ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1139/2022 от 22.06.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 12-1139/2022

РЕШЕНИЕ

город Калуга 22 июня 2022 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Тарбинская С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы законного представителя акционерного общества «Троицкая бумажная фабрика» Алдошина И.Н. на постановления:

№ 05-35/136 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

№ 05-35/137 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

№ 05-35/138 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

№ 05-35/139 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,

№ 05-35/140 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,

№ 05-35/141 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ,

№ 05-35/142 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ,

№ 05-35/143 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ,

№ 05-35/144 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

№ 05-35/145 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,

№ 05-35/146 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ,

№ 05-35/147 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

№ 05-35/148 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ,

в отношении акционерного общества «Троицкая бумажная фабрика»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области Нефедьевой Н.А. № 5-35/146 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.3 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/144 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/140 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/143 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/147 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/148 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/145 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/141 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.10 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/139 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/142 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/138 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/136 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО2 № 5-35/137 от 31 января 2022 года АО «Троицкая бумажная фабрика» привлечено к административной ответственности ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанными актами, Алдошин И.Н. обратился в суд с жалобами в установленный законом срок, просил постановления отменить.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2022 года жалобы законного представителя АО «Троицкая бумажная фабрика» Алдошина И.Н. № 12-1150/2022, 12-1148/2022, 12-1140/2022, 12-1204/2022, 12-1197/2022, 12-1203/2022, 12-1149/2022, 12-1207/2022, 12-1206/2022, 12-1205/2022, 12-1139/2022, 12-1141/2022, 12-1151/2022 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу № 12-1139/2022.

Защитник АО «Троицкая бумажная фабрика» Илюхин С.В. в судебном заседании поддержал доводы жалоб.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области по доверенности Коваленко А.С. в судебном заседании возражала против доводов жалоб, полагала обжалуемые постановления законными и обоснованными.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы, изложенные в жалобах, прихожу к следующему.

Заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области ФИО6 18 ноября 2021 года принято решение № 1049-пр о проведении плановой выездной проверки в рамках федерального государственного экологического контроля в отношении АО «Троицкая бумажная фабрика» генеральный директор Алдошин И.Н. в период с 24 ноября 2021 года 9 час. 00 мин. до 7 декабря 2021 года 18 час. 00 мин.

2 декабря 2021 года заместителем руководителя принято решение о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия № 1095-пр, согласно которому выездная проверка проводится в следующие сроки: с 24 ноября 2021 года 9 час. 00 мин. по 16 декабря 2021 года 18 час. 00 мин.

По результатам проведенной проверки 16 декабря 2021 года составлен акт плановой выездной проверки АО «Троицкая бумажная фабрика».

Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Из материалов дела (постановление № 05-35/136) следует, что согласно программе производственно-экологического контроля АО «Троицкая бумажная фабрика» для обеспечения завода горячей водой, а также отопления бытовых и производственных помещений, на предприятии эксплуатируют котельную, которая оснащена тремя паровыми котлами марки ЭНТРО-РОС ТТ200. При эксплуатации котельной происходит сгорание газа, сопряженное с выбросом в атмосферу химических веществ: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода и бенз(а)пирен (источники выбросов в атмосферный воздух №№ 0066, 0067, 0068).

В ходе анализа отчета по ПЭК за 2020 год и отчета по производственному контролю за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов на источниках выбросов АО «Троицкая бумажная фабрика» в I полугодии 2021 года установлено, что АО «Троицкая бумажная фабрика» не производит контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов №№ 0066, 0067, 0068 (котельная).

АО «Троицкая бумажная фабрика» не проведена инвентаризация выбросов в связи с добавлением новых источников выбросов, а именно источников выбросов в атмосферный воздух №№ 0066, 0067, 0068 – котельная, которая эксплуатируется на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика»» от 10.12.2020 № 40-101-40-2020.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущены нарушения, связанные с несоблюдением экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства, а именно АО «Троицкая бумажная фабрика» не производит контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов №№ 0066, 0067, 0068 (котельная), не проведена инвентаризация выбросов в связи с добавлением новых источников выбросов, а именно источников выбросов в атмосферный воздух №№ 0066, 0067, 0068 – котельная, чем нарушены требования ч. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Из материалов дела (постановление № 05-35/137) следует, что на территории Калужской области полномочия по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные п.3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», возложены на Министерство природных ресурсов Калужской области.

В соответствии с п.5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий приказа МПР РФ от 28.11.2019 № 811 разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия на окружающую среду I, II, III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

План мероприятий по кратковременному регулированию выбросов в атмосферу на предприятии в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области, в ходе проверки не представлен.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущены нарушения, связанные с несоблюдением экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства, а именно план НМУ, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области не представлен, чем нарушены требования п.3 ст.19 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий приказа Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2019 № 811. Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела (постановление № 05-35/138) следует, что согласно нормативам образования отходов и лимитов на их утверждение (утв. приказом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 965 от 29.04.2019) на предприятии АО «Троицкая бумажная фабрика» образуются отходы.

На земельном участке с кадастровым номером расположен шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика». Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации для нейтрализации раствором кальцинированной соды.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-864/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 864/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-864/21 отход, отобранный в емкости нейтрализации – прозрачная жидкость, относится к IV классу опасности.

Из емкости нейтрализации через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб.м. После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасываются в р.Шаня.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-861/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 861/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-861/21 данный вид отхода, отобранный в шламонакопителе – шлам рекомендуется отнести к IV классу опасности.

При проведении проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» установлено, что нормативы образования и отходов и лимиты на их размещение утв. Приказом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 965 от 29.04.2019, не содержат сведений о нормативах образования отходов, обнаруженных в ходе проведения проверки, а именно отход, находящийся в шламонакопителе – «шлам», отход, находящийся в емкости станции нейтрализации – «прозрачная жидкость».

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, а именно не внесение в нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утв. Приказом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 965 от 29.04.2019 отходов, а именно: отход, находящийся в шламонакопителе – «шлам», отход, находящийся в емкости станции нейтрализации – «прозрачная жидкость», чем нарушены требования п.1, 2 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность по ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела (постановление № 05-35/139) следует, что в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположен шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика». Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации для нейтрализации раствором кальцинированной соды.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-864/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 864/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-864/21 отход, отобранный в емкости нейтрализации – прозрачная жидкость, относится к IV классу опасности.

Из емкости нейтрализации через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб. м. После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасываются в р.Шаня.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-861/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 861/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-861/21 данный вид отхода, отобранный в шламонакопителе – шлам рекомендуется отнести к IV классу опасности.

Согласно представленного раздела «Гидротехническая часть. Канализация. Санитарно-защитная зона» к проекту «Реконструкция шламонакопителя. Рабочий проект», 1992г., эксплуатация данного сооружения осуществляется длительное время. Проектные материалы строительства шламонакопителя, информация о дате ввода его в эксплуатацию, классах опасности, морфологическом составе, объемах и массе накопленных в шламонакопителе отходов, договоры на передачу отходов для утилизации, обезвреживание, захоронение данных отходов специализированными организациями в ходе проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» не представлено.

Анализ отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год также не содержат сведений о наличии и передаче отходов, находящихся в шламонакопителе отходов за указанные годы.

При проведении проверки установлено, что объект размещения отходов – шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика» в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды, при размещении отходов производства и потребления, чем нарушены требования п.п. 3, 6, 7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела (постановление № 05-35/140) следует, что согласно нормативам образования отходов и лимитов на их утверждение (утв. приказом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 965 от 29.04.2019) на предприятии АО «Троицкая бумажная фабрика» образуются отходы.

На земельном участке с кадастровым номером расположен шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика». Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации для нейтрализации раствором кальцинированной соды.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-864/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 864/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-864/21 отход, отобранный в емкости нейтрализации – прозрачная жидкость, относится к IV классу опасности.

Из емкости нейтрализации через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб. м. После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасываются в р.Шаня.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-861/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 861/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-861/21 данный вид отхода, отобранный в шламонакопителе – шлам рекомендуется отнести к IV классу опасности.

При проведении проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» установлено, что общество не приняло мер по отнесению отходов шлам, размещенный в шламонакопителе АО «Троицкая бумажная фабрика» и прозрачная жидкость, находящаяся в емкости станции нейтрализации, к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не разработало паспорт на отход IV класса опасности (шлам), размещенный в шламонакопителе АО «Троицкая бумажная фабрика», а также на отход IV класса опасности (прозрачная жидкость), находящаяся в емкости станции нейтрализации.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления – шлам, размещенный в шламонакопителе АО «Троицкая бумажная фабрика», а также – прозрачная жидкость, находящаяся в емкости станции нейтрализации к конкретному классу опасности для составления паспортов на указанные отходы, чем нарушены требования ч.1 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФФФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности (приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности»). Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Из материалов дела (постановление № 05-35/141) следует, что нормативами образования отходов и лимитов на их утверждение, утв. Приказом Управления Росприроднадзора по Калужской области № 965 от 29.04.2019 на предприятии образуются отходы.

На земельном участке с кадастровым номером расположен шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика». Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации для нейтрализации раствором кальцинированной соды.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-864/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 864/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-864/21 отход, отобранный в емкости нейтрализации – прозрачная жидкость, относится к IV классу опасности.

Из емкости нейтрализации через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб.м. После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасываются в р.Шаня.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-861/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 861/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-861/21 данный вид отхода, отобранный в шламонакопителе – шлам рекомендуется отнести к IV классу опасности.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено нарушение, связанное с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно АО «Троицкая бумажная фабрика» не осуществляет учет образования и движения отхода шлам, который размещен в шламонакопителе предприятия (IV класса опасности), а также отхода IV класса опасности (прозрачная жидкость), находящейся в емкости станции нейтрализации, чем допускает нарушение, связанное с неисполнением обязанности по ведению учета отхода шлам, который размещен в шламонакопителе предприятия, а также отхода прозрачная жидкость, находящейся в емкости станции нейтрализации, чем нарушены требования ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Из материалов дела (постановление № 05-35/142) следует, что в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположен шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика». Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации для нейтрализации раствором кальцинированной соды.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-864/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 864/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-864/21 отход, отобранный в емкости нейтрализации – прозрачная жидкость, относится к IV классу опасности.

Из емкости нейтрализации через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб. м. После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасываются в р.Шаня.

Согласно проведенным испытаниям (протокол испытаний № Бтп-861/21 от 09.12.2021) филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» отобранных проб отходов (протокол отбора проб № 861/21 от 02.12.2021) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Бтп-861/21 данный вид отхода, отобранный в шламонакопителе – шлам рекомендуется отнести к IV классу опасности.

Согласно представленного раздела «Гидротехническая часть. Канализация. Санитарно-защитная зона» к проекту «Реконструкция шламонакопителя. Рабочий проект», 1992г., эксплуатация данного сооружения осуществляется длительное время. Проектные материалы строительства шламонакопителя, информация о дате ввода его в эксплуатацию, классах опасности, морфологическом составе, объемах и массе накопленных в шламонакопителе отходов, договоры на передачу отходов для утилизации, обезвреживание, захоронение данных отходов специализированными организациями в ходе проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» не представлено.

Анализ отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год также не содержат сведений о наличии и передаче отходов, находящихся в шламонакопителе отходов за указанные годы.

При проведении проверки установлено, что на объекте размещения отходов – шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды не осуществляется.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущены нарушения, связанные с несоблюдением обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнений окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах из воздействия на окружающую среду, чем нарушены требования п.п. 3, 6, 7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела (постановление № 05-35/143) следует, что обществом в 2016 году разработана проектная документация на объект капитального строительства (в указанный период, предполагающегося к строительству), а именно – Котельная ПАО «Троицкая бумажная фабрика» по адресу: Калужская область, г.Кондрово, ул.Маяковского д.1.

Также АО «Троицкая бумажная фабрика» получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика» по адресу: Калужская область, г.Кондрово, ул.Маяковского, д.1 от 10.12.2020 № 40-101-40-2020, что свидетельствует о начале эксплуатации указанного объекта капитального строительства в производственной (хозяйственной) деятельности юридического лица.

Объект капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика», возведенный по адресу: Калужская область, г.Кондрово, ул.Маяковского, д.1, расположен на территории объекта НВОС № 29-0140-001229-П (объект площадного типа), который отнесен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» к объекту I категории.

В ходе проведения плановой проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на объект капитального строительства Котельная АО «Троицкая бумажная фабрика» по адресу: Калужская область, г.Кондрово, ул.Маяковского, д.1, не представлено.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено нарушение требований п. 7.5 ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ, которым предусмотрена обязанность проведения государственной экологической экспертизы, а именно Котельная АО «Троицкая бумажная фабрика», расположенная на территории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) № 29-0140-001229-П (площадного типа, кадастровый квартал 40:04:010703) по адресу: Калужская область, Дзержинский район, г.Кондрово, ул.Маяковского, д.1, однако в нарушение данной нормы, указанный проект технической документации не получил положительного заключения государственной экологической экспертизы. Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Из материалов дела (постановление № 05-35/144) следует, что согласно разделу 3.1 «Сведения о сточных водах и источниках образования» программы производственного экологического контроля, представленной АО «Троицкая бумажная фабрика» при проведении плановой проверки, система водоснабжения АО «Троицкая бумажная фабрика» состоит из 4 источников водоснабжения:

1.Поверхностный водозабор р.Шаня АО «Троицкая бумажная фабрика» на основании договора водопользования № 40-09.01.01.004-Р-Д-ЗИ0-С-2017-00974100, выданным Министерством природных ресурсов Калужской области 21.06.2017;

2.Артезианская скважина АО «Троицкая бумажная фабрика» на основании лицензии на пользование недрами КЛЖ № 00492 ВЭ от 10.05.2020, выдана МПР Калужской области;

3.Артезианская скважина АО «Троицкая бумажная фабрика» № 24652 на основании лицензии на пользование недрами КЛЖ № 00495 ВЭ от 30.06.2020 выдана МПР Калужской области;

4.Источник питьевого водоснабжения – городская водопроводная сеть № 45 от 01.12.2012.

Производственные сточные воды пергаментных машин поступают в общую емкость, далее в емкости нейтрализации в цехе (2 емкости объемом 50 куб.м каждая) для нейтрализации раствором кальцинированной соды, затем через станцию перекачки нейтрализованных стоков (СПНС) АО «Троицкая бумажная фабрика» перекачиваются по трубопроводу в шламонакопитель объемом 50 тыс. куб. м.

Сооружение шламонакопитель расположен на земельном участке с кадастровым номером Визуально установлено, что шламонакопитель со сбросом в реку Шаня состоит из земляной дамбы, ориентировочной длиной 270 метров, водосбросного колодца. Откосы и гребень дамбы задернованы.

После отстаивания в шламонакопителе через водосбросный колодец по самотечному трубопроводу сбрасывается в р.Шаня. Сброс осуществляется на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 15 от 23.05.2019, выданного Управлением Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области.

Объемы нейтрализованных сточных вод 1557,797 тыс. м3/год, 4637,691 м9/сут.

Ливневые сточные воды промплощадки № 2-3,9 тыс. м3/год, 39 м3/сут.

Итого сброс в водный объект – выпуск № 1 – 1560,037 тыс. м3/год, 4676,69 м3/сут.

Загрязненная вода, которая не может быть использована в технологическом потоке, поступает на очистные сооружения на основании договора № ВО-1/20 от 09.01.2020.

Производственные волокносодержащие стоки АО «Троицкая бумажная фабрика» смешиваются с хоз-фекальными.

Общий объем сбросов на очистные сооружения 1680,49 тыс. м3/год, 5426,32 м3/сут.

В период дождей малой интенсивности ливневые сточные воды собираются в резервуар, откуда перекачиваются на очистные сооружения В период интенсивных дождей вода после заполнения резервуара переливом по самотечному коллектору направляется и через выпуск сточных вод берегового типа сбрасывается в р.Шаня на основании разрешения № 15/1 от 23.05.2019, выданного Управлением Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области. Объем дождевых, талых сточных вод АО «Троицкая бумажная фабрика» 15,06 тыс. м3/год, 339,00 м3/сут.

При проведении проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы воды в реке Шаня в месте выпуска со шламонакопителя, в реке Шаня выше выпуска шламонакопителя, в реке Шаня ниже выпуска шламонакопителя (протокол отбора проб. № 862/21 от 02.12.2021).

Согласно экспертному заключению филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 09.12.2021 № Вп-862/21 установлено наличие превышений нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения в месте выпуска со шламонакопителя по массовой концентрации взвешенных веществ в 1,5 раза (норматив ПДК 10 мг/дм.куб, результата испытаний – 15 мг/дм.куб), биохимическое потребление кислорода в 4,2 раза (норматив ПДК 3,0 мгО2/дм.куб, результата испытаний – 12,6 мгО2/дм.куб), массовой концентрации сульфат-ионов – в 4,1 раза (норматив ПДК 100 мг/дм.куб, результат испытаний – 405,8 мг/дм.куб), массовой концентрации нитрит-ионов – в 2,0 раза (норматив ПДК 0,08 мг/дм.куб, результата испытаний – 2,0 мг/дм. куб), железо в 1,3 раза (норматив ПДК 0,1 мг/дм.куб, результат испытаний – 1,3 мг/дм.куб).

Также установлены превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения ниже выпуска шламонакопителя по следующим веществам: биохимическое потребление кислорода в 1,7 раза (норматив ПДК 3,0 мгО2/дм.куб, результат испытаний – 5,1 мгО2/дм.куб), железо – в 1,1 раза (норматив ПДК 0,1 мг/дм.куб, результат испытаний – 1,1 мг/дм.куб). Выше выпуска шламонакопителя превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения по указанным загрязняющим веществам не установлены.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено загрязнение водного объекта р.Шаня в результате сброса сточных вод из шламонакопителя с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ, чем нарушены требования п.1 ст. 44, ч.6 ст. 56, п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, п.1, 2 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ наступает за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Из материалов дела (постановление № 05-35/145) следует, что АО «Троицкая бумажная фабрика» осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения от 16.09.2015 № 713.

При проведении проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы промышленных выбросов на источнике № 0067 (котельная, введенная в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика» от 10.12.2020 № 40-101-40-2020) (протокол отбора проб № 857/21 от 02.12.2021. Проведены испытания отобранных проб промышленных выбросов показали наличие выбросов с источника № 0067 (котельная). Однако в разрешении на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источники выбросов № 0066, 0067, 0068 (котельная) не указаны.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выразившееся в том, что АО «Троицкая бумажная фабрика» не имеет разрешения на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с источников выбросов №№ 0066-0068 (котельная), чем нарушены требования п.8 ст. 15 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ наступает за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса.

Из материалов дела (постановление № 05-35/46) следует, что согласно программе ПЭК АО «Троицкая бумажная фабрика» на объекте НВОС 29-0140-001229-П расположены следующие основные объекты, эксплуатация которых приводит к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются:

Участок производства бумаги. На участке осуществляется производство бумаги-основы на двух бумагоделательных машинах. Сырьем для производства бумаги-основы является беленая целлюлоза марки СФА. Производство бумаги-основы из целлюлозы заключается в следующем: растворение водой целлюлозы, получение однородной массы, последующее ее формирование, высушивание и сматывание в рулоны. В процессе работы бумагоделательных машин не происходит выделения загрязняющих веществ в атмосферу.

Участок производства пергамента. Для производства пергамента на предприятии применяются две пергаментные машины, работающие по конвейерному принципу. На вход машины устанавливается рулон бумаги-основы, которая в процессе разматывания поочередно попадает в составные части машины (мокрую и сухую). В мокрой части пергаментной машины осуществляется обработка бумаги-основы серной кислотой, промывка, нейтрализация, в сухой части - сушка пергамента. На выходе с пергаментной машины готовый пергамент сматывается в рулоны. Каждая часть пергаментных машин оборудована вытяжной вентиляцией. Воздух, загрязненный аэрозолем серной кислоты, направляется для очистки в противоточный скруббер, после чего выбрасывается в атмосферу (ист. №№ 0001, 0002, 0021, 0022).

Помещение, где находятся скрубберы, а также помещение, в котором размещены 2 холодильные машины, использующие в качестве хладагента фреон- 22, имеют вытяжную вентиляцию. Воздуховоды этих вентиляционных систем объединены в одну, посредством которой в атмосферу выбрасываются аэрозоль серной кислоты и фреон-22 (ист. № 0023).

Участок приготовления химических растворов. Для осуществления технологических операций при производстве пергамента, а также для регенерации серной кислоты производится автоматизированное приготовление растворов. Для нейтрализации используется раствор кальцинированной соды. Кальцинированная сода из полипропиленовых мешков засыпается в приемный бункер, откуда посредством шнекового транспортера подается в рабочий резервуар для приготовления раствора нужной концентрации. При засыпке в приемный бункер, сухой кальцинированный соды выделяется ее пыль. Воздух, содержащий карбонат натрия, поступает для очистки в рукавный фильтр, после чего выбрасывается в атмосферу (ист. № 0003). Используемая в технологии перекись водорода дозируется из емкости, оборудованной дыхательным клапаном, посредством которого в помещение, а затем и в атмосферу через вытяжную вентиляцию выделяются пары перекиси водорода (ист. № 0050).

Участок отделки. Рулоны с полученным пергаментом поступают на 2 продольно-резательных станка (ПРС), на которых производится раскрой пергамента в соответствии с заданными размерами. В процессе заправки рулонов в ПРС, а также при разрезании рулонов, образуются отходы пергамента, которые поступают на разрыватель брака для уменьшения размеров и удобства последующей транспортировки. Газовоздушная смесь от разрывателя брака и из помещения участка поступает в циклон для очистки от бумажной пыли и затем выбрасывается в атмосферу (ист. № 0005).

Цех гибкой упаковки (ЦГУ). Раскроенный по заданным размерам пергамент поступает в ЦГУ для нанесения требуемого рисунка. Нанесение печати производится с использованием печатных машин фирм Маrк Аndy и «Виктория». Для нанесения печати используются водно-растворимые печатные краски. В процессе нанесения рисунка в атмосферу посредством вытяжной вентиляции выбрасываются ксилол, изопропиловый спирт и этиловый спирт (ист. №№ 0069, 0070).

Котельная. Для обеспечения завода горячей водой, а также отопления бытовых и производственных помещений, на предприятии имеется котельная, которая оснащена 3 паровыми котлами марки ЭН-ТРОРОС ТТ200. При сгорании газа в атмосферу выбрасываются диоксид азота, оксид азота, оксид углерода и бенз(а)пирен (ист. №№ 0066-0068).

Ремонтно-монтажный участок. Участок расположен в отдельном здании. Участок имеет 3 помещения. В одном помещении размещены следующие металлообрабатывающие станки: 5 токарных, 2 строгальных и фрезерный. Металлообрабатывающее оборудование работает без использования смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Выброс загрязняющих веществ от строгального, фрезерного и токарного оборудования, работающего без применения СОЖ, согласно «Методике расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (по величинам удельных выделений)», не происходит.

Во втором помещении размещен сварочный пост, предназначенный для проведения сварочных работ с использованием штучных электродов МР-4, ОК 61.30 и УОНИ 13/55. В процессе проведения сварочных работ в помещение выделяются оксид железа, марганец и его соединения, хром шестивалентный, диоксид азота, оксид углерода, фториды газообразные, фториды плохо растворимые и пыль неорганическая: 70-20% SiО2, которые выбрасываются в атмосферу посредством крышного вентилятора (ист. № 0061).

В третьем помещении размещены 2 заточных станка, оснащенных пылеулавливающим агрегатом ПА 218, обеспечивающим эффективность очистки 98,0%. Очищенная газовоздушная смесь из пылеулавливающего агрегата возвращается в помещение. В этом же помещении размещен станок для обработки и мокрой шлифовки валов бумагоделательных и пергаментных машин. В процессе обработки валов и заточки инструмента в атмосферу посредством крышного вентилятора выбрасываются оксид железа и пыль абразивная (ист. № 0062).

Сварочный участок механической службы производства. На участке размещен сварочный пост, предназначенный для проведения ремонтных работ оборудования пергаментного цеха с использованием штучных электродов МР-4, ОК 61.30 и УОНИ 13/55. При проведении сварочных работ в атмосферу посредством вытяжной вентиляции выбрасываются оксид железа, марганец и его соединения, хром шестивалентный, диоксид азота, оксид углерода, фториды газообразные, фториды плохо растворимые и пыль неорганическая: 70- 20% SiО2 (ист. № 0006).

Сварочный участок электротехнической службы (ЭТС). На участке имеется сварочный пост, работы на котором в настоящее время не осуществляются, источник законсервирован (ист. № 0049).

Участок разгрузочно-погрузочных работ. Для перемещения продукции по территории складов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ имеется 5 дизельных погрузчиков. В процессе работы ДВС погрузчиков в атмосферу выбрасываются диоксид азота, оксид азота, сажа, диоксид серы, оксид углерода и керосин (ист. № 6010).

Электрокары на промплощадке не используются, зарядка аккумуляторов не осуществляется, источник № 0007 поставлен на консервацию.

Энергослужба (водоподготовка). Для очистки воды, используемой в технологических целях, вместо глинозема используются химические растворы, доставляемые на предприятие в герметичных кубах. Растворы по трубопроводу закачиваются в емкость для смешивания с очищаемой водой. Очищенная таким образом вода поступает в производство. Загрязняющие вещества в атмосферу не выбрасываются.

Сварочный участок энергослужбы (ЭС). На участке имеется сварочный пост, работы на котором в настоящее время не осуществляются, источник законсервирован (ист. № 0063).

Материальный склад. Для нужд ЦГУ используется этиловый спирт, который хранится в специальных емкостях, из которой разливается в тару. Емкость с этиловым спиртом размещена в отдельном помещении. В процессе заполнения емкости и разлива в тару в атмосферу посредством вытяжной вентиляции выбрасываются пары этилового спирта (ист. № 0064).

Склад серной кислоты. На складе серной кислоты имеются 2 емкости для хранения серной кислоты. В процессе слива и хранения серной кислоты в атмосферу через дыхательные клапана выбрасывается ее аэрозоль (ист. № 0009, 0024).

Необходимое количество серной кислоты, используемое в производстве пергамента, перекачивается в пергаментный цех. Перекачивание серной кислоты производится насосной станцией, размещенной в отдельном помещении, из которого аэрозоль серной кислоты посредством вытяжной вентиляции выбрасывается в атмосферу (ист. № 0029).

Для снижения загрязнения атмосферы, следующие источники выбросов предприятия оборудованы пылегазоочистным оборудованием (далее по тексту - ГОУ):

№ 0001 - противоточным скруббером с фактической эффективностью очистки 72,47% по серной кислоте (ГОУ № 1.1);

№ 0002 - противоточным скруббером с фактической эффективностью очистки 73,01% по серной кислоте (ГОУ № 1.2);

№ 0003 - рукавным фильтром с фактической эффективностью очистки 91,25% по карбонату натрия (ГОУ № 3.1);

№ 0005 - циклоном с фактической эффективностью очистки 78,77% по пыли бумаги (ГОУ № 4.1);

№ 0015 - циклоном с фактической эффективностью очистки 92,95% по пыли древесной (ГОУ № 6.1);

№ 0021 - противоточным скруббером с фактической эффективностью очистки 74,32% по серной кислоте (ГОУ № 2.1);

№ 0022 - противоточным скруббером с фактической эффективностью очистки 75,42% по серной кислоте (ГОУ № 2.2).

АО «Троицкая бумажная фабрика» представлены паспорта на вышеуказанные газоочистные установки.

В ходе проверки установлено, что в приложениях ко всем представленным паспортам ГОУ отсутствуют: документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ; документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации, порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектную очистку выбросов.

В ходе плановой проверки АО «Троицкая бумажная фабрика» установлено, что согласно записей в разделе 4 представленных паспортов ГОУ (№№ 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1, 4.1, 6.1), обследования и испытания данных устройств в период с 2020 по 2021 года проводились с периодичностью 1 раз в год.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика допущено нарушение правил эксплуатации установок очистки газа на всех основных участках эксплуатации объекта НВОС № 29-0140-001229-П, отнесенного в I категории, чем нарушены требования п.1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 21, 10, 33 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом МПР России от 15.09.2017 № 498. Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Из материалов дела (постановление № 05-35/147) следует, что в федеральном реестре объектов НВОС (объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) зарегистрировано АО «Троицкая бумажная фабрика» (объект НВОС № 29-0140-001229-П).

На объекте НВОС № 29-0140-001229-П (на основании разрешения на строительство от 27.09.2016 № 40-101-244-2016) построен объект капитального строительства – «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика» по адресу Калужская область г.Кондрово ул.Маяковского д.1.

АО «Троицкая бумажная фабрика» 27.10.2021 в Межрегиональное управление Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области подано заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС № 29-0140-001229-П, в том числе сведений о появлении новых источников выбросов в атмосферный воздух № 0066, 0067, 0068 (котельная, введенная в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика» от 10.12.2020 № 40-101-40/2020).

Однако, Управлением АО «Троицкая бумажная фабрика» было отказано в актуализации на основании представления сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию необходимую для предоставления государственной услуги, а именно: отсутствует дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте; некорректно представлена информация о наименовании объекта НВОС.

Повторно заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС в Управление не поступало.

По состоянию на 15.12.2021 в федеральном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют сведения об объекте капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика», на котором осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено нарушение, связанное с невыполнением обязанности по проведению актуализации учетных сведений, а именно АО «Троицкая бумажная фабрика» не проведена актуализация сведений, содержащихся в федеральном реестре объектов НВОС, в отношении объекта капитального строительства «Автоматизированная паровая котельная АО «Троицкая бумажная фабрика»» в установленный законодательством срок, чем нарушены требования п.6, 7 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ.

Из материалов дела (постановление №05-35/148) следует, что в федеральном реестре объектов НВОС (объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) зарегистрировано АО «Троицкая бумажная фабрика» (объект НВОС № 29-0140-001229-П).

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений о замене юридического лица, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения).

Согласно п. 7 указанного ФЗ сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 указанной статьи, представляются юридическими лицами в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Кроме того, по состоянию на 15.12.2021 в федеральном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют сведения об объекте размещения отходов – шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика».

Таким образом, АО «Троицкая бумажная фабрика» допущено нарушение, связанное с невыполнением обязанности по проведению актуализации учетных сведений, а именно АО «Троицкая бумажная фабрика» не проведена актуализация сведений, содержащихся в федеральном реестре объектов НВОС, в отношении объекта размещения отходов – шламонакопитель АО «Троицкая бумажная фабрика»» в установленный законодательством срок, чем нарушены требования п.6, 7 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Действия АО «Троицкая бумажная фабрика» квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ.

Собранным по делу доказательствам должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод защитника о том, что АО «Троицкая бумажная фабрика» не было уведомлено надлежащим образом о проведении проверки, а именно не позднее, чем за три дня до ее проведения, поскольку уведомление о проведении проверки было получено обществом 22.11.2021, а проверка начата 24.11.2021, не является основанием для признания акта проверки недопустимым доказательством по делу, поскольку проверка проводилась на основании п. 2 ч.1 ст. 57 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Федеральной службу по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области на 2021 год, утв. Приказом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области от 29.10.2020 № 520-пр.

Довод жалобы относительно нарушений при проведении испытаний и применяемых методик, не состоятелен. Испытания проведены аккредитованным учреждением - филиалом «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО». Оснований сомневаться в результатах испытаний, содержащихся в протоколе отбора проб (воды, почвы, отходов, донных отложений), у судьи не имеется.

Ссылка защитника о том, что выявленный в ходе исследования отход неверно отнесен к IV классу опасности, является необоснованной, опровергается материалами дела об административном правонарушении.

Факт совершения вышеуказанных административных правонарушений, и вина АО «Троицкая бумажная фабрика» в их совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных в судебном заседании, которые получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенных административных правонарушений, вина АО «Троицкая бумажная фабрика» в их совершении.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО Троицкая бумажная фабрика» приняты все зависящие от него меры по осуществлению контроля за соблюдением норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в делах доказательств и с толкованием должностным лицом административного органа норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делам допущены существенные нарушения норм КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть должностным лицом административного органа данные дела.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оснований для признания данных правонарушений малозначительными не имеется, поскольку с учетом характера и роли правонарушителя оно представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении АО «Троицкая бумажная фабрика» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством области охраны окружающей среды и природопользования.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не установлена.

Наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не имеется.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановлений.

Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 – 4 настоящей статьи.

При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При вынесении постановлений государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области ФИО2 положения ч.ч. 6, 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были, в связи с чем, на основании определения судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2022 года административные дела № 12-1150/2022, 12-1148/2022, 12-1140/2022, 12-1204/2022, 12-1197/2022, 12-1203/2022, 12-1149/2022, 12-1207/2022, 12-1206/2022, 12-1205/2022, 12-1139/2022, 12-1141/2022, 12-1151/2022 были объединены в одно производство с присвоением объединенному дела № 12-1139/2022.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Санкция ч.4 ст.8.2 КоАП РФ предусматривает более строгое административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о назначении АО «Троицкая бумажная фабрика» одного административного наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

Руководствуясь статьями 4.4, 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановления № 05-35/136 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, № 05-35/137 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, № 05-35/138 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, № 05-35/139 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, № 05-35/140 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, № 05-35/141 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, № 05-35/142 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, № 05-35/143 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, № 05-35/144 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, № 05-35/145 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, № 05-35/146 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, № 05-35/147 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, № 05-35/148 государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 31 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении АО «Троицкая бумажная фабрика» изменить.

Назначить акционерному обществу «Троицкая бумажная фабрика» административное наказание на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В.Тарбинская