№
РЕШЕНИЕ
г. Тобольск 01 декабря 2021 года
Судья Тобольского районного суда Тюменской области Киселева С.Ф.,
с участием помощника Тюменского межрайонного природоохранного прокурора Фишера М.И.,
Представителей ООО «ЭКОС» ФИО1 и ФИО2,
Представителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОС» ИНН №, ОГРН №, КПП № на решение № № от 25 марта 2021 года по протесту Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры и на постановление по делу об административном правонарушении №№ от 05 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Решением № от 25 марта 2021 года заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 удовлетворен протест Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, отменено постановление по делу об административном правонарушении № О от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении с возвращением дела на новое рассмотрение.
Постановлением от 05 апреля 2021 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской обалсти Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 ООО «ЭКОС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данными решением и постановлением ООО «ЭКОС» обратилось в суд с жалобой и просит их отменить, мотивируя тем, что дело было возбуждено Тюменским межрайонным природоохранным прокурором по ст.8.4 КоАП РФ по результатам проведения внеплановой проверки, основанием послужило окончание срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы на используемую установку «Модули пиролиза Фортан и Фортан М», утвержденного приказом от 17 декабря 2014 года № 811 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования со сроком действия 5 лет, который закончился ДД.ММ.ГГГГ. В силу действующего законодательства государственной экологической экспертизе подлежит проект технической документации на новую технику, технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду. На установку Фортран получено положительное заключение государственной экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, установка произведена ООО «ЭкоПроСервис» и поставлена в ООО «ЭКОС» в указанный период действия положительного заключения. Данная технологическая установка признана наилучшей доступной технологией утилизации автопокрышек, резинотехнических изделий и других отходов. ООО «ЭКОС» применяется оборудование, изготовленное по технологии, уровень негативного воздействия от которого уже изучен и признан Правительством Российской Федерации наименьшим. Необходимость предоставления на государственную экологическую экспертизу проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечению срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы может быть обусловлена внесением изменений в документацию после получения положительного заключения, а также, если объект государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2020 года № 1796 срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы по объектам экспертизы, предусмотренным пп. 5 ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» бессрочен, данные доводы были приняты при вынесении постановления от 10 марта 2021 года № 29О. В качестве оснований отмены указаны общие нормы Закона № 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе», а также ссылка на определение Верховного суда Российской Федерации от 12 апреля 2014 года № С304-ЭС19-5579, которое не может быть принято во внимание, так как оспаривался отказ в выдаче лицензии. ООО «ЭкоПромСервис» является собственником технологии, производителем и поставщиком установки Фортан и им получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и установка поставлена в ООО «ЭКОС» в период действия положительного срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы без внесения изменений в проектную документацию. ООО «ЭКОС» не осуществлял и не осуществляет работы в области атомной энергетики. Решение № от 25 марта 2021 года не содержит оценки и опровержения доводов ранее вынесенного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Результаты проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой получены с нарушением закона, поскольку проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки и выносится решение о ее проведении. Решение о проведении проверки в отношении ООО «ЭКОС» не выносилось прокуратурой, в адрес Общества не направлялось, с решением о проведении проверки, Общество ознакомлено не было. ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 17 минут поступило на электронную почту уведомление об оказании содействия в проведении проверки производственной базы, ДД.ММ.ГГГГ Общество было поставлено перед фактом о сопровождении на место проверки, отказаться они не могли, так как были предупреждены об административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, прокуратурой не были представлены документы об ознакомлении ООО «ЭКОС» с решением о ее проведении.
В судебном заседании представители ООО «ЭКОС» ФИО3 и ФИО6 поддержали жалобу и дополнение к жалобе по изложенным в ней основаниям.
Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 считает решение и постановление вынесено законно, поскольку ООО «ЭКОС» не провело экспертизу, срок которой истек.
Прокурор ФИО8 просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в возражениях, считает, что решение и постановление вынесены законно.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные материалы, судья пришел к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления…
Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Решением № от 25 марта 2021 года заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора удовлетворен протест Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, отменено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ 2021 года, дело возвращено на новое рассмотрение, в обоснование принятого решения указано, что в ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ производственной площадки ООО «ЭКОС», расположенной по адресу: <адрес> установлено, что утилизация углеводородсодержащих продуктов осуществляется на установке пиролиза Фортан, срок действия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику «Модули пиролиза Фортан и Фортан-М», утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 5 лет и истек ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ было прекращено производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения. Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат объекты государственной экологической экспертизы, указанные в законе, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Постановлением № от 05 апреля 2021 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5, юридическое лицо ООО «ЭКОС», расположенное по адресу: <адрес> привлечено к административный ответственности в виде предупреждения по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ за то, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении деятельности по утилизации отходов: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код 9 21 130 02 50 4), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код 9 21 130 01 50 4) на установке пиролиза Фортан по адресу: <адрес> допустило осуществление деятельности по обращению с отходами в отсутствии документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является административным правонарушением, чем нарушило Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Срок действия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику «Модули пиролиза Фортан и Фортан-М» и технологию, применяемую в модулях пиролиза Фортан и Фортан-М, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 5 лет и истек ДД.ММ.ГГГГ. Факт деятельности юридического лица подтверждается актами утилизации. Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат объекты государственной экологической экспертизы, указанные в законе, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. ООО «ЭКОС» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с использованием специализированной установки по утилизации отходов Фортан, которая подлежит экологической экспертизе в силу того, что может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
ДД.ММ.ГГГГ был вынесен приказ № Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику модули пиролиза Фортан и Фортан-М и технологию, применяемую в модулях пиролиза Фортан и Фортан-М.
Решение о проведении прокурорской проверки в отношении ООО «ЭКОС» на предмет соблюдения федерального законодательства было принято Тюменским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ФИО9 Пунктом 6 решения от ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки было поручено помощнику Тюменского межрайонного природоохранного прокурора ФИО8
После проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Тюменским межрайонным природоохранным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении.
Данное дело об административном правонарушении направлено в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора для рассмотрения дела по существу и поступило ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (далее Закон об экологической экспертизе).
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона об экологической экспертизе).
Объекты государственной экологической экспертизы определены в статьях 11 и 12 Закона об экологической экспертизе.
Как следует из п.п.5 ст.11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
При этом согласно пункту 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Учитывая позицию Минприроды России, изложенную в письме от 13.05.2011 № 05-12-44/7250, новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2020 года № 1796 утверждено Положение о проведении государственной экологической экспертизы", которое устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Закона об экологической экспертизе.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу): по объектам экспертизы, предусмотренным подпунктами 1 - 3, 6, 7, 7.2 - 7.4, 7.7 статьи 11 и статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (за исключением проектной документации объектов капитального строительства), - с учетом срока реализации объекта экспертизы; по объектам экспертизы, предусмотренным подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет; по объектам экспертизы, предусмотренным подпунктами 7, 7.1 - 7.5, 7.7 - 7.9 статьи 11 и статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части проектной документации объектов капитального строительства), - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет; по объектам экспертизы, предусмотренным подпунктом 5 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", - бессрочно (п. 27 Положения).
Пиролизная установка Фортан введена в эксплуатацию до истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, доказательств того, что Общество провело работы по реконструкции установки, требующих ее повторного введения в эксплуатацию, в материалы дела не представлено.
Имеющиеся в материалах дела постановление об административном правонарушении № 209 О от 05 апреля 2021 года и иные документы об административном правонарушении, на который ссылается должностное лицо в обоснование вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения, содержит констатацию положений п. 8 ст. 11 Закона об экологической экспертизе о том, что объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня в случае, истечения срока действия такого положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Установка на момент проведения проверки и привлечения Общества к административной ответственности относится к какому-либо объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня, указанному в ч. 1 ст. 11 Закона об экологической экспертизе, вследствие чего согласно п. 8 ст. 11 Закона об экологической экспертизе истечение срока действия ранее оформленного положительного заключения государственной экологической экспертизы является обязательным условием повторного проведения государственной экологической экспертизы, разработанной документации.
Модуль Фортан и технология, применяемая в нем, новыми не являются, необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проекта технической документации, который ранее получил положительное заключение, по истечении срока действия положительного заключения, может быть обусловлена реализацией объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также, если объект государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах, правовые основании для повторного обращения за новым заключением экологической экспертизы, после истечения срока прежнего заключения в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение № от 25 марта 2021 года и постановление № О от 05 апреля 2021 года в отношении ООО «ЭКОС» подлежат отмене, а производство по делу в отношении юридического лица прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение № от 25 марта 2021 года заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 и постановление №О от 05 апреля 2021 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 отменить. Производство по делу в отношении ООО «ЭКОС» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд путем подачи жалобы в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья
Тобольского районного суда <данные изъяты> С.Ф. Киселева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>