ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/16 от 20.05.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-113/2016

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2016 года г. Бийск

Судья Бийского городского суда Алтайского края Веселова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Акционерного общества «МО «ВОСТОК» на постановления начальника отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайскому крае ФИО1 ФИО8 от 10.02.2016 года №№ ОГ-П12-5928/2015/299/5/4-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/8-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/7-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/5-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/6-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/3-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/11-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/10-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/9-1, о привлечении

Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (место нахождения юридического лица: <адрес>, ОГРН ОКПО и ИНН ), к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/4 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что семи работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за апрель 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.05.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.05.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/4-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (том. 1, л.д. 53-54).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/8 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за август 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.09.2015 года (суббота – выходной день), то есть 04.09.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.09.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/8-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 1, л.д. 136-137).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/7 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 9 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за июль 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.08.2015 года (суббота – выходной день), то есть 04.08.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.08.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/7-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 1, л.д. 191-192).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/5 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за май 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.06.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.06.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/5-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 2, л.д. 13-14).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/6 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за июль 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.07.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.07.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/6-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 2, л.д. 67-68).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/3 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 7 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за март 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.04.2015 года (воскресенье – выходной день), то есть 03.04.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.04.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/3-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения (том. 2, л.д. 127-128).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/11 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за ноябрь 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.12.2015 года (суббота – выходной день), то есть 04.12.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.12.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/11-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 2, л.д. 178-179).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/10 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за октябрь 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.11.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.11.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/10-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 1, л.д. 234-235).

Согласно протокола об административном правонарушении № ОГ-П12-5928/2015/299/5/9 от 08.02.2016 года, составленного начальником отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1, в отношении юридического лица Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» (далее по тексту АО «МО «ВОСТОК», в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжении № ОГ-П12-5928/2015/299/5 от 31.12.2015 года, в связи с поступившей информацией и ФСС и ПФР, рабочих групп в период времени с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года, в деятельности Общества выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации АО «МО «ВОСТОК» является лицом, осуществляющим в трудовых отношениях права и обязанности работодателя. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата в Обществе выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Установлено, что 8 работникам АО «МО «ВОСТОК» заработная плата за сентябрь 2015 года должна быть выплачена не позднее 05.10.2015 года. При этом, в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачена 15.10.2015 года, без учета требований ст. 236 ТК РФ.

Таким образом, АО «МО «ВОСТОК» совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 № ОГ-П12-5928/2015/299/5/9-1 от 10.02.2016 года АО «МО «ВОСТОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (том. 3, л.д. 43-44).

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, АО «МО «ВОСТОК» обратилось в суд с жалобами, в которых просит данные постановления должностного лица отменить, производство по делам об административных правонарушениях прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалоб указывает, что у должностного лица отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки Общества. Так, заместителем председателя правительства РФ было подготовлено поручение № ОГ-П12-5928 от 28.08.2015 года, в соответствие с которым Роструд издал приказ № 243 от 04.09.2015 года о необходимости проведения в 2015 году внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства на основании информации, полученной, в том числе от межведомственных комиссий субъектов РФ по выявлению фактов нелегальной занятости. Между тем, Распоряжением (приказом) руководства Государственной инспекции труда в Алтайском крае от 31.12.2015 года № ОГ-П12-5928/2015/299/5, полученным Обществом 13.01.2016 года была назначена внеплановая документарная проверка юридического лица, срок проведения которой с 11.01.2016 года по 05.02.2016 года. Таким образом, должностное лицо провело проверку за пределами сроков, предусмотренных Поручением Правительства и Приказом Роструда. Кроме того, предмет проведенной в отношении Общества проверки не совпадает с предметом проверки, отраженным в Распоряжении. Таким образом, государственная инспекция труда в Алтайском крае вышла за пределы своих полномочий в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как по срокам проведения проверки, так и по основаниям для ее проведения.

В нарушение ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, ходатайство Общества, заявленное в лице его защитника Степа А.А. с приложением документов (расчетные ведомости, заявления работников и прочие) не было принято должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении. Возражениям Общества, представленным им письменным доказательствам, заявлению допросе свидетелей, оценка не давалась. Обстоятельства, подтверждаемые представленными документами при назначении административного наказания административным органом во внимание не приняты.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. В нарушение приведенного ограничения, должностное лицо, обязанное провести проверку соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах на основании информации, полученной по выявлению фактов на основании информации, полученной в том числе, от межведомственных комиссий субъектов РФ по выявлению фактов нелегальной занятости о выявленных нарушениях, при проведении проверки затребовало у хозяйствующего субъекта совершенно иную информацию.

Проверка, проведенная в отношении Общества не входит в круг внеплановых проверок, основанием для которых являлось поручение правительства РФ и Приказ Роструда. Следовательно, указанная проверка как плановая подлежит включению в план проверок, который в свою очередь подлежит согласованию с органами прокуратуры. И только после этого, должностные лица Инспекции труда вправе проверять предприятие. Поскольку проверка, проведенная в отношении Общества, не была включена в план проверок, не была согласована органами прокуратуры, поскольку акт проверки является незаконным, соответственно, протоколы об административных правонарушениях, постановления о назначении административных наказаний, основанные на данном акте проверки, являются незаконными и подлежат отмене.

По выявленному в ходе одной внеплановой проверки и оформленному одним актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ правонарушению, в отношении Общества было вынесено 9 постановлений о назначении административного наказания. В тоже время, в рамках ст. 5.27 КоАП РФ в качестве основания для привлечения в ответственности рассматривается нарушение любых норм законодательства о труде и об охране труда, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

На основании ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В соответствии с КоАП РФ. Согласно ч. 5 указанной статьи, никто не может нести административную ответственность дважды на одно и тоже административное правонарушение.

Таким образом, если в рамках одной проверки будет установлено несколько нарушений законодательства о труде или об охране труда, все они подпадают под единый состав правонарушения, предусмотренный ст. 5.27 КоАП РФ, следовательно, ответственность наступает за совокупность правонарушений, охватываемых данным составом правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Обществом до окончания внеплановой проверки предоставлены депонированные ведомости в подтверждение намерений работодателя АО «МО «Восток», направленных на выплату заработной платы два раза в месяц, с одной стороны трудового договора, а также заявлений работников о том, что они желают получать заработную плату один раз в месяц, с другой стороны трудового договора. Указанные документы лицо, проводившее проверку, не приняло во внимание, в то время как именно эти документы подтверждают факт отсутствия вины Общества в невыплате заработной платы работникам два раза в месяц. Данные обстоятельства должны быть приняты должностным лицом во внимание. Негативные последствия действиями общества работникам предприятия не причинены.

Кроме этого, фонд заработной платы АО «МО «Восток» составляет 20 000 руб. 00 коп. в месяц. Привлекая Общество к административным наказаниям в виде наложения административных штрафов, должностное лицо не приняло во внимание несоразмерность наказания последствиям совершенного правонарушения. Более того, АО «МО «Восток», находится в тяжелом финансовом положении и оплата наложенных штрафов в общей сумме 310 000 рублей может повлечь невыплату заработной платы работникам.

Определением судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ дела по всем поступившим жалобам АО «МО «Восток» объединены в одно производство с присвоением делу № 12-113/2016 (том 1, л.д. 81).

В судебном заседании защитник юридического лица АО «МО «Восток» ФИО2, действующие на основании доверенностей, требования поданных жалоб поддержали в полном объеме по доводам, указанным в них.

Должностное лицо - начальник отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин неявки не представлено, каких-либо ходатайств не заявлено, что не препятствует рассмотрению жалоб в его отсутствие.

Изучив доводы жалоб, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника АО «МО «Восток», суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае Е.ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-П12-5928/2015/299/5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «МО «Восток» по адресу: <адрес>, была проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО9 от 28.08.2015 № ОГ-П12-5928 2015, Приказа Роструда № 243 от 04.09.2015 года, в связи с поступившей информацией из ФСС, ПФР.

Предметом настоящей проверки настоящей проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по защите трудовых прав граждан.

По результатам проверки государственной инспекцией труда составлен акт проверки № ОГ-П12-5928/2015/299/5/2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения ч. 2 ст. 57 ТК РФ – в трудовых договорах работников АО «МО «Восток» отсутствуют сведения о доплате за работу с особыми климатическими условиями. В нарушение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ, дни выплаты заработной платы в трудовых договорах работников АО «МО «Восток» не установлены. В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается раз в месяц 15 числа каждого месяца. Данное нарушение установлено при выплате заработной платы за март-ноябрь 2015 года.

АО «МО «Восток» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-П12-5928/2015/299/5/3 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

На основании выявленных нарушений начальником отдела в г.Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отдельно по каждому предусмотренному сроку выплаты заработной платы за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2015 года). При этом, одни и те же действия, допущенные юридическим лицом при осуществлении прав и обязанностей работодателя в трудовых правоотношениях квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в отношении АО «МО «Восток» ДД.ММ.ГГГГ вынесено 9 постановлений о назначении административных наказаний №№ ОГ-П12-5928/2015/299/5/4-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/8-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/7-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/5-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/6-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/3-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/11-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/10-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/9-1.

Между тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом, в силу ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Выявленные нарушения обнаружены в ходе проведения единой проверки соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эти нарушения независимо от числа работников, периода нарушения срока выплаты заработной платы предприятия образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому правовых оснований для составления не одного, а 9 протоколов об административных правонарушениях не имелось.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам вышеуказанной проверки в отношении АО «МО «Восток», было подведомственно одному и тому же должностному лицу.

Следовательно, АО «МО «Восток», совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленные в ходе проведения единой проверки соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в данном случае при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения в виде неприменения положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым нарушен важнейший принцип административной ответственности, установленный в ч.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В связи с изложенным, обжалуемые постановления следует признать незаконными, поскольку применение наказания за каждое из допущенных нарушений, выявленных в рамках одной проверки, допущенных в результате ненадлежащего соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по административным делам, подведомственным одному должностному лицу, противоречит положениям статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая доводы жалоб в части обоснованности и законности проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, оснований и сроков ее проведения, судья апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с ч. 2 ст. 10 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В данном случае основание для проведения внеплановой документарной проверки юридического лица послужило поручение заместителя Председателя Правительства РФ ФИО5 от 28.08.2015 года № ОГ-П12-5928 2015г., Приказ Роструда № 243 от 04.09.2015 года, в связи с поступившей информацией из ФСС и ПФР. Задачами проведения проверки являлись обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В рамках проверки соблюдения указанных трудовых прав и свобод со стороны юридического лица был истребован ряд документов, на основании которых были установлены иные нарушения требований трудового законодательства, что послужило основанием для привлечения АО «МО «Восток» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Учитывая, что Государственная инспекция труда в Алтайском крае праве осуществлять надзор в сфере исполнения требований трудового законодательства, она при обнаружении признаков административного правонарушения, вправе привлекать лиц, совершивших указанные правонарушения к административной ответственности, вне зависимости от цели проведения внеплановой документарной проверки.

В силу п. 1 ст. 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) -деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

На основании ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В данном случае, при проведении внеплановой документарной проверки необходимости в согласовании ее проведения с органами прокуратура (в отличии от проведения внеплановой выездной проверки), не имеется.

Внеплановая документарная проверка в отношении АО «МО «Восток» была проведена в установленный в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-П12-5928/2015/299/5 срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, доводы поданных жалоб в указанной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 4 ст. 30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КРФ об АП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку допущенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с отсутствием единого протокола об административном правонарушениях и единого постановления о привлечении к административной ответственности за совершенное правонарушение с учетом наличия оснований для привлечения к административной ответственности, а срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КРФ об АП в отношении правонарушений как по ч.1 ст. 5.27 КРФ об АП, на момент рассмотрения судьей настоящего дела не истек, то принятые по делу постановления начальника отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайскому крае ФИО1 ФИО10 от 10.02.2016 года №№ ОГ-П12-5928/2015/299/5/4-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/8-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/7-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/5-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/6-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/3-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/11-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/10-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/9-1, о привлечении АО «МО «Восток» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело возвращению в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановления начальника отдела в г. Бийске Государственной инспекции труда в Алтайском крае ФИО1 ФИО11 № № ОГ-П12-5928/2015/299/5/4-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/8-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/7-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/5-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/6-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/3-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/11-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/10-1, ОГ-П12-5928/2015/299/5/9-1 от 10 февраля 2016 года о привлечении Акционерного общества «Машиностроительное объединение «ВОСТОК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить и возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья: Е.Г. Веселова