ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2022 от 02.06.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0007-01-2022-000738-32

Судья Урбашкиева Э.К., № 12-112/2022

Дело № 21-134 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

2 июня 2022 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «ТГК-14» на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «ТГК-14»,

установил:

Постановлением № 04-015/2022-АТВЗ-359 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Хатхеевой Е.Ф. от 24 января 2022 года ПАО «ТГК-14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, о подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 марта 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ПАО «ТГК-14» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель ПАО «ТГК-14» Крюкова Т.А. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что обязательным квалифицирующим признаком состава административного правонарушения по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ является последствия в виде загрязнения атмосферного воздуха. В оспариваемом постановлении должностное лицо Росприроднадзора не указало, каким образом отсутствие на котельной газоочистного оборудования (далее - ГОУ) влияет на качество атмосферного воздуха и может ли это повлечь его загрязнение в том смысле, как указано в статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Проектной документацией нормативов выбросов оборудование котельной ГОУ не предусмотрено. В проекте ПДВ, согласованном с Росприроднадзором, есть ссылка на то, что установки ГОУ на объектах отсутствуют, поскольку и не предусмотрены. Правила эксплуатации установок очистки газа распространяются на объекты, имеющие такие установки, что к ПАО «ТГК-14» не относится. Замеры выбросов загрязняющих веществ не осуществлялись, превышение нормативов не установлено; такое вещество как «мазутная зола» (в пересчете на ванадий) не определялось.

В судебном заседании представители ПАО «ТГК-14» Бахаев Т.В. и Папырина Т.В. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Хатхеева Е.Ф. и представитель Юрьев И.В. возражали доводам жалобы, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены судебного решения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Как следует из материалов дела, 22 декабря 2021 года в ходе плановой выездной проверки, проведенной в отношении ПАО «ТГК-14» Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

Так, на котельной п. Стеклозавод, расположенной по адресу: , деятельность на которой осуществляет ПАО «ТГК-14», основным источником загрязнения являются дымовые газы, образованные при сжигании мазута:

в котлах выброс загрязняющих веществ осуществляется через дымовую трубу № 1 и дымовую трубу №2.

В качестве топлива в котельной используется мазут малосернистый марки М-100 (зольность топлива - 0,04 %, сернистость - 1,14 %, низшая теплота сгорания 41,049 МДж/кг).

При использовании данного топлива в атмосферный воздух поступают загрязняющие вредные вещества - бенз(а)пирен, мазутная зола ТЭС (в пересчете на ванадий), сажа, азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, и углерода оксид.

В соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316, в отношении золы мазутной ТЭС (в пересчете на ванадий) применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Расход топлива за 2019 год составил 5 373 тонн, за 2020 год – 5059 тонн.

В ходе проверки административным органом установлено, что очистка отходящих дымовых газов предприятием не производится; на котельной отсутствуют установки очистки газов (ГОУ) на источниках - труба дымовая №1, труба дымовая №2, что стороной защиты не оспаривается.

Указанные обстоятельства, зафиксированные в акте выездной проверки от 22 декабря 2021 года (л.д. 33), послужили основанием для привлечения ПАО «ТГК-14» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что действия (бездействие) ПАО «ТГК-14» образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения.

Оснований подвергать сомнению указанный вывод не имеется.

Закон об охране атмосферного воздуха устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье 1 данного Закона установка очистки газа – это сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В пункте 7 статьи 16 Закона об охране окружающей среды указано, что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно статье 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха:

эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 года № 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа.

Из Правил следует, что:

запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 8);

ГОУ (газоочистная установка) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (пункт 9);

в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена (пункт 10).

Учитывая, что котельная п. Стеклозавод г.Улан-Удэ эксплуатируется в отсутствие установок очистки газов, ПАО «ТГК-14» правомерно привлечено к административном ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии необходимости устанавливать газоочистные сооружения на котельную, подлежат отклонению.

Запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов, прямо предусмотрен пунктом 7 статьи 16 Закона об охране атмосферного воздуха, пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газа.

Закон не содержит положений о том, что объекты хозяйственной и иной деятельности могут эксплуатироваться без установок очистки газов в случае, если не превышены нормативы допустимых выбросов.

Эксплуатация объекта с указанными нарушениями может привести к загрязнению атмосферного воздуха; из дела следует, что выбросы загрязняющих веществ мазутной золы составляют 0,358009 тонн в год (первый источник) и 0,358009 тонн в год (второй источник).

По указанным мотивам не принимаются во внимание и доводы жалобы о том, что проектной документацией нормативов выбросов, согласованных с Росприроднадзором, установка ГОУ не предусмотрена.

Доводы жалобы о том, что вещество «мазутная зола» (в пересчете на ванадий) не определялось, во внимание не принимаются.

Из дела следует, что специалистами ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» произведен отбор проб газовоздушной смеси на двух источниках; составлены протоколы отбора проб промышленных выбросов и испытаний промышленных выбросов.

В протоколе испытаний промышленных выбросов от 14 декабря 2021 года выбросы твердых загрязняющих веществ указаны: бен(а)пирен; сажа и запыленность (массовое содержание взвешенных частиц) (пыль). Согласно пояснениям представителей Росприроднадзора твердое загрязняющее вещество, помимо сажи и бен(а)пирена, является мазутной золой теплоэлектростанций, что следует из пункта 2.16 приложения 5 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Минприроды РФ № 0512-47/4521 от 29 марта 2012 года).

Таким образом, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление № 04-015/2022-АТВЗ-359 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 24 января 2022 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу ПАО «ТГК-14» – без удовлетворения.

Судья Назимова П.С.