Дело №12-113/2022
УИД 76RS0014-02-2022-000003-16
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 01 марта 2022 года
Судья Кировского районного суда города Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 29.12.2021 года № 076/04/7.30-1167/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 29.12.2021 года № 076/04/7.30-1167/2021 ФИО1, являвшийся начальном Главного управления МЧС Росси по Ярославской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Из постановления следует, что ФИО1, являвшийся начальном Главного управления МЧС России по Ярославской области совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившееся в утверждении должностным лицом заказчика аукционной документации на право заключения контракта на закупку индивидуальных рационов питания (ДТО_прод) (извещение № 0171100003721000002), с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (при составлении проекта контракта не применялись/применялись не полном объеме положения типового контракта, что свидетельствует о нарушении п.п. «б» п.14 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения»).
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить вследствие отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило не применение заказчиком при составлении проекта контракта на поставку продуктов питания в полном объеме положений типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза от 19.03.2020 № 140.
Однако п.16 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» предусмотрено, что условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ); б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Следовательно, в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил одним из обязательных условий применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие предмета закупки кодам ОКПД2, ОКВЭД2, а также КТРУ. Указанная норма не содержит союза «или (либо)». При размещении извещения о проведении электронного аукциона № 0171100003721000002 на поставку индивидуальных рационов питания, в разделе 2 Информационной карты документации об электронном аукционе указан код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) -10.89.19.160 (закупка индивидуальных рационов питания), при этом код КТРУ, соответствующий описанию предмета закупки, отсутствует (Приложения № 5,6). По общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) - 10.8. В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.) отсутствует соответствующий данной закупке код КТРУ.
Таким образом, в связи с отсутствием условия одновременного соответствия предмета закупки (поставка индивидуальных рационов питания) кодам ОКПД2, ОКВЭД2 и КТРУ у заказчика отсутствовала обязанность применять типовой контракт Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140 по данной закупке.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Ярославского УФАС России по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, полагала, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, дала пояснения согласно письменных возражений на жалобу, приобщенных к материалам дела. Указала, что малозначительность деяния в данном случае отсутствует.
Выслушав представителя административного органа, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Заказчиком (Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области) в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещена информация - извещение вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на закупку индивидуальных рационов питания (ДТО_прод) (извещение № 0171100003721000002).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее -ответственные органы), осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15-17 Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять
участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью
документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условии контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору
продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий
контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 № 140 «Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания» утвержден типовой контракт на поставку питания (далее - Приказ Минсельхоза от 19.03.2020 № 140, типовой контракт).
Согласно пункту 1 Приказа Минсельхоза от 19.03.2020 № 140 типовой контракт на поставку продуктов питания применяется с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении № 2 к настоящему приказу (далее - приложение № 2).
В соответствии с приложением № 2 «Информационная карта типового контракта на поставку продуктов питания» к таким показателям относится:
а) наименование товара, работы, услуги - поставка продуктов питания;
б) код (коды) предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (указывается с 1 января 2017 г.);
в) размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором
применяется типовой контракт - при любом размере начальной (максимальной) цены,
цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем);
г) иные показатели для применения типового контракта - не применяется в
отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных
ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.
Соответственно, заказчику при составлении проекта контракта на поставку продуктов питания по рассматриваемой в рамках настоящей проверки закупке необходимо применять положения типового контракта, поскольку объект данной закупки соответствует показателям для применения типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза от 19.03.2020 № 140.
При сопоставлении типового контракта с положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации (далее - проект контракта), должностным лицом Ярославского УФАС России установлено, что заказчиком при составлении данного проекта контракта не применялись/применялись не полном объеме положения типового контракта, что, соответственно, является нарушением подпункта «б» пункта 14 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения».
Согласно выписке из приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.09.2013 № 120-НС полковник внутренней службы ФИО1 назначен начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области.
В соответствии с выпиской из приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.12.2017 № 292-НС с генерал-майором внутренней службы ФИО1 заключен контракт - на период замещения должности начальника Главного управления МЧС России по Ярославской области.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 марта 2020 г. № 217 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 14 раздела 5 Положения Главное управление МЧС России возглавляет начальник Главного управления МЧС России.
Пунктом 15 раздела 5 Положения начальник Главного управления МЧС России в том числе: руководит деятельностью Главного управления МЧС России; обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации; представляет в судах интересы Главного управления МЧС России, а по доверенности - МЧС России и Правительства Российской Федерации, в случаях, когда их представление поручено МЧС России, при этом представление интересов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется по согласованию с МЧС России в каждом отдельном случае; обеспечивает составление и представление всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России; обеспечивает использование имущества Главного управления МЧС России по целевому назначению.
Согласно приказу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области от 09.08.2021 № 745-НС генерал-майор внутренней службы ФИО1 уволен с федеральной противопожарной службы.
Согласно титульному листу документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на закупку индивидуальных рационов питания (ДТО_прод) (извещение № 0171100003721000002), данная документация утверждена начальником ГУ МЧС России по Ярославской области ФИО1 01.02.2021 г.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, его действия должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, квалифицированы правильно.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2021 года № 076/04/7.30-1167/2021; документацией о проведении аукциона в электронной форме, письменными объяснениями; выписками из приказов; копией контракта.
Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.
Ссылки в жалобе на то, что у заказчика отсутствовала обязанность применять типовой контракт Минсельхоза России по данной закупке от 19.03.2020 № 140 являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее -Правила использования КТРУ), в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Таким образом, отсутствие в КТРУ позиции, соответствующей коду ОКПД2, является основанием для закупки заказчиком товара исключительно по коду ОКПД2.
Учитывая, что закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар отнесен заказчиком к коду ОКПД2 10.89.19.160 «Рационы питания и пайки», который, в свою очередь, включен в приложение № 2 «Информационная карта типового контракта на поставку продуктов питания» к Приказу Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140, принимая во внимание, что соответствующая коду ОКПД2 10.89.19.160 «Рационы питания и пайки» позиция КТРУ отсутствует, что исключает возможность и необходимость установления ее соответствия данным (в части позиции КТРУ), указанным в Информационной карте, полагаю, что заказчик при составлении проекта контракта на поставку продуктов питания по рассматриваемой закупке должен был руководствоваться положениями типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 № 140.
Постановление от 29.12.2021 года № 076/04/7.30-1167/2021 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.
Таким образом, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Наказание, назначенное ФИО1, является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 29.12.2021 года № 076/04/7.30-1167/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1, являвшегося начальном Главного управления МЧС России по Ярославской области оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.В.Петухов