Дело № 12-112/2022
РЕШЕНИЕ
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Кротова М.Ю., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области ФИО1 от 01 февраля 2022 года №, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 01 февраля 2022 года № общество с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат» (далее – ООО «СМК», общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Правонарушение выявлено в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проводимой в период с 29.11.2021 по 15.12.2021 года. В вину ООО «СМК» вменяется нарушение требований ч.ч. 1-4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Так, согласно постановления, Обществом, во исполнение требований ст. 31.2 названного Закона 05 ноября 2019 года в Управление Росприроднадзора на бумажном носителе была направлена декларация о воздействии на окружающую среду. К указанной декларации приложен расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для сточных вод ООО «СМК», отводимых в <данные изъяты> через выпуск, который выполнен в 2018 году на основании Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом от 17 декабря 2007 г. №333 Министерством природных ресурсов Российской Федерации). Данная декларация представлена не в полном объеме, поскольку в представленных расчетах допустимых нормативов сбросов веществ и микроорганизмов отсутствуют:
- данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет;
- копия программы проведения измерений качества сточных вод;
- копии протоколов анализов воды реки <данные изъяты> в контрольном створе и акты отбора проб воды;
- копия программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом (<данные изъяты>) и его водоохранной зоной;
- справки отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области о рыбоохранной характеристике <данные изъяты>.
Должностным лицом, рассматривающим дело, сделан вывод о том, что представленная ООО «СМК» декларация о воздействии на окружающую среду не соответствует требованиям действующего законодательства, ее действие не легитимно.
Не согласившись с постановлением, представитель ООО «Сухонский молочный комбинат» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить названное постановление и прекратить производство по делу. В обоснование указывает, что декларация о воздействии на окружающую среду ООО «СМК», поступившая в адрес Управления Росприроднадзора 05.11.2019 года, выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства – ст. 31.2 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», содержит в полном объеме все необходимые сведения. Одновременно с подачей декларации представлен расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для сточных вод общества, отводимых в <данные изъяты>, который входит в состав проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в <адрес> со сточными водами ООО «СМК» (далее – проект НДС), разработанный в 2018 году в соответствии с п. 14.1 методики разработки нормативов допустимых сбросов и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Министерством природных ресурсов РФ от 17.12.2007 г. № 333). Данный проект утвержден Двинско-Печерским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (приказ Двинско-Печерского БВУ от 11.07.2018 года №), получено разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты на срок действия с 07.11.2018 года по 06.11.2019 года, регистрационный № от 07.11.2018 года, что доказывает факт предоставления проекта НДС в полном объеме с указанием всех необходимых сведений. Считает, что данное обстоятельство исключает сам факт противоправного деяния, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вменяемого ООО «СМК». Одновременно ходатайствует о восстановлении срока обжалования постановления, поскольку первоначально с жалобой предприятие обратилось в Арбитражный суд Вологодской области. В дополнении к жалобе ставится вопрос об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.02.2022 года.
Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 и ФИО3, доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней, поддержали в полном объеме, дополнительно представили письменные пояснения. Обращали внимание, что Декларация о воздействии на окружающую среду выполнена в соответствие с требованиями ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» и по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов. На момент подачи Декларации законодательно не было закреплено требований к форме предоставления результатов расчетов НДС, о чем сообщено также в письме Росприроднадзора. Сферой применения Методики разработки нормативов допустимых сбросов, утвержденных Приказом Министерстава природных ресурсов № 333, является именно разработка данных нормативов, а не порядок предоставления расчетов НДС. Копия проекта НДС находится в отделе разрешительной документации Северного МУ Росприроднадзора по адресу: <адрес>. Данный проект содержит расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для сточных вод ООО «СМК».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось; в суд представлен отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы. Обращается внимание, что направленные в адрес Управления Росприроднадзора одновременно с Декларацией о воздействии на окружающую среду расчеты нормативов допустимого сбора не содержат в полном объеме сведений, предусмотренных Методикой разработки нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом от 17.12.2007 № 333.
Судья, рассмотрев материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Аналогичные положения содержатся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из материалов дела, Общество обращалось с заявлением об обжаловании постановления от 01 февраля 2022 года №, которым привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Арбитражный суд Вологодской области; определением от 05 марта 2022 года заявление возвращено; 18 марта 2022 года представителем Общества подана жалоба в Сокольский районный суд. Поскольку Обществом в установленный законом срок предпринимались меры, направленные на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, считаю восстановить срок подачи жалобы на постановление.
Статья 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Статьей 34 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 31.2 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (часть 4 ст. 31.2 ФЗ № 7-ФЗ).
Согласно п. 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333, действовавшей на момент предоставления ООО «СМК» декларации о воздействии на окружающую среду, проект НДС за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14.2 и главой X Методики, должен содержать:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Методики) по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
- расчет НДС в соответствии с настоящей Методикой;
- результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1-8 приложения 1 к настоящей Методике.
Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к настоящей Методике.
Как следует из обжалуемого постановления, в вину юридическому лицу вменяется нарушение порядка предоставления расчетов нормативов допустимых сбросов, утвержденных Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333 (с изм. и допол.). Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужило представление Декларации о воздействии на окружающую среду не в полном объеме, а именно отсутствие в предоставленных нормативах допустимого сброса следующих документов:
- данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет;
- копия программы проведения измерений качества сточных вод;
- копии протоколов анализов воды реки <данные изъяты> в контрольном створе и акты отбора проб воды;
- копия программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом <данные изъяты> и его водоохранной зоной;
- справки отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области о рыбоохранной характеристике <данные изъяты>
В связи с чем административным органом сделан вывод о том, что представленная ООО «СМК» декларация о воздействии на окружающую среду не соответствует требованиям действующего законодательства, ее действие не легитимно.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителей Общества о том, что данная Методика регламентирует порядок разработки НДС, а не их предоставление в Управление Росприроднадзора.
Федеральный закон от 21.07.2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит конкретных требований к форме представления результатов расчетов нормативов допустимых сбросов, что подтверждено Письмом Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 30.11.2018 года № 12-50/09939-ОГ.
Таким образом, требований о представлении документов, отсутствие которых вменяется в вину юридическому лицу, законом не предусмотрено.
Кроме того, суд считает, что административным органом ненадлежащим образом раскрыта объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Так, постановление не содержит данных о том, какие именно виновные действия (бездействие), указанные в диспозиции данной статьи (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов), совершены юридическим лицом, что является нарушением права привлекаемого лица на защиту, и является основанием для отмены постановления.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 01 февраля 2022 года № подлежит отмене, а производство по делу- прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
Требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.02.2022 года, считаю оставить без рассмотрения, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок рассмотрения таких жалоб не предусмотрен.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 01 февраля 2022 года №, которым общество с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат» состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.02.2022 года, оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Ю. Кротова