ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1133/2022 от 18.04.2022 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-1133/2022 Мировой судья Борисенко А.С.

УИД: 78MS0122-01-2021-004182-49

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт-Петербург 18 апреля 2022 года

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Лежакова Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела регионального государственного надзора в области чрезвычайных ситуаций Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 124 Санкт-Петербурга от 27.01.2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесенного в отношении ФИО5, -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 124 Санкт-Петербурга от 27.01.2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 было прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения

Не соглашаясь с данным постановлением, начальник отдела регионального государственного надзора в области чрезвычайных ситуаций Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга ФИО2 обратился с жалобой в суд, в которой просит его отменить как вынесенное незаконно и необоснованно, производство по делу прекратить, поскольку ФИО5 относится к числу лиц, на которых в возложена обязанность по выполнению требований Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с чем ему надлежало пройти обучение в СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» исключительно в очной форме.

Заявитель - начальник отдела регионального государственного надзора в области чрезвычайных ситуаций Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга ФИО2 в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным, дополнительно сообщив, что в силу положений Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года №1485 проведение обучения на территории Санкт-Петербурга отнесено к исключительному ведению СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС». Обучение по программе является очным и бесплатным, проходит в объеме 36 часов. Вместе с тем ФИО5, являясь главой внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан, прошел обучение в 2019 году в ФИО4 очно-заочно в объеме 24 часов, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года №1485. В соответствии с ранее действующими положениями, а именно п.6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 также аналогично изложенными в Постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 года №1485, руководители обязаны проходить обучение в учебно-методических центрах, таковой в Санкт-Петербурге лишь один.

В судебное заседание явился защитник ФИО5 – ФИО3, который против удовлетворения жалобы возражал, считал постановление вынесенным мировым судьей законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрении дела мировым судьей были приняты во внимание и оценены все имеющиеся в материалах дела доказательства, после чего был сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях ФИО5 состава административного правонарушения. Ранее до составления протокола действовало Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547, в соответствии с которым ФИО5 прошел обучение по указанной программе.

Заинтересованное лицо ФИО5, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнения участников процесса, допросив явившегося свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Диспозицией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса.

Протоколом об административном правонарушении установлено, что 25.11.2021 года в 14 час. 10 мин. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Победы, д.8 ФИО5, являясь главой внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан, не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно не прошел подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, исполняющего полномочия председателя муниципального совета, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем по мнению должностного лица совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела суду были представлены следующие исследованные доказательства:

- протокол от 25.11.2021 №185 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, составленный в отношении ФИО5;

- уведомлением главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан ФИО5 о проведении проверки;

- распоряжением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 18.10.2021 года №36 о проведении проверки в том числе в отношении главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан ФИО5

- предписанием от 25.11.2021 года № 19-40 выданным ФИО5 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- актом проверки от 25.11.2021 года №40 в котором изложены выявленные нарушения, допущенные ФИО5;

- копией устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан;

- копией решения от 19.09.2019 года об избрании главой внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан ФИО5;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан от 12.10.2021 года;

- копия удостоверения о повышении квалификации от 14.11.2019 года №781900421305, рег. №1959/ГО/СЗ выданный ФИО5, согласно которому он прошел обучение по дополнительной профессиональной программе «Гражданская оборона и защита в чрезвычайных ситуациях» очно-заочно в объеме 24 часа в ФИО4;

- письменные пояснения защитника ФИО5 – ФИО3 от 24.01.2022 года.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей было установлено, что из анализа положений Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а так же Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при учете, что ФИО5 14.11.2019 года прошел обучение по дополнительной профессиональной программе «Гражданская оборона и защита в чрезвычайных ситуациях» в ФИО4 не следует что ФИО5 обязан повторно проходить обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО5 состава административного правонарушения.

Вместе с тем, указанные выводы мирового судьи нельзя признать обоснованным в силу нижеследующего.

В соответствии с положениями ст. 14, 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны так же обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485 определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основные задачи и формы обучения действиям в чрезвычайных ситуациях, организованные в рамках единой системы подготовки населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам.

Согласно подп. «г» п. 2, подп. «в» и «г» п. 3, подп. «д» п.п. 4, 5, 6 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, помимо прочего руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются, в том числе выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает, так же для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и указанных организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Подготовка должностных лиц гражданской обороны и Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ИОГВ и организаций Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера является первостепенной задачей при подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Санкт-Петербурга от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, и осуществляется на базе Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС».

При этом аналогичные требования так же содержатся подп. «г» п. 2, подп. «в» и «г» п. 3, подп. «д» п.п. 4, 5, подп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 действовавшем на момент вступления ФИО5 в должность главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан 19.09.2019 года.

При этом вышеприведенные положения закона не связаны с полномочиями внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и не являются вопросом местного значения муниципальных образований в соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

В соответствии с решением муниципального Совета от 19.09.2019 года №502 «Об избрании Главы Муниципального образования муниципальный округ «Пулковский меридиан», его главой избран ФИО5

В соответствии с п. 22 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан его глава является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в состав Муниципального совета и исполняет полномочия председателя Муниципального Совета.

При изложенных обстоятельствах в силу положений Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485 ФИО5, как глава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пулковский меридиан, относится к числу лиц, на которых возложена обязанность по выполнению требований данного постановления.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать однозначный вывод, что ФИО5 в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1485 обязан был пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, которым является СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС», однако этого не сделал.

В соответствии с положениями ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении постановления, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, административное правонарушение, допущенное ФИО5, было совершено 25.11.2021 года, в связи с чем, на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи срок привлечения к административной ответственности истек.

Вместе с тем, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При этом, прекращение производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, как по не реабилитирующему основанию, по отношению к прекращению производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Эта правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следовательно, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для лица, привлеченного к административной ответственности или освобожденного от нее, при пересмотре решения недопустим.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, а также принимая во внимание положения ст.4.5 КоАП РФ, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности, за пределами которых вопрос о виновности лиц не подлежит установлению, суд приходит к выводу о необходимости оставления постановления мирового судьи без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд -

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 124 Санкт-Петербурга от 27.01.2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО5 – оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента провозглашения, однако может быть обжаловано в Третий Кассационный суд общей юрисдикции в порядке установленном ст.ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.

Судья: Лежакова Т.В.