Р Е Ш Е Н И Е №12-1138/16.
об административном правонарушении
02 ноября 2016 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Шабанова С.В.
при секретаре Алексеевой Т.А.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО2,
его представителя ФИО3,
представителя Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ... – начальника отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения и территории от ЧС, подполковника внутренней службы ФИОна постановление № 5-4-0335/16 от 09.08.2016г. по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2,... года рождения, ..., уроженца с. ......, ... проживающего по адресу: ...,
У С Т А Н О В И Л:
09.08.2016г. постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Оренбурга Трофимовой А.М. производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2, обвиняемого по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с обжалуемым постановлением, согласно протоколу об административном правонарушении N от 03.06.2016г. установлено следующее.
В период с 10.00 часов 16.05.2016 г. по 15 час. 00 мин. 03.06.2016 г. при проведении плановой выездной проверки ПАО «Т Плюс», по адресам: <...>, ст.Каргала, ул. Аксакова, <...> лет Октября, 9, <...> За, ул. 9 Января, 34, ул. Набережная, 25, ул. Советская. 15, ул. Челюскинцев, 18, ул. Набережная, 7, ул. Краснознаменная,47, ул.Челюскинцев,17, ул.Чкалова, 26, ул. Гугучинская. 16, ул. Донгузская Л, ул.Рижская, 1, ул. Беляевская, 59/3, ул. Беляевская, 20, колхоз 22 съезда КПСС, <...> на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области - начальника отдела ГПН и ПР подполковника внутренней службы ФИО1 №5-ЧС от 04.05.2016 г. не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения по адресам: <...>. <...>, г. Оренбург. УЛ. Манежная. 26, г. Оренбург ст. Каргала, обязательные требования в области гражданской обороны, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794, «Положением о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804, «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года №303, «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года №782, «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091, приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. № 19, приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506, «Положением о системах оповещения населения», утвержденным Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 года (Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2006 г. № 8232), «Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований», утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999, а именно:
1. В нарушение п. 9, п. 13 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, п. 2 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 № 303 филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» не организовано должным образом транспортное обеспечение в военное время (в соответствии с п. 7.1, 7.4. договора на оказание транспортных услуг от 27.12.2013 года (далее - договора), заключенным с ЗАО «ЮНИС» ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнением обязательств по договору, обусловленных действием обстоятельств непреодолимой силы, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнение и другие природные стихийные бедствия; если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении двух последовательных месяцев, договор может быть расторгнут);
2. В нарушение п. 17 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804, филиалом «Оренбургский» ПАР «Т Плюс» не организовано должным образом обеспечение охраны объектов в военное время (согласно п. 8.1 договора оказания услуг по охране объектов филиала «Оренбургский» ПАР «Т Плюс» с ФГУП «Ведомственная охрана» от 28.12.2015 года ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнение обязательств по договору, обусловленных действием обстоятельств непреодолимой силы, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнение и другие природные стихийные бедствия);
3. В нарушение п. 13 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804, филиалом «Рренбургский» ПАР «Т Плюс» не организовано должным образом медицинское обеспечение объектов в военное время (согласно п. 12.1. договора оказания медицинских услуг филиала «Оренбургский» ПАР «Т Плюс» с ОАО «Санаторий- профилакторий «Солнечный» от 25.12.2015 года ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнение обязательств по договору, если оно явилось следствием природных явлений и военных действий);
4. В нарушение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» на должности специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны Сакмарской ТЭЦ, Каргалинской ТЭЦ и Орской ТЭЦ Филиала «Оренбургский» Публичного акционерного общества «Т Плюс», отнесенных к категории по гражданской обороне, назначены работники, не прошедшие соответствующую подготовку в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно- методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
5. В нарушение п. 9 перечня, утвержденного приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. № 19, специалисты дежурно-диспетчерской службы ПАР «Т Плюс» в количестве 30 человек не прошли подготовку в учебно - методическом центре по ГР и ЧС субъектов РФ, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования организаций;
6. В нарушение п. 2 Приказа МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» паспорт безопасности опасного объекта не разработан на систему теплоснабжения г. Рренбурга, участок трубопроводов теплосети г. Оренбурга, система теплоснабжения г. Медногорск, участок трубопроводов теплосети г. Медногорск предприятия ПАО «Т Плюс» имеющие 3 класс опасности в соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 11.11.2015 №А02-91244;
7. В нарушение п. 9 Перечня, утвержденного приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. № 19 члены КЧС и ПБ в количестве 4 не прошли подготовку в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования организаций, в учебно- методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
8.В нарушение ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091; п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 в Оренбургских тепловых сетях Филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс», эксплуатирующих опасные производственные объекты 3 класса опасности (свидетельство о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 г. №№ 0185, 0186, 0189, 0190), отнесенной к категории по гражданской обороне, не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования;
9. В нарушение ст.9 Федерального Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; абз. 6 п. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 года (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2006 г. № 8232) Каргалинская ТЭЦ филиала «Оренбургский» ПАР «Т Плюс» эксплуатирует опасные производственные объекты 2 класса опасности- площадка цеха хранения опасных веществ химического цеха и транспортирования опасных веществ (per. № А02-91244 0184 свидетельства о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 г.). Созданная локальная система оповещения не сопряжена технически и програмно с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) Оренбургской области;
10. В нарушение ст.9 Федерального Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; абз. 6 п. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 года (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2006 г. № 8232) Сакмарская ТЭЦ филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» эксплуатирует опасные производственные объекты 2 класса опасности-площадка цеха хранения опасных веществ химического цеха и транспортирования опасных веществ (per. № А02-91244 0184 свидетельства о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 г.). Созданная локальная система оповещения не сопряжена технически и програмно с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) Оренбургской области.
Тем самым не обеспечено выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения филиала Оренбургский ПАО «Т Плюс».
Не согласившись с принятым решением, заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области - начальник отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС ФИО обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга от 09.08.2016г. о прекращении административного дела в отношении должностного лица филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В жалобе заявитель просит отменить постановление от 09.08.2016г., считает его незаконным и необоснованным, просит привлечь к административной ответственности должностное лицо начальника специального отдела филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2 Считает, что протоколом об административном правонарушении от 03.06.2016г., сотавленным по результатам проверки филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения). Состав административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении имеется и подтверждается документами административного дела, приложенными к протоколу.
Ответственность по п. 1-3 протокола подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с п. 7.1, 7.4. договора на оказание транспортных услуг от 27.12.2013 года (далее - договора), заключенным с ЗАО «ЮНИС» ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнением обязательств по договору, обусловленных действием обстоятельств непреодолимой силы, в том числе объявленная или фактическая война, гражданские волнения, эпидемии, блокада, эмбарго, пожары, землетрясения, наводнение и другие природные стихийные бедствия; если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении двух последовательных месяцев, договор может быть расторгнут.
Пункт 7.1 вышеназванного договора противоречит п. 3.1.8-3.1.9 договора, и при возникновении чрезвычайных ситуаций, а именно гражданских волнений, эпидемий, блокад, эмбарго, пожаров, землетрясений, наводнений Общество и ЗАО «ЮНИС» освобождается от выполнения обязательств по договору. В соответствии с п.2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Данное нарушение требований Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 (п. 9, п. 13) (далее- Положения) в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья работников предприятия, а также неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14. федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Невыполнение обязательных требований п. 17 Положения (по обеспечению мероприятий гражданской обороны, а именно охраны общественного порядка в чрезвычайных ситуациях на объектах Общества) и п. 13 Положения (по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников Общества, пострадавших при чрезвычайных ситуациях) в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья работников предприятия, а также неопределенного круга лиц. По всем пунктам, указанным в протоколе №5 об административном правонарушении от 03.06.2016г. имеется состав административного правонарушения, поскольку Сакмарская ТЭЦ филиал «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» эксплуатирует опасные производственные объекты 2 класса опасности - площадка цеха хранения опасных веществ химического цеха и транспортирования опасных веществ.
Главное управление МЧС России по Оренбургской области считает, что данное обстоятельство при производстве по делу об административном правонарушении, является отягчающим, что мировым судьейпроведена неполная и необъективная оценка доказательств, что является нарушением ст. 26.11. КоАП РФ.
Начальник специального отдела филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в соответствии с приказом директора Филиала от 28.04.2016 № 66 является руководителем штатного постоянно действующего органа управления объектового звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отвечает за организацию планирования и проведение мероприятий по защите работников Филиала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. У ФИО2 была возможность соблюдения обязательных требований законодательства, но во время проведения проверки и до составления протокола об административном правонарушении соответствующие мероприятия выполнены не были.
В судебном заседании представитель заявителя жалобу и изложенные в ней доводы поддержала, просила удовлетворить по изложенным в жалобе основаниям, просила постановление от 09.09.2016г. отменить и вынести законное обоснованное решение.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО2 и представитель ФИО3 в судебном заседании возражали по поводу удовлетворения жалобы, полагали, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с прекращением производства по делу за истечением срока давности, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.ч. 1,3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО2 как должностному лицу вменено в вину совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполненение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного значения филиала или социального назначения.
Мировой судья, рассмотрев данное дело, установил, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, «поскольку пункты договоров, предусмотренные п. 1-3 протокола № 5 от 03.06.2016г., не нарушают законодательство о гражданской обороне, пункты 4, 6, 8, 9, 10 протокола № 5 от 03.06.2016г. - не подлежат исполнению, по п. 5 и 7 протокола № 5 от 03.06.2016г. приняты меры к устранению нарушений, то его вина в совершении правонарушения отсутствует, что влечет за собой отсутствие состава правонарушения».
Указанные выводы мирового судьи в судебном решении противоречат не только действующему законодательству, нормы которого приведены в самом обжалуемом постановлении от 09.08.2016г. но и обстоятельствам дела. Так меры к устранению нарушений приняты уже после проведения проверки и установления правонарушений. Не обоснован вывод суда о том, что п.п. 4, 6, 8, 9, 10 указанного протокола не подлежат исполнению, а п. 1, 2, 3 не нарушают законодательство.
При этом мировым судьей не принято во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении регламентировано ст. 29.10 КоАП РФ. Отсутствие в постановлении данных, прямо предусмотренных законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении. В нарушение указанной нормы, в постановлении мирового судьи выводы к которым пришел судья, не обоснованны и не мотивированны, а также отсутствуют ссылки судьи на доказательства, на которых основаны его доводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого постановления.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства мировой судья не выполнил в полном объеме требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и правильно применить нормы материального права.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга в отношении ФИО2 не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы в Ленинском районном суде г. Оренбурга срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области – начальника отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения и территории от ЧС на постановление № 5-4-0335/16 от 09.08.2016г. мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» ФИО2, отменить.
Производство по делу в отношении ФИО2 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно и подлежит обжалованию в Оренбургский областной суд в порядке надзора.
Судья подпись С.В. Шабанова
...
...
...