ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2016 от 11.04.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-113/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Мурманск 11 апреля 2016 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н.,

(город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2),

с участием заявителя ФИО1.,

рассмотрев жалобу председателя правления жилищно-строительного кооператива «***» (далее – ЖСК «***», ЖСК) ФИО1 на постановление административной комиссии *** от ***№***, в отношении:

ФИО1, ***, работающей председателем правления ЖСК «***», проживающей по адресу: ***

которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии *** от ***№*** председатель правления ЖСК «***», ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьей 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***.

*** в *** суд *** поступила жалоба председателя правления МСК «***» ФИО1 на данное постановление, датированная ***, в которой она высказал несогласие с постановлением, считая его незаконным и необоснованным. Мотивируя свое несогласие с постановлением, ФИО1 указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ею, как должностным лицом, вменяемого ей правонарушения. По ее мнению, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ она не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, поскольку руководители организаций, осуществляющие полномочия коллегиальных исполнительных органов, которым она и является, не являются должностными лицами в смысле административной ответственности. Дополнила, что на придомовой территории дома Адрес*** отсутствует место, где можно было бы оборудовать контейнерную площадку для мусора, кроме как занять место, оборудованное под автотранспорт собственников дома, что возможно сделать только в летний период времени. Просит постановление административной комиссии ***№*** от *** отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

*** из административной комиссии *** истребованы материалы по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1

*** запрашиваемые материалы по делу об административном правонарушении поступили в *** суд ***

Каких-либо сведений о дате получения ФИО1 копии обжалуемого постановления в материалах дела об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьей 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» в отношении ФИО1 нет, в этой связи судья считает жалобу поданной в срок, установленный законом.

Кроме того, рассматривая вопрос процессуального срока подачи жалобы, судья учитывает, что вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ означал бы невозможность для гражданина реализовать свое право на судебную защиту - проверить заслуживающие внимания доводы и оспорить незаконное, по его мнению, постановление несудебного органа.

В судебном заседании председатель правления ЖСК «***» ФИО1 доводы жалобы, по изложенным в ней основаниям, поддержала в полном объеме. Просила постановление административной комиссии ***№*** от *** отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Опрошенная в судебном заседании начальник отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления ***ФИО2 считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона *** области № 401-01-*** от *** «Об административных правонарушениях» подтверждена материалами дела. Вопрос о необходимости оборудования контейнерной площадки для мусора на придомовой территории дома Адрес*** администрацией округа перед правлением ЖСК «***» ставился и ранее, но разрешен не был, за что ФИО1 в *** году привлекалась к административной ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела следует, что *** в период *** в ходе обследования территории *** в районе многоквартирного дома Адрес*** выявлено отсутствие площадок для сбора и временного хранения крупногабаритных отходов, складирование отходов осуществляется вне специально оборудованного места, территория загрязнена крупногабаритными и бытовыми отходами (картонными коробками, отходами от ремонта квартир и т.п.). ФИО1, являясь председателем правления ЖСК «***», осуществляющего управление вышеуказанным многоквартирным домом, допустила нарушение пунктов 3.13.18., 3.13.18.3., 9.2.19., 9.2.47., 9.2.49., 9.2.55., 9.2.60. Правил благоустройства территории муниципального образования ***, утвержденных решением Совета депутатов ***№*** от ***, выразившееся в том, что ФИО1 не обеспечила выполнение работ по оборудованию площадок для сбора и временного хранения отходов, допустила нахождение крупногабаритных отходов вне специальной площадки.

Действия ФИО1 по данному факту квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 2 Закона *** области № 401-01-*** от *** «Об административных правонарушениях» и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав председателя правления ЖСК «***» ФИО1, начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления ***ФИО2, судья считает постановление административной комиссии ***№*** от *** о признании виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона *** области № 401-01-*** от *** «Об административных правонарушениях» ФИО1 законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ***; на должностных лиц - ***; на юридических лиц - ***

Решением Совета депутатов ***№*** от *** утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования *** (далее - Правила).

Согласно 9.1.8. Правил уборка территории – комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места.

Согласно пункту 3.13.18. Правил обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой для сбора отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 3.13.18.3 Правил для визуальной изоляции площадок должны применяться непрозрачные металлические, металлопластиковые или пластиковые стенки высотой 1,5-2 м, или периметральные живые изгороди в виде высоких кустарников без плодов и ягод.

Согласно пункту ***. Правил юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами ***.

Согласно пункту ***. Правил физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять - уборку придомовых территорий; - уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; - мойку контейнеров; - очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; - установку, содержание и очистку урн; - выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 12 см.

Согласно пункту ***. Правил, крупногабаритные отходы собираются и складируются на специальных площадках и вывозятся по заявкам организаций, обслуживающих жилищный фонд города, мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В соответствии с пунктом ***. Правил, запрещается: переполнять контейнеры отходами производства и потребления; выбрасывать ртутьсодержащие отходы в контейнеры, размещать их на контейнерных площадках; захоранивать биологические отходы, в том числе трупы животных; самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах; сжигать отходы производства и потребления.

Согласно пункту 5.10. Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования ***, утвержденного решением Совета депутатов ***№*** от *** крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок. Вывоз крупногабаритных отходов производится мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда или природопользователей, образовавших эти отходы, либо природопользователями самостоятельно с использованием собственного грузового транспорта.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

- актом №*** от ***, согласно которого около контейнеров для сбора мусора и хранения отходов, расположенных около дома Адрес*** и трансформаторной подстанции, складированы крупногабаритные отходы, отсутствует оборудованная площадка для сбора и хранения отходов;

- фотоматериалами к акту №*** от ***;

- светокопией свидетельства от *** о постановке на учет в налоговом органе юридического лица – Жилищно-строительного кооператива «***»;

- светокопией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - жилищно-строительном кооперативе «***»;

- светокопией Устава ЖСК «***»;

- светокопией протокола очередного собрания правления ЖСК «***» от ***, в котором содержится информация о том, что ФИО1 продлены полномочия председателя правления;

- протоколом об административном правонарушении №*** от ***, в котором содержится информация об обстоятельствах совершения административного правонарушения.

Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, административным органом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, ответственное за деятельность управляющей компании по выполнению требований Правил благоустройства территории муниципального образования ***, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Довод заявителя ФИО1 о том, что на придомовой территории дома Адрес*** отсутствует место, где можно было бы оборудовать контейнерную площадку для мусора, кроме как занять место, оборудованное под автотранспорт собственников дома, что возможно сделать только в летний период времени, считаю несостоятельным, поскольку вопрос о необходимости оборудования контейнерной площадки для мусора администрацией округа поднимался и ранее, о чем свидетельствует постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования *** от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» в отношении председателя правления ЖСК «***» - ФИО1.

ФИО1 в ходе производства по делу об административном правонарушении не представлено доказательств, подтверждающих, что ею, как председателем правления ЖСК «***», в целях недопущения правонарушения были приняты все возможные меры по соблюдению соответствующих норм и правил. Обстоятельств объективной невозможности выполнения требований законодательства не установлено.

Довод заявителя ФИО1 о том, что поскольку она является руководителем организации, осуществляющей полномочия коллегиальных исполнительных органов, а значит, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ на нее не распространяется административная ответственность, судья считает неправильным пониманием закона.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Кроме того, организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правовое положение их органов управления определяются в соответствии с нормами раздела V Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из системного толкования ст.ст. 115 - 119 ЖК РФ следует, что председатель правления кооператива является должностным лицом, обеспечивающим выполнение решений правления кооператива, без доверенности действует от имени кооператива, представляет его интересы, совершает сделки, осуществляет иные полномочия в интересах кооператива.

При данных обстоятельствах судья полагает правомерным привлечение председателя правления жилищно-строительного кооператива «***» ФИО1 к ответственности в соответствии с нормами Закона *** области «Об административных правонарушениях» от *** № 401-01-***, так как она является должностным лицом в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Административное наказание ФИО1 назначено с учетом общих правил назначения наказания и находится в пределах санкции пункта 1 статьи 2 Закона *** области от *** № 401-01-*** «Об административных правонарушениях».

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление административной комиссии *** от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона *** области от 06 июня 2003 года № 401-01-*** «Об административных правонарушениях» в отношении ФИО1, - оставить без изменения, жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска Г.Н. Гулевский