Дело № 12-1139/16
(в районном суде № 5-20/16) судья Андреева <...>.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Шабакова <...>., при секретаре Обуховой <...> рассмотрев 16 июня 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2016 года в отношении
ООО «Грюнбург», ИНН 7806379411, юридический адрес: Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, Московское шоссе, 59 км;
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2016 года ООО «Грюнбург» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Вина ООО «Грюнбург» установлена в том, что оно совершило нарушение, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а именно:
<дата> в <...> часов <...> минут, на производственной площадке ООО «Грюнбург», расположенной по адресу: <адрес> в нарушение ч.1 ст.34, ч.2 ст.39, ч.1 ст.51, ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ст.П, ч.7 ст.12, ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Грюнбург»:
1. Осуществляет эксплуатацию земельного участка с кадастровым номером: 47:16:0434004:171 (Объекта), на территории которого несанкционированно размещены отходы, небезопасным для окружающей среды способом, не принимает длительное время мер, направленных на снижение негативного влияния отходов на компоненты окружающей среды.
2. Под видом обработки и дальнейшей передачи осуществляет фактическое размещение отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, ведет коммерческую деятельность по приему отходов в целях их размещения на эксплуатируемом участке в отсутствии разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством для такого вида деятельности.
3. He проводит производственный экологический контроль на эксплуатируемом объекте.
В ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории Кировского района Ленинградской области специалистами Департамента Росприроднадзора по СЗФО (далее - Департамент) неоднократно были зафиксированы факты завоза твердых бытовых и строительных отходов на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок огорожен забором со стороны автомобильной дороги <...> Заезд на участок организован через контрольно-пропускной пункт. Далее по периметру участок граничит непосредственно с лесополосой. Прилегающий лесной массив сильно заболочен. Ранее данный земельный участок использовался в качестве несанкционированной свалки для размещения отходов от населения <адрес>, а также близлежащих населенных пунктов. Основная часть участка занята многолетними свалочными массами. Примерная площадь отвала отходов производства и потребления составляет 9 га, высота отвала составляет более 10м. Заезжающие на территорию земельного участка грузовые автомобили разгружают отходы в том числе, и на теле бывшей несанкционированной свалки. При осмотре зафиксировано как люди отбирают из отходов полезные компоненты и складывают их в мешки. Расталкивание и уплотнение разгруженных на теле свалки отходов производится с помощью специализированной тяжелой техники, бульдозерами.
Вышеуказанные факты зафиксированы Актом осмотра №... от <дата> и Актами осмотра №... и №... от <дата>. По имеющимся в Департаменте сведениям на указанном земельном участке осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Грюнбург».
В связи с тем, что в действиях ООО «Грюнбург» усматриваются признаки нарушения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, государственным инспектором РФ по СЗФО <...> К.Ш., Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №... от <дата> в отношении ООО «Грюнбург» возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ.
В рамках административного расследования в целях всестороннего, полного и объективного исследования фактических обстоятельств дела и установления виновности/невиновности юридического лица <дата> произведен осмотр территории земельного участка, эксплуатируемого ООО «Грюнбург», расположенного по адресу: <адрес>
Письмом от <дата>№... ООО «Грюнбург» о планируемом выезде было уведомлено в установленном законом порядке, уведомление получило.
При осмотре территории земельного участка и составлении протокола присутствовал представитель общества по доверенности № б/н от <дата> исполнительный директор ООО «Грюнбург» Хильченко <...>
В ходе осмотра территории земельного участка с кадастровым номером 47:16:0434004:171 установлено следующее: на земельном участке осуществляет деятельность ООО «Грюнбург». Примерная площадь осматриваемого земельного участка составляет 9 га. Осматриваемый земельный участок огорожен забором со стороны автомобильной трассы А<...>. Далее по периметру земельный участок граничит с лесным массивом. Заезд на осматриваемый участок организован через контрольно-пропускной пункт. С правой стороны от въезда на территорию указанного участка, перед административным вагончиком на участке расположена парковка легковых автомобилей. Парковка организована на грунтовом покрытии. В момент осмотра на парковке припарковано порядка одиннадцати легковых автомобилей. Рядом с парковкой расположено четыре бытовки. В одном из вагончиков находится персонал для учета привезенных на участок грузовым автотранспортом отходов. В момент осмотра документы учета завозимых на участок отходов отсутствовали. В вагончике оборудованы два рабочих места. На местах установлены компьютеры и принтеры. Освещение вагончиков осуществляется частично с помощью люминесцентных ртутных ламп. Место временного накопления ртутных люминесцентных ламп на участке отсутствует. На территории участка оборудованы контейнеры для временного накопления твердых бытовых и иных отходов. За территорией парковки расположена зона прессовки отбираемых из завезенных отходов полезных компонентов. В ангаре на данной территории установлены два прессовальных станка на бетонном основании. В момент осмотра станки не работали. Рядом с ангаром обустроено место складирования прессованных и упакованных в кипы вторичных ресурсов. В момент осмотра на данной площадке, частично на бетонном, частично на грунтовом покрытии складированы, упакованные в кипы алюминиевые банки, ПЭТ, ПНД, бумага, картон, пленка. На данном участке расположены четыре вагончика-бытовки. За площадкой складирования вторичных ресурсов на грунтовом покрытии расположен контейнер, заполненный твердыми бытовыми отходами. За контейнером на почвенном покрове навалом размещены твердые бытовые отходы. Примерная площадь отходов 8м2, высота 20см. На территории рядом с парковкой легковых автомобилей в момент осмотра припаркованы колесный погрузчик и четыре самосвала пухто. Слева при въезде на территорию осматриваемого участка расположен один вагончик-бытовка, два помещения для складирования горючих смазочных материалов. На данной территории припаркован трактор-щетка «МТЗ» и два сломанных самосвала «КАМАЗ». Под одним из самосвалов зафиксировано масляное пятно на грунтовом покрытии. Далее слева от въезда на участке расположен мусоросортировочный комплекс. Комплекс состоит из зоны разгрузки отходов, зоны сортировки отходов и зоны накопления отходов в контейнере. Под зоной сортировки расположены пакеты для сбора вторичных ресурсов. За зоной разгрузки отходов оборудована обваловка. От зоны разгрузки отходов выведен шланг в бочку для сбора фильтрата, образующегося при контакте атмосферных осадков с отходами. Рядом с мусоросортировочным комплексом расположен дизельный генератор. В момент осмотра генератор работал. На мусоросортировочном комплексе происходил процесс сортировки отходов. В процессе сортировки отходов в момент осмотра было зафиксировано восемь человек. В момент осмотра в зоне разгрузки зафиксированы отходы объемом примерно 50мЗ. Основная масса отходов накрыта тентом. В месте накопления вторичного сырья зафиксировано около 30 пакетов объемом 2м3, заполненных вторичными ресурсами. В зоне накопления отходов в момент осмотра зафиксирован контейнер объемом З0м3, заполненный наполовину. Рядом с контейнером находились три пресскомпактора, которые не работали в момент осмотра. Пресскомпакторы предназначены для прессования отходов, остающихся после выборки полезных компонентов (отходов хвостов). В момент осмотра погрузчик грузил отходы на подающий конвейер. Далее за территорией мусоросортировочного комплекса при осмотре зафиксирована свалка твердых бытовых отходов. Указанная свалка представляет собой многолетние свалочные массы. В центральной части свалки в момент осмотра зафиксирована забетонированная площадь. Указанная площадь огорожена сеткой типа рабица. На бетонном основании на площади примерно 1500м2 расположены твердые бытовые отходы, недавно завезенные на данную площадку. Основная часть отходов укрыта тентом. Рядом с отходами не укрытыми тентом расположена тяжелая техника. В момент осмотра техника не работала. Часть террикона свалки укрыта грунтом. На поверхности террикона многолетних свалочных масс размещены отходы следующего морфологического состава: пищевые отходы, отходы упаковки от пищевых продуктов, стеклянная тара, полиэтилен, отходы оргтехники, строительные отходы, отходы ткани и т.д. Отходы упаковки пищевых продуктов датированы маем-сентябрем 2015 года. Примерная площадь вышеперечисленных отходов составляет примерно 1,5ГА. При осмотре на данных отходах зафиксированы следы бульдозера. В момент осмотра кроме бетонированной площади в центре свалки иных инженерных сооружений на свалке не обнаружено. На тело свалки в момент осмотра грузовые машины не заезжали. В момент осмотра на территорию осматриваемого земельного участка заехало два мусоровоза-пухто, заполненных твердыми бытовыми отходами, которые стояли с включенным двигателем на объекте рядом со въездом.
<дата> произведен повторный осмотр территории земельного участка, эксплуатируемого ООО «Грюнбург», расположенного по адресу: <адрес>
ООО «Грюнбург» о планируемом выезде было уведомлено в установленном законом порядке, Определением об обеспечении производства по делу об административном правонарушении №... от <дата>, уведомление получило.
При осмотре территории земельного участка и составлении протокола присутствовал представитель ООО «Грюнбург» по доверенности Хильченко <...> (доверенность № б/н от <дата>).
В ходе проведения осмотра <дата> установлено следующее.
За календарный месяц, осматриваемый земельный участок не претерпел значительных изменений.
Мусоросортировочный комплекс в момент осмотра также находился в рабочем состоянии.
В месте временного накопления отходов в центральной части террикона многолетних свалочных масс в момент осмотра на бетонном основании зафиксированы твердые бытовые отходы, недавно завезенные на данную площадку, общим объемом не более 100 м. Основная часть отходов укрыта тентом. Рядом с отходами не укрытыми тентом расположена тяжелая техника. В момент осмотра техника не работала.
Часть террикона свалки укрыта грунтом. На поверхности террикона многолетних свалочных масс размещены отходы следующего морфологического состава: пищевые отходы, отходы упаковки от пищевых продуктов, стеклянная тара, полиэтилен, отходы оргтехники, строительные отходы, отходы ткани и т.д. Отходы упаковки пищевых продуктов датированы маем-октябрем 2015 года. Примерная площадь вышеперечисленных отходов, размещенных на указанном земельном участке в 2015 году, составляет примерно 1,5 га. При осмотре на данных отходах зафиксированы следы бульдозера. В момент осмотра кроме бетонированной площади в центре свалки иных инженерных сооружений на свалке не обнаружено. На тело свалки в момент осмотра грузовые машины не заезжали.
Исходя из вышеизложенного, в рамках проведения административного расследования осмотром территории установлен и подтвержден факт осуществления ООО «Грюнбург» деятельности по обращению с опасными отходами на указанном участке в части их обработки (сортировки) и признаки размещения отходов на теле бывшей несанкционированной свалки.
Кроме того, в ходе проведения административного расследования Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении №... от <дата> у общества были истребованы необходимые сведения. Документы представлены обществом в адрес Департамента.
Согласно представленным документам, ООО «Грюнбург» зарегистрировано <дата> в Едином государственном реестре под ОГРН 1089847038423. Юридический адрес общества: 187000, Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, Московское шоссе, 59 км. Основным видом деятельности общества согласно выписке из ЕГРЮЛ является удаление и обработка твердых отходов (код по ОКВЭД 90.00.2).
Производственная деятельность осуществляется на земельном участке по адресу: <адрес>
Земельный отвод относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Кадастровый номер 47:16:0434004:171.
Площадь участка - 9,0 га, в том числе: придорожная полоса — 4740 кв. м, охранная зона линии электропередач 35 кВ - 7860 кв. м, охранная зона газопровода - 1888 кв. м. Кадастровый паспорт №... от <дата>
Фактически на данном земельном участке с 1968 года расположена свалка твердых бытовых, строительных и промышленных отходов. Большую часть земельного участка занимает террикон свалочных масс, накопленных за период несанкционированного размещения отходов.
Между терриконом и автомобильной дорогой расположен участок сортировки отходов, участок прессования вторичных материальных ресурсов, стоянка автомобильного транспорта, административно-хозяйственная зона.
Участок имеет ограждение из металлического профильного листа со стороны автомобильной дороги А-120. Въезд организован с указанной дороги через ворота и контрольно-пропускной пункт. С остальных сторон доступ на участок ограничен труднопроходимой кустарниковой растительностью и лесом.
<дата> Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области участок передан в аренду ООО «Грюнбург». На основании Постановления Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области от №... от <дата> заключен Договор аренды земель для несельскохозяйственных целей №... от <дата> (далее - Договор) сроком на 5 лет.
Согласно пункту 1.1 Договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду для строительства здания сортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления земельный участок площадью 90000 кв.м, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 47:16:0434004:171, местоположение: <адрес>, с разрешённым использованием - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок: здание сортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемый к настоящему Договору, (приложение №...) и являющийся его неотъемлемой частью.
Договором установлены обязанности Арендатора, среди которых:
- Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик и экологической обстановки на Участке.
- Содержать прилегающую территорию в соответствии с Правилами благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния территории МО Кировское городское поселение.
- После окончания срока Договора передать Участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального, на основании акта приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора.
По сведениям, полученным от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) установлено, что между Администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области (Заказчик) и ООО «Грюнбург» (Исполнитель) заключен договор № б/н от <дата> (включен в реестр муниципальных контрактов peг. №... от <дата>) согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя нижеследующие обязательства:
- Осуществить комплекс работ по рекультивации ранее захламленного отходами производства и/или потребления (далее по тексту - Отходы) земельного участка площадью 9 Га, расположенного по адресу: <адрес> - (далее по тексту Объект) в Соответствии с разработанным Исполнителем и согласованным Администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области проектом рекультивации Объекта (далее по тексту - Проект рекультивации).
- Организовать и оборудовать на Объекте площадки сбора и временного хранения Отходов для осуществления на Объекте приема, временного хранения и сортировки Отходов с целью последующего Обращения с ними в соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации.
- Разместить на Объекте, на период действия Договора, Мусороперерабатывающее оборудование, принадлежащее Исполнителю, позволяющее в зависимости от исходных сырьевых показателей осуществлять сортировку, переработку, использование, обезвреживание, утилизацию поступающих и находящихся на Объекте Отходов (далее по тексту - Мусороперерабатывающий Комплекс).
- Осуществлять эксплуатацию площадок для накопления, временного хранения и сбора отходов, а так же Мусороперерабатывающего Комплекса в течение срока действия Договора.
- Осуществлять на Объекте приемку, сортировку, временное хранение Отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения Кировского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с тарифами, установленными действующим законодательством в области регулирования тарифов, с целью последующего обращения с ними в соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации.
- Заказчик, обладая соответствующими полномочиями, предоставляет Исполнителю право установки на Объекте Мусороперерабатывающего Комплекса, а так же право эксплуатации указанного комплекса и площадок для накопления, временного хранения и сбора отходов, проведение рекультивации Объекта в соответствии с условиями настоящего Договора.
Также согласно указанному договору Исполнитель обязуется:
- Обеспечить охрану Объекта и ограничение доступа посторонних лиц на Объект, а так же пожарную безопасность Объекта.
- Осуществлять уборку прилегающей к Объекту территории, а также осуществлять контроль за недопущением несанкционированного размещения отходов на территории Объекта.
- Обследовать, разработать и внедрить проект по дегазации с целью полного исключения возгорания Отходов на Объекте.
- В целях недопущения возгорания на Объекте свалочных масс, снижения негативного воздействия на окружающую среду, а так же ликвидации очагов возгорания, до утверждения Проекта рекультивации осуществлять рекультивацию Объекта путем укрытия вышеуказанных свалочных масс с использованием грунтов и других не горючих материалов в соответствии с временным технологическим регламентом рекультивации согласованным с Администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области.
- За счет собственных средств разработать Проект рекультивации Объекта, в котором предусмотреть, в том числе, возможность применения продуктов образующихся в результате осуществления использования, переработки, утилизации, обезвреживания Отходов, принимаемых и находящихся на Объекте, в процессе рекультивации как непосредственно Объекта, так и при рекультивации иных нарушенных земель Муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, в соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, и представить указанный Проект рекультивации на утверждение в Администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области,
- Осуществлять рекультивацию объекта в соответствии с Проектом рекультивации и/или Временным Технологическим Регламентом Рекультивации.
- Осуществлять на Объекте контролируемый прием Отходов, эксплуатацию площадок временного хранения, сбора Отходов, использование, переработку, обезвреживание, утилизацию и сортировку Отходов в соответствии с Проектом рекультивации и/или временным технологическим регламентом рекультивации, а также осуществлять иное обращение с данными Отходами в соответствии с настоящим Договором и действующим природоохранным законодательством Российской Федерации.
- Разместить на Объекте и в последующем эксплуатировать в период действия Договора Мусороперерабатывающий Комплекс.
- Снизить до 70% объем отходов для временного размещения за счет сортировки и переработки в Мусороперерабатывающем комплексе.
- Переработать в Мусороперерабатывающем комплексе до 40% ранее складированных отходов с поверхности Объекта.
В свою очередь Заказчик по данному договору обязуется:
- Содействовать Исполнителю в обеспечении пожарной безопасности Объекта, недопущения несанкционированного размещения отходов, как на территории Объекта, так и на территории, прилегающей к Объекту, в части зависящей от Заказчика.
- В течении 10 дней с даты представления временного технологического регламента рекультивации согласовать его, либо предоставить мотивированный отказ от его согласования. В случае отсутствия согласования и при наличии возгораний свалочных масс Исполнитель осуществляет обращение с отходами в соответствии с представленным на согласование временным технологическим регламентом рекультивации одновременно оперативно устраняя выявленные замечания Заказчика во временном технологическом регламенте рекультивации.
- В течении 10 дней, с даты представления на утверждение Проекта рекультивации объекта, утвердить указанный Проект, либо предоставить мотивированный отказ в его утверждении. В случае отказа в его утверждении составляется и реализуется совместный план устранения выявленных замечаний.
- Предоставлять по запросу Исполнителя информацию, которой обладает Заказчик, об объемах и видах Отходов образующихся в результате жизнедеятельности населения Муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, данные о юридических лицах образующих данные Отходы, а так же данные о юридических лицах, осуществляющих обращение с Отходами на территории Муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, об объектах расположенных на территории Муниципального образования, в отношении которых существует необходимость проведения работ по рекультивации, с возможным использованием переработанных на Объекте Отходов.
Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Срок действия настоящего Договора устанавливается до момента окончания рекультивации Объекта, но на срок не более 5 лет. Дата подписания Договора, определяется по дате указанной на первой странице Договора (<дата>). Срок действия Договора может быть продлен на срок определенный Проектом рекультивации по взаимному согласию сторон.
Таким образом, при рассмотрении представленных документов установлено, что ООО «Грюнбург» осуществляет эксплуатацию вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды и договора, определяющего цели предоставления участка, обязательные при его эксплуатации, среди которых проведение рекультивации несанкционированной свалки, ранее образованной на данном участке.
Кроме того, в рамках дела об административном правонарушении Департаментом был сделан запрос в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области о представлении в адрес Департамента сведений, касающиеся установления тарифов на вывоз ООО «Грюнбург» отходов.
Согласно сведениям, полученным Департаментом из Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК), приказом ЛенРТК от <дата>№...-п «Об установлении тарифов на услуги в сфере захоронения твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Грюнбург» потребителям Кировского муниципального района Ленинградской области в 2014-2016 годах» на основании обосновывающих материалов, в том числе: экспертного заключения, калькуляции себестоимости услуги, производственной программы в сфере утилизации (захоронения) ТБО на 2014-2016 год ООО «Грюнбург», постановления администрации Кировского муниципального района от <дата>№..., договора аренды земель для несельскохозяйственных целей от <дата>№..., договора № б/н от <дата>, пояснительной записки ООО «Грюнбург», обществу установлены тарифы на услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
В частности на 2015 год сумма указанного тарифа составила с <дата> по <дата> - 611,66 руб./тонну, с <дата> по <дата> -616,78 руб./тонну.
При этом, согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующей на момент установления тарифа использовались следующие понятия:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В настоящий момент в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» используются следующие основные понятия:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Основанием для установления тарифа в таком размере (руб.) и именно для такого вида обращения с отходами как захоронение отходов стала пояснительная записка ООО «Грюнбург» в которой Общество указывает на то, что отходы завозятся на площадку, разравниваются, уплотняются и т.д., то есть с отходами на объекте обращаются образом, характерным для размещения отходов. То есть, в пояснительной записке, ставшей основой для выработки тарифа, ООО «Грюнбург» свидетельствует о том, что на участке осуществляет размещение отходов 4 класса опасности.
Исходя из вышеизложенного, основываясь на законодательно установленном понятийном аппарате, описанной непосредственно ООО «Грюнбург» схеме обращения с отходами на площадке для установления тарифа следует, что фактически обществом осуществляется размещение отходов.
Договором аренды земель для несельскохозяйственных целей №... от <дата> и договором № б/н от <дата> в обязанности ООО «Грюнбург» входит недопущение несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 47:16:0434004:171 и недопущение ухудшения данного земельного участка.
При этом, согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I -IV классов опасности подлежит лицензированию.
В сегодняшней редакции п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности также подлежит лицензированию.
Вместе с тем, по имеющимся в Департаменте сведениям:
- ООО «Грюнбург» не имеет объекта размещения отходов I-V класса опасности, в понимании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности ООО «Грюнбург» соответствующими государственными органами не выдавалась;
- объект, эксплуатируемый ООО «Грюнбург» не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);
- проект рекультивации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, отсутствует;
- осмотром установлено, что работы по рекультивации объекта Обществом не начаты.
Таким образом, при анализе данных осмотра и сведений комитета по тарифам, а также сведений, имеющихся в Департаменте, установлено осуществление ООО «Грюнбург» деятельности по размещению отходов несоответствующей требованиям законодательства РФ.
В целях сбора доказательств и выяснения всех обстоятельств совершения ООО «Грюнбург» правонарушения, в ходе проведения административного расследования были сделаны запросы в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области и в администрации муниципальных образований, расположенных на территории Кировского муниципального района Ленинградской области, с целью установления управляющих компаний в сфере жкх на территории района.
Из полученных ответов установлены основные организации, осуществляющие деятельность по сбору и транспортировке отходов от населения Кировского муниципального района Ленинградской области, а именно: МУП «С», ГП «Кировское К», ООО «Р», ООО «Б», ООО «Э», МП «У», МУП «М», ООО «Д», МУП «П», МУП «С», МУП «ПП», МУП «СУ», МУП «Н».
Далее в ходе расследования у вышеперечисленных организаций, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов от населения Кировского муниципального района <адрес>, были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. Все организации за исключением МП «УКХ» представили в адрес Департамента необходимые сведения.
В рамках проведения административного расследования в отношении 000 «Грюнбург» по ст.8.2 КоАП РФ руководители и представители вышеуказанных предприятий были опрошены в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении. У этих лиц были взяты письменные объяснения, заверенные личной подписью.
Из полученных сведений следует, что вывоз твердых бытовых отходов от населения всего Кировского муниципального района Ленинградской области вышеуказанными предприятиями перевозчиками ТБО фактически осуществляется на объект ООО «Грюнбург», расположенный по адресу: <адрес>. Отходы завозятся на объект ежедневно. Выгрузка отходов на Объекте ООО «Грюнбург» осуществляется как на бетонированную площадку сортировочного комплекса, так и на терриконе свалочных масс. Прием мусора на объект осуществляется по накладным, в конце месяца происходит сверка документов, составляется акт выполненных работ, ООО «Грюнбург» выставляет счет предприятию перевозчику. Документы о конечном месте размещения отходов перевозчики отходов от ООО «Грюнбург» не получают. Предприятия-перевозчики отходов Кировского муниципального района Ленинградской области, как правило, не имеют договорных соглашений с лицензированными полигонами, внесенными в ГРОРО.
Так, согласно представленным указанными предприятиями сведениям (актам выполненных работ, ттн, актам сверкам, объяснениям сотрудников) за не полных <дата> данными организациями было вывезено на объект ООО «Грюнбург» 72 336 м3 твердых бытовых отходов 4 класса опасности от населения Кировского муниципального района Ленинградской области, в частности 22 189м3 в 1 квартале 2015 года, 25 327м3 во 2 квартале 2015 года и 24 775м3 в 3 квартале 2015 года.
ООО «Грюнбург» и вышеуказанными предприятиями-перевозчиками отходов были представлены типовые договоры с организациями перевозчиками ТБО.
По данным Договорам Исполнитель (ООО «Грюнбург») обязуется оказать Заказчику (организациям транспортировщикам) услуги по приему, накоплению, обработке и последующей передаче на утилизацию и размещение отходов образовавшихся в результате жизнедеятельности населения муниципального образования Кировский муниципальный район, а Заказчик обязуется оплатить услуги в порядке, предусмотренном разделом 3 Договора.
Прием отходов осуществляется на площадке временного складирования по адресу: <адрес>
В обязанности Исполнителя (ООО «Грюнбург») по данным Договорам также входит передавать для размещения отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации, на объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
С целью установления возможного законного места конечного размещения твердых бытовых отходов от населения Кировского муниципального района Ленинградской области в 2015 году Департаментом также были истребованы сведения у юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов, в частности 4 класса опасности, и внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. То есть, Департаментом были истребованы сведения у всех лицензированных организаций полигонов, расположенных на территории Ленинградской области, которые официально имеют право принимать с целью размещения/обезвреживания на собственном специально оборудованном объекте твердые бытовые отходы 4 класса опасности от иных юридических лиц и выдавать отчетные документы о конечном размещении данных отходов.
Так, сведения были истребованы у ЗАО «П», ООО «ПТ», ООО «Н», ОАО «У», ООО «Б», ООО «ПФ», ООО «Л», ООО «А», ООО «С», ОАО «Ч», СПБ ГУП «З», ООО «Р» в следующем объеме:
- Имеет ли организация договорные отношения с ООО «Грюнбург», с организациями, которым ООО «Грюнбург» передавал в собственность отходы в 2015 году, согласно документам представленным обществом, с организациями контрагентами и возможными контрагентами ООО «Грюнбург» (список организаций был отражен в Определениях об истребовании сведений);
- Сведения об объеме и видах отходов, принятых полигоном от ООО «Грюнбург», организаций, которым ООО «Грюнбург» передавал в собственность отходы в 2015 году, согласно документам представленным обществом, организаций контрагентов и возможных контрагентов ООО «Грюнбург» в 2015 году (список организаций был отражен в Определениях об истребовании сведений);
Сведения об объеме и видах отходов, завезенных на полигон с территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Исходя из полученных от предприятий - объектов размещения отходов сведений ООО «Грюнбург» на октябрь 2015 имело договорные отношения только с ЗАО «П». Согласно сведениям ЗАО «Р» на <дата> общество приняло 1342 мЗ твердых бытовых отходов от ООО «Грюнбург». С остальными лицензированными полигонами ООО «Грюнбург» на <дата> в договорных отношениях не состояло.
Основные контрагенты и возможные контрагенты ООО «Грюнбург» в единичных случаях на <дата> имели договорные отношения с лицензированными полигонами, внесенными в ГРОРО, однако работы по данным договорам либо не выполнялись, либо выполнялись в незначительных объемах.
Таким образом, ООО «Грюнбург» на основании договорных отношений принимал на участок бытовые и промышленные отходы 4 класса опасности в объемах более 70 тыс. мЗ, обязуясь разместить эти отходы на лицензированных объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО, однако, фактически подтверждено размещение отходов только в объеме 1342 мЗ на ЗАО «Промотходы».
Согласно данным учета в области обращения с отходами ООО «Грюнбург» на начало <дата> на земельном участке, эксплуатируемом ООО «Грюнбург», находилось 4318,685 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности, а отходы 5 класса опасности (вторичное сырье) на участке отсутствовали.
Также согласно данному учету во 2 квартале 2015 года обществом было принято от других лиц 4761,985 тонн отходов 4 класса опасности.
В результате сортировки данных отходов обществом на участке образовалось 3485,693 тонны отходов 5 класса опасности (вторичное сырье) и 1277,592 тонны отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности.
То есть, всего подлежащих размещению на лицензированном объекте, внесенном в ГРОРО, отходов 4 класса опасности во 2 квартале 2015 года -5596,277 тонн.
Согласно документам, представленным ООО «Грюнбург», во 2 квартале 2015 года общество передало образовавшееся в результате сортировки отходов вторичное сырье специализированным организациям согласно заключенным договорам, и на конец квартала отходы 5 класса опасности (вторичное сырье) на участке отсутствовали.
Также согласно сведениям ООО «Грюнбург» во 2 квартале 2015 года общество передало на размещение в части хранения другим лицам отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности общей массой 4391,02 тонны.
При этом 360 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности передано ООО «Грюнбург» на размещение ЗАО «П» по договору №....
1031,74 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности ООО «Грюнбург» передало ООО «З».
910,93 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности ООО «Грюнбург» передало ООО «А».
1427,9 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности ООО «Грюнбург» передало ООО «АА».
660,45 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности ООО «Грюнбург» передало ООО «ТД Р».
Таким образом, согласно сведениям учета в области обращения с отходами общества, на конец <дата> на объекте ООО «Грюнбург» осталось 1205,257 тонн отходов (остатков) сортировки коммунальных отходов 4 класса опасности.
ООО «Грюнбург» представлены в адрес Департамента договоры с вышеуказанными юридическими лицами и акты выполненных работ, которые однотипны и составлены по шаблону.
Согласно указанным договорам:
- Исполнитель (юридические лица) обязуется по заданию (заявке) Заказчика (ООО «Грюнбург») оказать услуги по вывозу (транспортированию) и организации размещения отходов 4 класса опасности, именуемых далее - отходы, а Заказчик обязуется оплатить данные услуги в соответствии с условиями Договора.
- Отходы вывозятся с Объекта Заказчика, находящегося по адресу: <адрес>
- Передача отходов Исполнителю для их вывоза и организации их размещения влечет за собой переход права собственности на отходы к Исполнителю. Право собственности на отходы переходит к Исполнителю в момент приема их у Заказчика для дальнейшего вывоза (транспортирования).
- С момента перехода права собственности на отходы, Исполнитель несет ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при организации их размещения.
- Цена оказанных Услуг по настоящим договорам за 1 тонну отходов варьируется от 350 до 430 рублей, в том числе НДС 18%. Стоимость оказанных Исполнителем Услуг за отчетный период определяется как произведение от фактического объема отходов, принятого от Заказчика для вывоза и размещения, умноженного на цену Услуг по Договору.
- Документом, подтверждающим факт оказания Услуг по Договору за отчетный период, является акт об оказании услуг, далее именуемый - Акт, который составляется Сторонами ежемесячно или по факту оказания Услуг.
Юридические лица ООО «З», ООО «Р», ООО «А», ООО «АА» не имеют лицензии на осуществлении деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности и не имеют специально оборудованных для данного вида деятельности объектов.
Акты выполненных работ не содержат сведений о конечном размещении отходов.
Согласно сведениям, полученным Департаментом от юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов, в частности 4 класса опасности, и внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, на октябрь 2015 года ООО «З», ООО «АА», ООО «А», ООО «Р» не имели договорных отношений ни с одним из лицензированных полигонов, внесенных в ГРОРО.
С целью выявления конечного места размещения отходов руководители вышеуказанных организаций были вызваны в Департамент для дачи объяснений по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО «Грюнбург». На юридические адреса указанных фирм были отправлены телеграммы о необходимости явиться в Департамент. Однако в адрес Департамента поступили уведомления о том, что телеграммы не вручены адресатам в связи с тем, что указанные юридические лица отсутствуют по их юридическому адресу.
С целью выяснения подробностей о передаче отходов ООО «Грюнбург» указанным фирмам в Департамент был вызван представитель ООО «Грюнбург» компетентный в данном вопросе. В качестве представителя общества в Департамент явился исполнительный директор ООО «Грюнбург» Хильченко <...>, который пояснил следующее.
Хильченко <...>. подтверждает, что общество в марте - апреле 2015 года передало в собственность отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов следующим организациям ООО «З», ООО «А», ООО «АА», ООО «Р». Данные юридические лица согласно предмету договора обязались оказать обществу следующие услуги по вывозу и организации размещения отходов 4 класса опасности при этом получить право собственности на эти отходы в момент приема их у заказчика. Данные фирмы были найдены посредством сети интернет. Связь с сотрудниками этих фирм осуществлялась посредством электронной почты, личных встреч не было. Оригиналы договоров заключались по почте РФ. Перед заключением договора все контрагенты ООО «Грюнбург» в обязательном порядке проходят внутреннюю проверку, которая необходима и регламентирована федеральным законодательством РФ для заключения договоров. Необходимой проверкой занималась подрядная организация, точное название которой г-н Хильченко <...> не вспомнил. По факту того, что у указанных фирм в учредительных документах не прописаны ОКВЭД в области обращения с отходами, Хильченко <...>. пояснил, что данные компании предложили наиболее оптимальные экономические условия. Также он пояснил, что указанные фирмы работы по вывозу отходов выполнили. Решение заключить договора с данными юридическими лицами <...>. принял лично. Передача отходов осуществлялась на производственной площадке ООО «Грюнбург» по адресу: <адрес> путем самовывоза исполнителем. Со слов Хильченко <...> отходы, скорее всего, вывозились пухтовозами, шаландами, тонарами. Погрузка осуществлялась собственными силами исполнителя, предположительно экскаваторами и фронтальными погрузчиками. Со стороны ООО «Грюнбург» никто не руководил данным процессом и не осуществлял контроль, так как по условиям договора исполнитель осуществляет погрузку и вывоз самостоятельно. Период времени, который потребовался данным компаниям для вывоза отходов, отражен в накладных. На вопрос о конкретном месте земельного участка, находящегося в пользовании ООО «Грюнбург», на котором производились работы по загрузке отходов в спецавтомашины, Хильченко <...> ответил, что работы могли производиться по всей территории земельного участка, в том числе на площадке временного складирования отходов, в специализированных бункерах компостирования, а также мусоросортировочного комплекса и склада готовой продукции. Акты выполненных работ и товарные накладные являются отчетными документами, свидетельствующими о выполненных работах.
При этом, административным расследованием установлено, что передача отходов ООО «З», ООО «А», ООО «АА», ООО «ТД Резонанс» на объекты размещения отходов I-IV класса опасности, имеющие лицензии и включенные в ГРОРО, фактически не осуществлялась и не могла быть осуществлена, так как:
- указанные юридические лица образованы только в марте 2015 и фактически не находятся по адресу, указанному в официальных документах;
- в выписке из ЕГРЮЛ этих фирм отсутствуют ОКВЭД в области обращения с отходами, что не позволяет осуществлять экономическую деятельность в данной области;
- у указанных юридических лиц нет лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов;
- фактически ООО «Грюнбург» и вышеуказанные организации в отношениях не состоят, представлены только заключенные на бумаге договоры и акты, товарные накладные отсутствуют.
- по сведениям, имеющимся в Департаменте, такие организации в качестве природопользователей не зарегистрированы, размещение отходов не осуществляют, документов не имеют, плату за негативное воздействие не вносят. То есть, фактически такие лица вообще отсутствуют.
На основании изложенного факт передачи, вывоза и законного размещения указанных отходов не подтвержден.
Также в ходе проведения административного расследования выявлено наличие события административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, выраженного в следующем:
ООО «Грюнбург» в адрес Департамента представлен Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, который утвержден Директором ООО «Грюнбург» Хильченко <...> в 2014 году.
Согласно указанному порядку ООО «Грюнбург» располагается по адресу <адрес>. Основным видом деятельности ООО «Грюнбург» является сбор и обработка отходов 4-5 класса опасности.
Объектов размещения отходов на балансе ООО «Грюнбург» нет. Отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия, подлежат передаче специализированным организациям, имеющим лицензию на обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности. Вторичные полезные компоненты, извлекаемые из отходов, реализуются предприятиям для дальнейшего использования.
Указанным порядком предусмотрено ведение производственного контроля, в том числе, и в части регулярного наблюдения за системой удаления отходов, за их обработкой, а также за передачей отходов сторонним лицам для их последующего размещения.
Как заявил в своих объяснениях представитель ООО «Грюнбург» удаление отходов (неподтвержденное фактически) производилось в отсутствие представителей общества, то есть производственный контроль на объекте не ведется должным образом.
Кроме того, ООО «Грюнбург» в адрес Департамента представлен технический отчет «Выполнение инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий в пределах земельного участка с кадастровым номером 47:16:0434004:171, расположенного в <адрес>
Объектом изысканий являлась существующая свалка <адрес> на 5 км федеральной автодороги <...> (<адрес>) и зона её экологического влияния.
Основной целью инженерно-экологических изысканий по объекту являлось экологическое обоснование необходимости рекультивации существующей свалки и создания объекта размещения отходов.
Так, согласно указанному отчету, на свалке нет ни противофильтрационных экранов, ни системы сбора дождевых, талых и дренажных вод.
Непосредственно на участке изысканий водные объекты представлены ручьем Т и канавами. Канавы окружают сложившуюся свалку и фактически дренируют фильтрат с последней. Канавы с восточной стороны свалки имеют непосредственную гидравлическую связь с Т ручьём, который, таким образом, дренирует значительную часть загрязнений поверхностных вод участка изысканий.
Поверхностные и подземные воды на территории изысканий загрязнены в высокой степени и испытывают существенные техногенные воздействия со стороны свалки, находящейся в центре территории, относятся к высоким категориям загрязнения. Поверхностные воды опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении.
Подземные воды в пределах тела свалочных масс, вероятно, останутся чрезвычайно грязными. В то же время емкость главного реципиента загрязнений, обводных канав, близка к исчерпанию, о чем свидетельствует заболачивание окрестностей, и появление на севере свалки новых искусственных весьма грязных водоемов. Территория заболачивания увеличивается, это видно по урочищу с усыхающим древостоем. При дальнейшем поступлении стоков с полигона, площадь с погибшим древостоем также увеличится. При расширении зоны загрязнения вещества, поступающие с полигона ТБО, могут попадать в Тёткин ручей с поверхностным и грунтовым стоком.
Для остановки процесса деградации водных и лесных экосистем в районе заболачивания и ликвидации угрозы выхода экстремально грязной жидкости в местную гидросеть, необходимо предусмотреть специальные мелиоративные мероприятия, которые смогут резко улучшить ситуацию и предотвратить рост загрязнений.
К химическому загрязнению территории могут привести в первую очередь жидкие фильтраты, выделяющиеся из массы отходов, которые содержат токсичные неорганические и органические вещества, и распространяющиеся в почвы вовне водоемов при заболачивании - в пониженных частях рельефа в северо-восточной части территории, а также складирование металлического лома, так как его коррозия может привести к загрязнению почв тяжелыми металлами 1-2 класса опасности и окислами железа.
Таким образом, установлено, что объект оказывает острое негативное влияние на окружающую среду.
Согласно Инструкции по безопасному обращению с отходами на объекте «Кировск», утвержденной генеральным директором ООО «Грюнбург» <...> Сколяровым <дата>, способы сбора, обработки, накопления, утилизации и транспортирования отходов должны исключать возможность загрязнения окружающей среды и обеспечивать безопасность персонала, занятого на всех этапах работы. При сборе, хранении, транспортировании, использовании должны соблюдаться действующие экологические, санитарно-эпидемиологические, технические нормы и правила обращения с отходами.
Сопоставляя выясненные в ходе проведения административного расследования факты, установлено, что земельный участок передан ООО «Грюнбург» в 2013 году в целях его рекультивации. В 2014 году фактически установлено, что объект уже длительное время оказывает острое негативное влияние на компоненты окружающей среды и требует срочного вмешательства. За период 2013-2015 годы ООО «Грюнбург» не проведено ни одного действенного мероприятия, направленного на исключение негативного воздействия свалочных масс. Кроме того, фактически, обращаясь с отходами небезопасным для окружающей среды способом (размещение на необорудованном объекте) усугубляет существующее положение.
Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, Общество, ведущее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязано соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством РФ.
При этом, согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445,
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 73111001724) являются отходами 4 класса опасности,
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724) является отходом 4 класса опасности.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по:
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
Согласно ст. 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.67 федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Защитник ООО «Грюнбург» Данилов <...> обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал, что Обществом в ходе судебного разбирательства были представлены доказательства, подтверждающие, что количество вывезенных Обществом отходов с эксплуатируемого земельного участка было занижено примерно в 18 раз. В соответствии с действующим законодательством Общество вправе складировать отходы на эксплуатируемом земельном участке в течение срока, не превышающего 11 месяцев. Таким образом, превышение количества завезенных отходов над количеством отходов, вывезенных Обществом с земельного участка, не является доказательством по осуществлению Обществом деятельности по размещению отходов. Также материалы дела не содержат доказательств применения Обществом установленного ему тарифа на оказание услуг по размещению отходов. Складирование отходов навалом является нарушением установленных правил накопления отходов, за что Общество уже было привлечено к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении было вынесено <дата>, а не <дата> как указано в постановлении. Договор от <дата> был расторгнут, что подтверждается соглашением о расторжении договора. Действующий в настоящее время договор аренды земельного участка не предусматривает, что земельный участок предоставлен Обществу в целях его рекультивации. Также в материалы дела Обществом были представлены данные мониторинга компонентов природной среды, которые не свидетельствуют о резком негативном воздействии деятельности Общества на состояние окружающей среды. Несоблюдение какого-либо положения программы производственного экологического контроля, который является внутренним документом Общества, может влечь за собой ответственность только в том случае, если общество нарушило запрет или не выполнило обязанность, установленную нормативно-правовым актом. Если же данная обязанность нормативно-правовым актом не установлена, то несоблюдение программы производственного экологического контроля в этой части не может являться основанием для привлечения к ответственности. Кроме того, судом не дана оценка доводам и доказательствам общества, не указал причины, по которым он их отклонил.
Законный представитель ООО «Грюнбург» в судебное заседание не явился, согласно материалам дела о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник ООО «Грюнбург» Данилов <...>. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Допрошенные в судебном заседании должностные лица <...> К.Ш. и <...> М.И. подтвердили обстоятельства, изложенные в материалах дела.
Проверив материалы дела, выслушав защитника и должностных лиц, считаю, что постановление судьи районного суда от 04 февраля 2016 подлежит отмене.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Однако при рассмотрении настоящего дела судьей Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга указанные требования закона не выполнены.
В постановлении в нарушение требований ст.ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ отсутствуют исследование и оценка представленных по делу доказательств, на основании которых судьей установлены обстоятельства правонарушения и вина юридического лица в его совершении. Содержание доказательств не раскрыто.
Так же, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление судьи немотивированно, не приведены суждения, на основании которых судья пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Также при подготовке к рассмотрению апелляционной жалобы, материалы дела были возвращены в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга для проведения проверки по доводу жалобы о дате вынесения постановления.
Председателем Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга проведена служебная проверка, из результатов которой усматривается, что в материалах дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Грюнбург» отсутствуют два определения об отложении дела от 04.02.2016 года и 12.02.2016 года, в постановлении дата вынесения 04 февраля 2016 года указана неправильно, поскольку административное дело по существу было рассмотрено 15.02.2016 года.
На основании результатов служебной проверки прихожу к выводу, что постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2016 года не соответствует требованиям, установленным п.2 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ, и фактическим обстоятельствам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела не выполнены требования ст.26.11 КоАП РФ о необходимости полного всестороннего и объективного рассмотрения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга и возвращение дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Грюнбург» отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Грюнбург» возвратить в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение
Судья <...>Шабакова