ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-112/2023 от 31.07.2023 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу номер

Р Е Ш Е Н И Е

31 июля 2023 года <адрес>

Судья Лазаревского районного суда <адрес> Козырева Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – заместителя директора МКУ <адрес> «Дирекция заказчика <адрес>» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу номер должностное лицо - начальник отдела учета и отчетности администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ, и назначено ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В жалобе ФИО1 просит отменить постановление мирового судьи номер от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу об административном нарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ - за малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование указала, что сведения о том, что выявленное искажение бюджетной отчетности по форме 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» повлияло на экономическое решение пользователей информации, принимаемое на основании данных отчетности, отсутствуют. А это значит, что выявленная ошибка является несущественной. Кроме того, данное искажение отчетности, не повлекло за собой искажение налогооблагаемой базы, следовательно, ущерб бюджету <адрес> не был нанесен.

ФИО1 в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.

Выслушав участников процесса, проверив и изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении номер, обсудив доводы жалобы, судья считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Мировой судья тщательно и полно исследовал материалы дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

В частях 1, 7 и 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Nномер-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Согласно письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер «О направлении для руководства Методических указаний по применению положений СГС «События после отчетной даты» событие после отчетной даты это событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения (далее - событие после отчетной даты).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за определенный промежуток времени - за отчетный период. При этом между датой окончания отчетного периода и датой подписания (представления) подготовленной бухгалтерской (финансовой) отчетности существует достаточно значительный промежуток времени, в котором могут происходить события, существенно влияющие на деятельность учреждения, на принятие управленческих решений, поэтому их необходимо учитывать в процессе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномерн (далее - Инструкция номерн) и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномерн годовая бухгалтерская отчетность составляется учреждениями - на 1 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с требованиями пункта 4 Инструкции номерн, пункта 2.2 приказа департамента по финансам и бюджету администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер «Об утверждении Порядка взаимодействия отделов департамента по финансам и бюджету администрации <адрес> при принятии и формировании месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета <адрес> и квартальной, годовой сводной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений <адрес>» бюджетная отчетность должна быть сформирована в виде электронного документа, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц и предоставлена посредством программного комплекса «WEB-консолидация» в департамент по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> с соблюдением сроков, установленных приказом департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер «О составлении и сроках предоставления годовой консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета <адрес> и годовой консолидированной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений <адрес> в 2022 году».

По делу установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное мероприятие: «Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> за 2022 год».

В ходе проведения мероприятия выявлено допущенное должностным лицом начальником отдела учета и отчетности администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>ФИО1 повторное грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Администрацией Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> отображены данные по заключенному муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГномер-ЭА на выполнение работ по обустройству (оборудованию) детских игровых площадок (ограждение, резиновое покрытие) на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> в 2022 году (в местах общего пользования, находящихся в муниципальной собственности) с Индивидуальным предпринимателем ФИО2 на сумму 15 210 000,00 рублей в разделе 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» графа 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств».

Данный муниципальный контракт расторгнут на основании Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта администрацией Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер-ОМЗ, которое вступило в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта Индивидуального предпринимателя ФИО2, информация об исполнении (о расторжении) контракта размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ.

Расторжение данного муниципального контракта, начатого в отчетном году является событием после отчетной даты и подлежит отражению в отчетном периоде, что фактически не было произведено и привело к нарушению подп. «в» п. 7 раздела 2 СГС «События после отчетной даты» в части отражения суммы расторгнутого муниципального контракта в размере 15 210 00,00 рублей в графе 11 формы отчетности 0503128.

Данное нарушение искажает бюджетную отчетность по форме отчетности 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» графы 11 раздела 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» более чем на 10 процентов.

Ввиду того, что постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 5-15/93/2023 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - ФИО1 считается подвергнутой данному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ФИО1 являясь начальником отдела учета и отчетности администрации Лазаревского внутригородского района <адрес>, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 (грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, как ответственного должностного лица, протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ, и вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

ФИО1 назначено минимальное наказание в пределах санкции ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГномер «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.7 статьи 15.15.6 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Установление для должностных лиц за нарушение сроков представления бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности штрафов, превосходящих по размеру административные штрафы за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ), за незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 2 статьи 15.15.6 КоАП РФ), за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ), за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до двух лет срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, свидетельствует об особой защите государством указанных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области соблюдения бюджетного законодательства.

Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

К доводам ФИО1, изложенным в жалобе, суд относится критически, поскольку они не нашли своего подтверждения, данные доводы суд расценивает как избранный способ защиты, во избежание наказания за совершенное правонарушение.

В силу вышеизложенного начальник отдела учета и отчетности администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ча.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Таким образом, каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, нормы материального права и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для изменения или отмены постановления судьи не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - начальника отдела учета и отчетности администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.15.15.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу должностного лица – заместителя директора МКУ <адрес> «Дирекция заказчика <адрес>» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.13-30.17 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Лазаревского районного суда

<адрес> Н.А.Козырева

копия верна:

судья Н.А.Козырева