 кв.м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Вышневолоцкий городской округ» Тверской области на основании определения Вышневолоцкого межрайонного суда от 14 декабря 2020 г.

При визуальном осмотре территории земельных участков установлено, что в настоящее время захоронения фактически осуществляются на земельных участках с кадастровыми номерами . При этом земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о том, что земельные участки используются не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием. Использование земельных участков не в соответствии с документально установленным и учтенным в кадастре недвижимости видом разрешенного использования является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1,7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в действиях юридического лица - Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Юридическое лицо имело возможность для соблюдения вышеуказанных положений закона, но мер, направленных на его исполнение, не предприняло. Доказательств невозможности соблюдения указанных положений Закона, по каким-либо независящим причинам в прокуратуру не представлено.

Вина Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области в совершении указанного правонарушения подтверждается настоящим постановлением и материалами проверки.

Дата совершения правонарушения 6 мая 2021 г.

Место совершения административного правонарушения: Тверская область, Вышневолоцкий район, Зеленогорское сельское поселение, д. Ермаково, Вышневолоцкий район, Зеленогорское сельское поселение, в границах АО «Никольское», Вышневолоцкий район, Зеленогорское сельское поселение, д.Теплое.

11 мая 2021 г. по факту выявленных нарушений Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело направлено для рассмотрения в Вышневолоцкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по тверской области.

Постановлением и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 №51/2021 от 11 июня 2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 т. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области прекращено в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания (п.7 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В обоснование принятого решения указано, что в соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Постановлением должностного лица Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления ФИО2 от 30 июля 2020 г. Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за использование земельных участков с кадастровыми номерами не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Арбитражного суда Тверской области от 8 октября 2020 г., принятым в виде резолютивной части, размер штрафа уменьшен судом до 50000 рублей.

Частью 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, вопрос № 21).

То есть, повторное привлечение к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно при условии вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за предыдущее административное правонарушение и достаточного периода времени для устранения нарушения.

Вынесенное в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа постановление о назначении административного наказания от 30 июля 2020г. вступило в законную силу 29 января 2021 г.

Аналогичное нарушение в действиях Администрации Вышневолоцкого городского округа выявлено Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 6 мая 2021 г.

В данном случае, с момента наступления события, препятствующего продолжению административного правонарушения, прошло всего три месяца.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данный срок не является достаточным для его устранения.

При таких обстоятельствах выявленное 6 мая 2021 г. Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать выявлением нового факта совершения Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области аналогичного административного правонарушения.

Однако с таким выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств по делу.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Однако требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела должностным лицом не выполнены.

Должностных лицом в обоснование прекращения дела об административном правонарушении указано аналогичное привлечение 30 июля 2020 г. Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за использование земельных участков с кадастровыми номерами и не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Так из надзорного производства Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Тверской области № 452ж-20 по факту обращения ФИО1 следует, что заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраковым И.Э. вынесено решение о проведении проверки Администрации Вышневолоцкого городского округа по факту обращения ФИО1 Цель проверки - проверить соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, предмет проверки - исполнение земельного и градостроительного законодательства. В ходе проверки, проведенной 1 июня 2020 г. с привлечением государственного инспектора по использованию и охране земель в Бологовском, Вышневолоцком, Спировском, Удомельском, Фировском районах установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером , отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства используются не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием, на земельных участках осуществляются захоронения.

В ходе проверки установлено, что данные земельные участки на основании договора дарения земельного участка от 28 июля 2018 г. принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Вышний Волочек» Тверской области. Права указанного лица зарегистрированы в установленном порядке.

11 июня 2020 г. по факту выявленных нарушений Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело направлено для рассмотрения в Вышневолоцкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области.

Постановлением и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 №44/2020 от 30 июля 2020 г. Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 октября 2020 г. постановление изменено в виднее штрафа в сумме 50000 рублей.

Однако наличие постановления №44/2020 от 30 июля 2020 г. за использование земельных участков с кадастровыми номерами не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием, не свидетельствует о привлечении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках проведенной проверки 6 мая 2021 г. выявлено использование земельных участков с кадастровыми номерами не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.

Между тем, должностным лицом при вынесении постановления о прекращении производство по делу не учтено нарушение Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области использования не по целевому назначении, в том числе земельного участка с кадастровым номерам , что не входило в объективную сторону правонарушения, вмененное постановлением от 30 июля 2020 г.

Кроме того, должностным лицом не учтено, что правонарушения от 6 мая 2021 г. и 14 июля 2020 г. выявлены при проведении разных прокурорских проверок.

Однако должностным лицом данный факт не был принят во внимание, не исследован, не истребованы дополнительные доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оставлены должностным лицом без должного внимания, в связи с чем не позволяют признать обоснованным вывод об отсутствии в действиях Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении дела должностных лицом допущено нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и годичный срок давности привлечения юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, что постановление №51/2021 от 11 июня 2021 г., вынесенное и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области подлежит отмене, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области подлежит возвращению в Вышневолоцкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела органу, вынесшему постановление, следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, при необходимости истребовать дополнительные сведения, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление №51/2021 от 11 июня 2021 г., вынесенное и.о. главного государственного инспектора в Бологовском, Вышневолоцком, Фировском, Спировском, Удомельском районах по использованию и охране земель, и.о. начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, возвратить в Вышневолоцкий межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.Ю. Некрасов

УИД: 69RS0006-01-2021-001758-40

Дело № 12-112/2021