ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2016 от 01.11.2016 Советского городского суда (Калининградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г. Советск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Советского городского суда Калининградской области Понимаш И.В.,

при секретаре Перцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» на постановление и.о. заместителя начальника департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее по тексту – ККооАП),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. заместителя начальника департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 25 августа 2016 года муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» (далее МБУ «Благоустройство») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях. За совершение данного правонарушения юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

МБУ «Благоустройство» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, мотивированной тем, что городское озеро, береговая полоса которого загрязнена бытовым мусором, находится в федеральной собственности. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта, составляющая 20 метров, предназначена для общего пользования. В соответствии с п.36 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на орган местного самоуправления городского округа возлагается осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов. МБУ «Благоустройство» в силу уставной деятельности осуществляет механизированную и ручную санитарную уборку общегородской территории и при этом, не имеет правоустанавливающих документов на пользование водным объектом в центре города, тем самым, не может являться лицом, ответственным за соблюдение требований по недопущению загрязнения, засорения городского озера и его береговой полосы. Данный земельный участок местности не является юрисдикцией МБУ «Благоустройство» по соблюдению предъявляемых требований. Из продекларированных в постановлении законодательных норм административный орган не конкретизировал, в чем заключается вина юридического лица. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.

Защитник МБУ «Благоустройство», действующий на основании доверенности от 26.09.2016 ФИО1, поддержал доводы жалобы, по основаниям в ней изложенным, просил отменить обжалуемое постановление как незаконное и необоснованное.

Орган, вынесший обжалуемое постановление - департамент окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав доказательства по делу и дав им оценку, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2.1. ч. 1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно диспозиции ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ответственность за совершение данного правонарушения наступает за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.

Пунктами 1.2 и 1.3 Правил благоустройства муниципального образования «Советский городской округ», утвержденными решением окружного Совета депутатов Советского городского округа от 29.02.2012 № 199, определено, что данные Правила являются нормативным актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории городского округа, и обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящими Правилами определен порядок содержания юридическими, должностными и физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) основных и прилегающих территорий, обеспечения внешнего облика муниципального образования, перечень и сроки выполнения работ.

Санитарная уборка территорий городского округа осуществляется в соответствии с действующими правилами и нормами, а также с настоящими Правилами (п. 3.1 Правил).

Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать ежедневную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утвержденным органами местного самоуправления.

Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования (п. 3.2 Правил).

16 августа 2016 года протоколом об административном правонарушении ведущим консультантом отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 возбуждено в отношении МБУ «Благоустройство» дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 73 КоАП Ко.

Основанием для привлечения МБУ «Благоустройство» к административной ответственности послужили те обстоятельства, что 26 июля 2016 года в 12 часов 30 минут при обследовании акватории и береговой полосы водного объекта – городского озера, расположенного в центре г.Советска, береговой полосы и русла реки Тыльжа установлено, что береговые откосы водоема в отдельных участках загрязнены бытовыми отходами и мусором, отработанными покрышками, остатками стволов поваленных деревьев.

Указанные обстоятельства также, подтверждаются имеющейся в материалах дела фототаблицей и МБУ «Благоустройство», не оспариваются.По указанным обстоятельствам должностное лицо пришло к выводу, что МБУ «Благоустройство» не выполнило требования п.п. 3.1 и 3.2., 3.2.5, 3.6.3, 3.6.4 Правил благоустройства, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 73 КоАП Ко.

Такие выводы суд находит обоснованными.

Непосредственно п. 3.6.4 Правил благоустройства муниципального образования «Советский городской округ», на соответствующих лиц, возложена своевременная уборка береговой полосы водоемов от мусора, опавших листьев и веток.

В соответствии с п.1.5 Устава МБУ «Благоустройство» (действовавшего как на момент совершения вменяемого правонарушения, так и в новой редакции от 18.08.2016) данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Советского городского округа.

Для достижения указанных целей, учреждение осуществляет, в том числе, механизированную и ручную уборку общегородской территории (п.2.2. Устава).

Из ответа администрации Советского городского округа от 21.10.2016 на запрос суда, следует, что работы по ликвидации зон загрязнения и засорения водных объектов города, в том числе, сбор и вывоз мусора, выполняет МБУ «Благоустройство» в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования «Советский городской округ» утвержденных решением окружного Совета депутатов Советского городского округа от 29.02.2012 .

Границы территории городского округа установлены Законом Калининградской области от 21 ноября 2003 г. N 329 "Об утверждении границы административно-территориального, муниципального образования "Город Советск".

Согласно ч.2 ст. 3 Устава муниципального образования "Советский городской округ» (утвержден Решением окружного Совета депутатов Советского городского округа от 07.07.2009 N 729 (ред. от 30.03.2016) - территорию городского округа составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения городского округа, рекреационные земли, земли, предназначенные для развития округа, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ городского округа.

Таким образом, береговые полосы водоемов, расположенных в границах муниципального образования "Советский городской округ» являются территорией городского округа, уборку которой (механизированную и ручную), в силу прямого указания 2.2. Устава, осуществляет МБУ «Благоустройство».

Доводы жалобы и представителя МБУ «Благоустройство» об отсутствии полномочий по уборке береговой полосы городского озера, ввиду её отнесения к федеральной собственности, основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Такой водный объект как городское озеро и соответственно его береговая полоса, в силу ст. 8 Водного кодекса РФ отнесены к федеральной собственности. Однако, осуществление полномочия собственника данного водного объекта, в пределах установленных водным законодательством РФ, возложены ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно на орган местного самоуправления.

В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Советского городского округа, создано МБУ «Благоустройство», осуществляющее в соответствии с уставной деятельностью уборку (механизированную и ручную) территории городского округа, к которой независимо от формы собственности, относятся береговые полосы городских водоемов.

При таких обстоятельствах действия МБУ «Благоустройство» квалифицированы административным органом по ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, правильно.

Между тем, при решение вопроса о назначении МБУ «Благоустройство» наказания за совершение указанного правонарушения, не были в достаточной мере учтены характер совершенного правонарушения, в связи с чем, наказание определено без учета принципов соразмерности и справедливости.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАПРФ» малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания (отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, непричинение вреда третьим лицам), характера правонарушения, полагает, что совершенное МБУ «Благоустройство» административное правонарушение является малозначительным, а потому считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, то есть освободить юридическое лицо от ответственности и ограничится устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление и.о. заместителя начальника департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 25 августа 2016 года о привлечении МБУ «Благоустройство» к административной ответственности по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях отменить. Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Понимаш