ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2022 от 11.05.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-112/2022

УИД:76RS0014-02-2022-000002-19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 11 мая 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу ФИО3 <данные изъяты>) на постановление начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы России ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы России ФИО1 по делу об административном правонарушении №10/04/14.6-33/2021 от 16.12.2021 года (резолютивная часть оглашена 14.12.2021 года), должностное лицо - исполняющая обязанности директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из постановления следует, что Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также- Департамент, орган регулирования) от 20.12.2018 № 416-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ярославской области публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2019-2023 годы» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям города Ярославля на коллекторах источников тепловой энергии для единой теплоснабжающей организации публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее также-ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2») в зоне действия единой теплоснабжающей организации № 1, на 2019 - 2023 годы (с разбивкой на календарные периоды).

Приказом Департамента от 17.12.2020 № 307-ви «О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 № 416-тэ» (далее также -Приказ Департамента от 17.12.2020 № 307-ви) произведена корректировка вышеуказанных тарифов и установлены тарифы на 2021 год.

Согласно пункту 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее также- Регламент № 163), решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением № 1 к Регламенту № 163.

Согласно приложению 2 к Приказу Департамента от 17.12.2020 № 307-ви тарифы на тепловую энергию (мощность), отпускаемую в виде воды и пара, установлены в виде одноставочных тарифов, при этом указанное приложение не содержит в качестве примечания величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде пара и (или) воды от источника (источников) тепловой энергии.

Письмом ФАС России (исх. от 30.08.2021 № 10/72883/21) в адрес Департамента направлена информация, согласно которой Федеральной антимонопольной службой в соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.05.2021 № 73/1-176-2021 об устранении нарушений законодательства в тарифном регулировании в жилищно-коммунальной отрасли вынесено предписание ФАС России (исх. от 11.08.2021 № СП/67104/21) (далее также- Предписание ФАС России) по выявленным фактам нарушений пункта 22 Регламента № 163, допущенных органом регулирования Ярославской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы.

Предписание ФАС России исполнено органом регулирования, что подтверждается письмом Департамента от 01.09.2021 № ИХ. 18-07575/21 (вх. от 02.09.2021 № 147838-ЭП/21).

Таким образом, Приказ Департамента от 17.12.2020 № 307-ви принят на экономически необоснованном уровне в нарушение пункта 22 Регламента № 163.

Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

На основании подпунктов «а», «б» пункта 8 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97, руководитель органа регулирования осуществляет общее руководство деятельностью органа регулирования и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 №1315-п (далее-Положение) Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием.

В соответствии с пунктом 3.1.9.1 Положения, Департамент устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность распоряжением Губернатора области по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пунктам 5.3.1, 5.3.5 Положения, директор руководит департаментом, организует и контролирует его деятельность, действуя на принципах единоначалия, действует без доверенности от имени департамента, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, административных, правоохранительных и судебных органах, коммерческих и некоммерческих организациях.

В соответствии с пунктом 5.3.12 Положения директор несет персональную ответственность за достижение значений показателей деятельности департамента, в том числе показателей реализации государственных программ Ярославской области и основных мероприятий государственных программ Ярославской области, по которым департамент является ответственным исполнителем.

На основании распоряжения Губернатора Ярославской области от 21.02.2020 N 102-рлс «О возложении обязанностей на ФИО3» указанное лицо исполняла обязанности директора Департамента.

Приказ Департамента от 17.12.2020 № 307-ви, принятый с нарушением законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, подписан ФИО3

Таким образом, ФИО3, являясь на момент совершения правонарушения должностным лицом - исполняющей обязанности директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, совершила иное нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в нарушении пункта 22 Регламента № 163 при принятии и введении в действие Приказа Департамента от 17.12.2020 № 307-ви, то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что приказ № 416-тэ был подписан первым заместителем директора Департамента ФИО2, который был уволен с государственной гражданской службы 11.03.2019. Ею был подписан только приказ Департамента от 17.12.2020 № 307-ви «О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 № 416-тэ», который принимался в целях корректировки тарифов. Изменения вносились в уже принятое решение об установлении тарифов.

18.10.2021 в ее присутствии в режиме ВКС составлен протокол, в котором указано в качестве события правонарушения неуказание в приложении 2 к приказу № 416-тэ в качестве примечания величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды и пара от источников тепловой энергии, а также вменено неисправление данного нарушения впоследствии при внесении изменений в данный приказ в период, когда она исполняла обязанности директора департамента.

Определением от 02.11.2021 данный протокол возвращен лицу, его составившему. В связи с чем, начальником отдела методологии инфраструктурных секторов Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России 23.11.2021 составлен повторный протокол.

При этом в протоколе от 23.11.2021 указано на иное событие административного правонарушения. Согласно указанному протоколу ей вменено нарушение, допущенное при принятии приказа от 17.12.2020 №307-ви «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области 20.12.2018 №416-тэ».

Таким образом, в рамках дела об административном правонарушении, возбужденному по факту неуказания в приложении 2 к приказу № 416-тэ в качестве примечания величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды и пара от источников тепловой энергии, составлен протокол по факту иного правонарушения, содержащему иную объективную сторону. При этом, дело рассмотрено в ее отсутствие. Вместе с тем, она дважды уведомляла ФАС России о невозможности участия в рассмотрении как лично, так и через защитника по причине проведения заседания правления Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов в то же время, на которое назначено рассмотрение дела об административном правонарушении.

Кроме того, заявитель не согласна с выводами об установлении приказом Департамента от 17.12.2020 №307-ви экономически необоснованного уровня тарифов, т.к. сами тарифы и их обоснованность не исследовались, конкретные факты необоснованности уровней тарифов в постановлении не указаны.

В судебном заседании ФИО3 и ее защитник Шишиморова Т.В. доводы жалобы поддержали.

Представитель ФАС России не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Виновность ФИО3 в совершении административного правонарушения доказана материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 23.11.2021 года, приказами Департамента от 20.12.2018 № 416-тэ» и от 17.12.2020 № 307-ви, представлением Генеральной прокураты РФ об устранении нарушений законодательства в тарифном регулировании в жилищно-коммунальной отрасли, распоряжением губернатора ярославской области о возложении обязанностей на ФИО3, должностным регламентом, а также иными материалами дела.

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется. Нарушений закона при получении доказательств не допущено.

Постановление от 16.12.2021 года вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Вместе с тем, оценивая характер и степень общественной опасности совершенного ФИО3 административного правонарушения, принимая во внимание, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность установлено не было, и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении Департаментом добровольно было исполнено предписание об устранении допущенного нарушения, полагаю возможным с учетом положений ч.2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 названного Кодекса снизить размер, определенного должностным лицом ФАС России размера штрафа до 25 000 рублей.

Полагаю, что такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному; в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в рамках дела об административном правонарушении №10/04/14.6-33/2021, возбужденному по факту неуказания в приложении 2 к приказу № 416-тэ в качестве примечания величины расходов на топливо, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды и пара от источников тепловой энергии, составлен протокол по факту иного правонарушения, содержащему иную объективную сторону, суд во внимание не принимает, поскольку они не основаны на материалах дела.

Ссылки ФИО3 на то обстоятельство, что дело рассмотрено в ее отсутствие, при этом она возражала о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с занятостью на работе и необходимостью дачи пояснений по делу, являются несостоятельными, т.к. ФИО3 имела возможность воспользоваться юридической помощью защитника, о чем ей было разъяснено при вынесении протокола об административном правонарушении.

Утверждения ФИО3 в жалобе о том, что сами тарифы и их обоснованность не исследовались, конкретные факты необоснованности уровней тарифов не указаны, не могут служить основанием для отмены вынесенного постановления.

Предусмотренные КоАП РФ основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы России ФИО1 по делу об административном правонарушении №10/04/14.6-33/2021 от 16.12.2021 года, в отношении ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ- изменить.

Назначенное ФИО3 по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, снизить до 25 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В.Петухов