ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1139/2022 от 31.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД 59RS0004-01-2022-003733-16

Дело № 12-1139/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 г. г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Манько А.В. с участием защитника ООО «Стандарт» Просвирнина С.О., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Стандарт» на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной И/12-9023-И/570 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Стандарт» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л :

постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стандарт» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. (л.д. 10-12)

В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, представитель ООО «Стандарт» просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы защитник ООО «Стандарт» указывает о том, что в соответствии с поступившим в адрес общества определением серии от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по капитаном полиции ФИО4ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. на , водитель ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, управляя транспортным средство марки ИАЦ-1767М9, государственный регистрационный знак , осуществлял перевозку пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств, а именно: не прошел предрейсовый медицинский осмотр. В связи с выявленным нарушением ООО «Стандарт» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ и произвело оплату соответствующего штрафа. На основании выявленного сотрудниками ГИБДД нарушения информация о таком нарушении поступила в адрес Государственной инспекции труда в, так как помимо ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, лицо, допустившее такое нарушение может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах или нормативных правовых актах РФ. Дело об административном правонарушении возбуждено только на том основании, что от ГИБДД поступила информация. ГИБДД запрашивало у ООО «Стандарт» документы и объяснения, ООО «Стандарт» направляло в их адрес журнал предрейсовых/предсменных медицинских осмотров ООО «Стандарт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому водитель микроавтобуса ФИО5ДД.ММ.ГГГГ дважды пытался пройти предрейсовый осмотр и был не допущен, однако все равно приступил к исполнению своих трудовых обязанностей без уведомления руководства ООО «Стандарт». Предрейсовые медицинские осмотры проводятся в ООО «Стандарт» ежедневно, для данных целей у ООО «Стандарт» заключен договор / от ДД.ММ.ГГГГ и данный случай носит разовый характер. Водитель ФИО5 уволен с работы. Совершенное ООО «Стандарт» правонарушение является малозначительным, оно не повлекло за собой негативных последствий, не привело к нарушению охраняемых общественных отношений, в связи с чем общество должно быть освобождено от административной ответственности. Кроме того, ООО «Стандарт» относится к микропредприятиям, включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем имелись основания для замены наказания в виде штрафа на предупреждение.

Дело об административном правонарушении истребовано судом ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ООО «Стандарт» в судебном заседании поддерживает доводы жалобы, дополнительно указывая на то, что в случае, если суд не усмотрит малозначительность совершенного обществом правонарушения или наличия оснований для замены штрафа предупреждением, просит применить положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ и назначить обществу наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи для индивидуальных предпринимателей.

Представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае в суд не явился, извещен.

Качин СВ. в суд не явился, извещен.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Стандарт», прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) переднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В силу ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного Закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абзац 7 пункта 1 статьи 20 данного Закона).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (пункт 6 Порядка).

Пунктом 4 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГн, установлено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического и или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 6 данного Порядка).

В силу пункта 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГн, организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, а также из материалов дел об административном правонарушении в отношении ООО «Стандарт», Качина С.В. о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 2,3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, 2 ноября 2021 г. между ООО «Стандарт» и Качиным С.В. заключен трудовой договор, по условиям которого он был принят в ООО «Стандарт» на должность водителя, что подтверждается трудовым договором, должностной инструкцией (л.д. 29-31)

Между ГБУЗ «вая станция переливания крови» и ООО «Стандарт» ДД.ММ.ГГГГ заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг по управлению и эксплуатации автобуса заказчика ГБУЗ «ПКСПК» по адресу: (л.д. 33-39)Между ООО «Арциус» и ООО «Стандарт» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по проведению предрейсовых/предсменных и послерейсовых/послесменных медицинских осмотров (л.д. 46-50).

ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Чусовской» на автодороге Полазна-Чусовой 92 км остановлено транспортное средство марки ИАЦ-1767М9, государственный регистрационный знак под управлением водителя ФИО5, который осуществлял перевозку пассажиров без прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей, что является нарушением требований пункта 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении общеобязательных требований, реквизитов и порядка заполнения трудовых листов» (л.д. 3 дела об административном правонарушении в отношении ФИО5)

По данному факту составлен протокол серии об административном правонарушении.

Из объяснений водителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он не прошел медицинское освидетельствование и механика так как очень торопился, взял путевой лист и не проверил его на правильность заполнения (л.д. 5 дела об административном правонарушении в отношении ФИО5)

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ

Постановлением заместителя начальника отдела ГИБДД управления МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стандарт» за нарушение требований Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», а именно: за допуск к управлению транспортным средством водителя, у которого выявлены противопоказания к управлению транспортным средством, а также за непроведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, привлечено к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ (л.д. 63-65 дела об административном правонарушении в отношении ООО «Стандарт»)

ГИБДД ГУМВД России пов адрес Государственной инспекции труда внаправлена информация о факте допуска ООО «Стандарт» работника к эксплуатации транспортных средств без проведения медосмотров (предрейсовых, послерейсовых осмотров).

Государственной инспекцией труда вДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Стнадарт» направлено извещение о том, что составление протокола по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, состоится ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. по адресу: , каб. 15 (л.д. 1-2 дела об административном правонарушении), которое получено обществом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3 дела об административном правонарушении)

Главным государственным инспектором труда ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в присутствии защитника ФИО3 в отношении ООО «Стандарт» составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. ООО «Стандарт» допустило работника ФИО5 к исполнению трудовых обязанностей без прохождений предрейсового медицинского осмотра, что является нарушением требований ст. ст. 214, 220 ТК РФ, пунктов 6, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГн, и свидетельствует о наличии в бездействии ООО «Стандарт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д. 4-6 административного материала).

Определением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Стандарт» на ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. (л.д.9 административного материала), копия которого получена представителем общества в этот же день.

ООО «Стандарт» ДД.ММ.ГГГГ представлены в Государственную инспекцию труда вписьменные пояснения по делу об административном правонарушении (л.д. 15 административного материала).

Старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда вФИО1 рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Стандарт» и вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Выводы государственного инспектора труда Государственной инспекции труда являются законными, бездействие ООО «Стандарт» правильно квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего трудовое законодательство.

Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении ООО «Стандарт» подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе в том числе путевым листом, выданным ООО «Стандарт» ФИО5, в котором отсутствует отметка о прохождении предрейсого медицинского осмотра (л.д. 7 дела об административном правонарушении в отношении ФИО5)

При таких обстоятельствах ООО «Стандарт» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника о том, что имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение, являются необоснованными. Отнесение ООО «Стандарт» к категории субъектов малого предпринимательства, а также совершение административного правонарушения по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ впервые, не являются достаточными для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается только при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств отсутствует. ООО «Стандарт» ранее привлечено к административной ответственности по ч.ч.2, 3 ст.12.31.1 КоАП РФ. Само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области трудового законодательства.

Приведенные в жалобе доводы не указывают на малозначительный характер правонарушения, основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения в связи с этим производства по делу отсутствуют. Приведенное заявителем в жалобе иное мнение относительно характера и существенности нарушений, как и суждения, основаниями для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являются.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами защитника о наличии оснований для применения в отношении ООО «Стандарт» ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении обществу наказания и определения размера штрафа.

Федеральным законом № 70-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту-Федеральный закон № 70-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» следующего содержания.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Стандарт» включено в реестр ДД.ММ.ГГГГ по категории микропредприятие.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Принимая во внимание, что сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении отсутствуют, и то, что ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № 70-ФЗ внесения изменения в КоАП РФ, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1- от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению в части назначенного ООО «Стандарт» размера административного штрафа, снижению со 55 000 руб. до 15 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вВасяниной ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Стандарт» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер административного штрафа до 15 000 руб.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вВасяниной ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ООО «Стандарт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.