ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2022 от 27.05.2022 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

Дело № 12-112/2022

УИД 24RS0033-01-2022-000074-49

Р Е Ш Е Н И Е

27 мая 2022 года г. Лесосибирск

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Коростелева Е.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ксилотек-Сибирь» на постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» о назначении наказания по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № 491/78-2021 от 17 декабря 2021 года ООО «Ксилотек-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.

Согласно указанному постановлению юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, а именно нарушение подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 № 993, совершенных при следующих обстоятельствах.

Между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Ксилотек-Сибирь» заключен договор аренды лесных участков от 30.12.2015 № 12/1-и, согласно которому министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края передает во временное пользование ООО «Ксилотек-Сибирь» лесные участки общей площадью 221804 га, сроком на 49 лет, расположенные: Красноярский край, Енисейский район, Енисейское лесничество, Енисейское участковое лесничество, кварталы №№ 179 — 182, 218 - 240, 247 - 274, 284 - 307, 322 - 342, 353 - 359, 365 - 373, 393 - 409, 439 - 441, 448, 449, 462 - 473, 507 - 535, 571 - 598, 658, 660 - 679, 1763, 1782 - 1793, 1805 - 1814, 1824 -1835, 1840 - 1848, 1860, предназначенные для заготовки древесины, имеющие номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03382-2015-11-3317-1.

ООО «Ксилотек-Сибирь» осуществляло заготовку лесных насаждений в период действия лесных деклараций № 1 от 10.11.2020 с 21.11.2020 по 20.11.2021.

26.07.2021 от ООО «Ксилотек-Сибирь» в КГБУ «Енисейское лесничество» поступило заявление о досрочном осмотре мест рубок в квартале № 586, выделах № 24, 25, лесосеке № 2; в квартале № 586, выделах № 23,24, лесосеке № 1 Енисейского участкового лесничества, КГБУ «Енисейское лесничество».

На основании письма 20 августа 2021 года лесничим Енисейского участкового лесничества КГБУ «Енисейское лесничество» проведен осмотр лесных участков, расположенных в Красноярском крае, КГБУ «Енисейское лесничество», Енисейское участковое лесничество на предмет выполнения требований лесного законодательства, в ходе которого обнаружены нарушения действующего лесного законодательства, а именно:

- в квартале № 586, выделах №23,24, лесосеки № 1 обнаружено захламление мест рубок на площади 3,0 га и сдвиг порубочных остатков на стену леса, тем самым нарушен подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее -Правила заготовки древесины), согласно которому не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев,откомлевки, сучья, хворост);

- в квартале № 586, выделах № 23,24, лесосеки № 1 обнаружено оставление расстроенного недоруба лиственных пород (береза) площадью - 30 м3 га, что является нарушением пункта 4, пункта 32, пункта 33 Правила заготовки древесины;

- в квартале № 586, выделах № 23,24, лесосеки № 1 обнаружена оставленная на лесосеке древесина в количестве 11 м3 (пихта), чем нарушен подпункт «з» пункта 12 Правил заготовки древесины;

- в квартале № 586, выделах № 24,25, лесосеки № 2 обнаружено захламление мест рубок на площади 1,97 га и сдвиг порубочных остатков на стену леса, тем самым нарушен подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины;

- в квартале № 586, выделах №24,25, лесосеки № 2 обнаружено оставление расстроенного недоруба лиственных пород (береза) площадью 30 м3 га, что является нарушением пункта 4, пункта 32, пункта 33 Правил заготовки древесины;

- в квартале № 586, выделах №24,25, лесосеки № 2 обнаружена оставленная древесина в количестве 16 м3(береза), чем нарушен подпункт «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями 25, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договора аренды лесного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться с целью заготовки древесины.

В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 № 993.

Правила заготовки древесины устанавливают единые требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ и являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

В соответствии с подпунктом«к» пункта 12 Правил заготовки древесины, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В соответствии с подпунктом «з» 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеки.

В соответствии с пунктом 32 Правил заготовки древесины, рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

Согласно пункту 33 Правил заготовки древесины, осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.

В силу подпункта «б» пункта 12 Договора аренды лесных участков ООО «Ксилотек-Сибирь», обязано использовать участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.

Согласно технологическим картам форма рубки сплошная.

Согласно технологическим картам за 2020 очистка мест рубок осуществляется одновременно с заготовкой комбинированно: на волоках и пасеках способом равномерного разбрасывания измельченных на отрезки не менее 3 метров порубочных остатков, в целях улучшения лесорастительных условий, на погрузочных площадках сбором порубочных остатков в кучи и валы оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период.

В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Ксилотек-Сибирь» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 244464 руб.

Факт нарушения Правил заготовки древесины подтверждается следующими доказательствами:

договором аренды лесных участков от 30.12.2015 № 12/1-и;

лесной декларацией № от 10.11.2020;

технологическими картами;

актами осмотров лесосек от 20 августа 2021 года;

схемами (абрис);

расчетами размера ущерба;

расчетно-технологическими картами за 2021 год.

протоколом об административном правонарушении от 29.10.2021г. № 83-ю.

Представитель ООО «Ксилотек-Сибирь» обратился в суд с жалобой на указанное постановления, в которой, не оспаривая факт указанных нарушений правил заготовки древесины, просит постановление должностного лица отменить, а производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что должностным лицом допущены процессуальные нарушения, поскольку исходя из положений ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае должно быть назначено одно наказание, поскольку юридическим лицом совершено одно правонарушение при одних и тех же обстоятельствах.

Представители ООО «Ксилотек-Сибирь», Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав и оценив представленные доказательства, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частями 1,2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей за нарушение правил заготовки древесины.

Оценив изложенные обстоятельства и собранные по делу доказательства, уполномоченное должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Ксилотек-Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, а именно нарушение правил заготовки древесины, а именно вышеизложенных положений Правил.

При этом, у суда отсутствуют основания для объединения данного дела с делами об административных правонарушений по постановлению № 491/76-2021 от 17.12.2021г., № 491/77-2021 от 17.12.2021г., № 491/79-2021 от 17.12.2021г., поскольку заготовка древесины по обжалуемому постановлению производилась на основании иной лесной декларации, соответственно, правонарушение совершено в иное время, в связи с чем, нет оснований полагать, что юридическим лицом совершено одно действие, за которое должно быть назначено наказание.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № 491/78-2021 от 17 декабря 2021 года, оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ксилотек-Сибирь» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья

Лесосибирского городского суда Е.В.Коростелева