ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/20 от 19.10.2020 Светловского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Светлый 19 октября 2020 года

Судья Светловского городского суда Калининградской области Авдеева Т.Н.,

при секретаре Кузьминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство» ФИО4 на постановление от 24 июля 2020 года заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 24.07.2020 года юридическое лицо Муниципальное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное агентство» (далее по тексту МКУ «ЖКА») подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Светловский городской суд Калининградской области, директор МКУ «ЖКА» ФИО4 просил постановление отменить и прекратить производство по делу, в связи с неправильной оценкой должностным лицом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении. Указал на то, что МКУ ЖКА ненадлежащий субъект вменяемого административного правонарушения, поскольку не является организацией, ответственной за благоустройство и вывоз мусора с территории Светловского ГО.

В судебном заседании представитель МКУ «ЖКА» по доверенности Данилова Н.С. доводы жалобы поддержала. Пояснила суду, что МКУ «Жилищно- коммунальное агентство» было реорганизовано путем выделения из его состава МАУ «Служба технического заказчика», созданного в целях организации и выполнения работ по благоустройству территории МО «Светловский городской округ» с разработкой Ведомственной целевой программы «Организация и содержание мест накопления ТКО» на 2020-2022 годы. МКУ «Жилищно-коммунальное агентство» продолжило осуществление деятельности по учету и содержанию муниципального жилищного фонда МО «Светловский городской округ», обеспечения поддержки садоводства и огородничества, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В апреле 2020 года на два земельных участка, в отношении которых проводилась проверка административным органом (, ) право пользования МКУ ЖКА прекращено, в мае они переданы в муниципальную казну. Ссылаясь на положения ст. 2.10 КоАП РФ, защитник Данилова Н.С. настаивала, что в рамках реорганизации выделенное юридическое лицо МАУ «Служба технического заказчика» является правопреемником МКУ ЖКА, а последние субъектом правонарушения не являются, что влечет отмену постановления и прекращение производства по делу.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителя юридического лица, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Абзацем 1 часть 2 ст. 51 этого же Федерального закона установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

При этом ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области установлено, что 15 июня 2020 года в период времени с 16:00 часов до 16:10 часов 15 июня 2020 при осмотре (обследовании) земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, обнаружено, что на указанном земельном участке на территории, занятой зелеными насаждениями, расположены два пластиковых контейнера объемом 1,1 куб.м, твердое покрытие места (площадки) накопления ТКО, ограждение с трех сторон отсутствуют, подъездной путь к площадке не имеет дорожного полотна. В этот же день в период времени с 16: 35 часов по 16:45 часов при проведении осмотра земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, обнаружено, что на указанном земельном участке на территории, занятой зелеными насаждениями (на грунте), расположен металлический контейнер объемом 1,1 куб.м, твердое покрытие места (площадки) накопления ТКО, ограждение с трех сторон отсутствуют, подъездной путь к площадке не имеет дорожного полотна, за контейнером на территории, занятой зелеными насаждениями, находится крупногабаритный отход. По результатам осмотра (обследования) указанных земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО с адресами: Светловский городской округ, <адрес>, и <адрес>, должностное лицо установило, что данные места (площадки) накопления ТКО организованы с нарушением законодательства, не соответствуют вышеприведенным требованиям, предъявляемым к местам (площадкам) накопления ТКО, а потому накопление ТКО в них не допускается

Действия МКУ «ЖКА» квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В основу вывода о виновности МКУ «ЖКА» положены: акты осмотра от 15.06.2020 с фотоматериалами и схемами территории; копия постановления от 18.02.2019 ; выписка из Реестра мест накопления ТКО; телеграмма от 19.06.2020 ; выписка из ЕГРЮЛ; копии распоряжения и планового (рейдового) задания от 05.06.2020 -РО; доверенность защитника; документы, предоставленные защитником МКУ «ЖКА» - копия постановления администрации Светловского ГО от 08.06.2020 ; копия постановления администрации Светловского ГО от 15.07.2020 ; копия постановления администрации Светловского ГО от 29.05.2020 ; лист записи ЕГРЮЛ от 11.06.2020; копия устава МКУ «ЖКА»; копия устава МАУ «Служба технического заказчика»; копия свидетельства о постановке на учет МАУ «Служба технического заказчика».

Оценив представленные доказательства, должностное лицо пришло к выводу о виновности МКУ «ЖКА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Признавая МКУ «ЖКА» виновным в совершении правонарушения, связанного с организацией с нарушением законодательства мест (площадок) накопления ТКО, должностным лицом административного органа вместе с тем неправильно оценены установленные по делу обстоятельства.

На основании Постановления администрации от 29.05.2020 года № 456 «О внесении изменений в постановление администрации МО «Светловский городской округ» от 30.12.2019 года № 1350 «О реорганизации МКУ «Жилищно- коммунальное агентство» в форме выделения из его состава МАУ «Служба технического заказчика» и МБУ «Кварта» с сохранением типа и наименования существующего МКУ «Жилищно-коммунальное агентство» МКУ «Жилищно- коммунальное агентство» реорганизовано с изменением вида уставной деятельности учреждения.

Вновь созданное МАУ «Служба технического заказчика» начало свою деятельность с 11 июня 2020 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Уставной деятельностью МАУ «СТЗ» является, в том числе организация и выполнение работ по благоустройству территории МО «Светловский городской округ». Для целей реализации задач по организации и содержанию мест накопления ТБО утверждена программа на 2020-2022 годы, исполнение которой возложено на МАУ «СТЗ».

Кроме того, на основании постановления главы администрации от 22.04.2020 года «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Жилищно-коммунальное агентство» на земельные участки» указанное право на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, а также на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, прекращено. Актом приема-передачи от 12 мая 2020 года оба земельных участка приняты в муниципальную собственность и списаны с баланса МКУ «ЖКА».

Согласно положений части 5 статьи 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении года в отношении МКУ «ЖКА», плановый осмотр территории в границах МО «Светловский городской округ» проведено должностным лицом 15 июня 2020 года, то есть в период после реорганизации МКУ «ЖКА» и передачи полномочий по организации и содержанию мест складирования ТБО новому юридическому лицу правопреемнику МКУ «ЖКА» - Муниципальному автономному учреждению «Служба технического заказчика».

Более того, на момент осмотра МКУ «ЖКА» не являлось владельцем земельных участков с , расположенного по адресу: <адрес> и ЗУ с , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с прекращением права пользования решением собственника.

Таким образом, вывод должностного лица административного органа, основанный на сведениях Реестра мест накопления ТКО на территории Светловского городского округа, размещенного в публичном доступе на официальном сайте администрации Светловского городского о том, что балансодержателем мест (площадок) накопления ТКО с адресами: <адрес>, является МКУ «ЖКА», и его обязанности на момент осмотра входила обязанность по содержанию и обустройству мест (площадок) накопления ТКО, является неправильным, противоречащим установленным обстоятельствам.

Вывод о том, что в период с 11.06.2020 (дата постановки на учет МАУ «Служба технического заказчика») по 15.06.2020 (день, когда было выявлено рассматриваемое правонарушение) и юридически вплоть до 15.07.2020 МКУ «ЖКА» продолжало быть правообладателем (пользователем) земельных участков с кадастровыми номерами и основан на неправильной оценке представленных МКУ «ЖКА» доказательствах, а потому не может быть положен в основу выводов о виновности юридического лица.

При рассмотрении настоящей жалобы, суд приходит к выводу, что на момент проведения проверки и выявления административного правонарушения полномочиями по организации и содержанию мест складирования ТКО обладало Муниципальное автономное учреждение «Служба технического заказчика», тогда как Муниципальное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное агентство» таковым не являлось, а следовательно не являлось субъектом административного правонарушения.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Таким образом, поскольку должностным лицом неправильно определен субъект административного правонарушения, в результате неправильной оценки обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы о наличии вины МКУ «Жилищно-коммунальное агентство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, незаконны.

Постановление от 24 июля 2020 года заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство», подлежат отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, ст, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление от 24 июля 2020 года заместителя начальника отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство» отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светловский городской суд Калининградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья подпись Т.Н. Авдеева