ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2022 от 04.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №12-113/2022

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов 03 октября 2022 года

Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Кострюков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «***» на постановление №*** от 04.04.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №*** от 04.04.2022 года, вынесенным главным государственным инспектором города Тамбова по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тамбовской области Кулагиным А.Н., ООО «***» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности явилось то, что Обществом по адресу: *** нарушены обязательные требования пожарной безопасности, установленные правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР), а именно: - руководитель организации не организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние таких средств (система противодымной вентиляции) (п.54 ППР), - отсутствует проектная документация на средства обеспечения пожарной безопасности (система противодымной вентиляции) (п.54 ППР), - отсутствует регламент технического обслуживания системы противодымной вентиляции, утверждаемый руководителем организации (п.54 ППР), - руководитель организации не обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и не организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.48 ППР), - руководитель организации не обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, не организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п.48, 50, 54 ППР), - отсутствует договор на обслуживание системы противодымной вентиляции) (п.54 ППР), - допускается размещение (установка) на путях эвакуации (в поэтажных коридорах) шкафов, мебели и других предметов (п.27 «б» ППР), - допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (поэтажные коридоры, лифтовые холлы, подвал) (п.35 «а» ППР), - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (лестничные клетки, поэтажные коридоры, подвал) (п.35 «в» ППР), - в помещениях подвала допускается размещение помещений для хранения различных вещей и предметов, а также складируется сгораемый мусор (п.16 «б» ППР).

Обществом подана жалоба об отмене указанного постановления, в которой просит постановление №*** от 04.04.2022 года признать недействительным. В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку деятельность в сфере пожарной безопасности и эксплуатации систем пожаротушения подлежит обязательному лицензированию, а специальное оборудование систем пожаротушения, расположенное в многоквартирных домах, должно быть передано застройщиком либо собственниками на обслуживание в организацию, имеющую соответствующую лицензию. Оборудование пожаротушения многоквартирного дома №*** не передавалось собственниками помещений для обслуживания ни в специализированную организацию, на в Общество, как и с поручением заключить договор со специализированной организацией, поскольку соответствующие протоколы общих собраний в Обществе отсутствуют. Проектная документация, а также техническая документация на системы пожарной безопасности, противопожарной защиты, в том числе, технические средства, функционирующие в составе данных систем, в Общество никогда не передавались ни собственниками помещений, ни предыдущей управляющей организацией. Также, в связи с отсутствием у Общества лицензии на техническое обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, как и в связи с отсутствием решений собственников помещений многоквартирного дома ***, возлагающих на Общество каких-либо обязанностей в отношении указанных систем, как и заключения договора со специализированной организацией, со стороны Общества регламент технического обслуживания данных систем не составлялся, договор со специализированной организацией не заключался. Кроме того, из технических отчетов об обследовании состояния средств пожарной защиты многоквартирного дома ***, выполненных в 2007 году ЗАО «***», а в 2022 году ООО «***», действующих на основании соответствующих лицензий, следует, что необходимо произвести полную реконструкцию с заменой средств пожарной защиты здания. Однако, реконструкция общего имущества многоквартирного дома относится к работам капитального характера, которые в силу положений раздела 9 ЖК РФ, не могут быть организованы управляющей организацией в рамках договора управления, и имеют иной источник формирования.

В судебном заседании представитель Общества по доверенности Пелепелина Н.В. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного органа по доверенности Мельников О.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а доводы жалобы не состоятельными, так как в соответствии с действующим законодательством, управление многоквартирным домом осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции до 08.06.2022г.) установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Абзацем 1 ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из положений названных нормативно-правовых актов следует, что соблюдение требований пожарной безопасности обеспечивается путем выполнения требований пожарной безопасности, в том числе и лицами, ответственными за техническое обслуживание и содержание многоквартирных домов.

Как усматривается из материалов дела 31.03.2022 года в 12 час. 30 мин. при обследовании многоквартирного дома по адресу: *** находящегося в управлении Общества, установлено, что Обществом допущены нарушения требований п.16 «б», п.27 «б», п.35 «а», п.35 «в», п.48, п.50, п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479.

Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждается представленными доказательствами, полученными уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке, не доверять которым оснований у суда не имеется, а именно: - актом выездного обследования от 14.03.2022г., - протоколом осмотра многоквартирного дома *** от 31.03.2022г., - актом выездной проверки №*** от 31.03.2022г., - протоколом об административном правонарушении №*** от 01.04.2022г.

Доказательств, опровергающих наличие выявленных нарушений, указанных в обжалуемом постановлении, со стороны Общества не представлены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит вывод обжалуемого постановления обоснованным, мотивированным и не согласиться с этим выводом оснований не имеется, а также не опровергается доводами жалобы.

Действие (бездействие) Общества верно квалифицировано по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Наказание Обществу назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Общество не является лицом, ответственным за пожарную безопасность в многоквартирном доме, не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Частью 2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. «е» п.11).

Таким образом, а также в силу того, что Общество приняло на себя обязательства управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, Общество отвечает за соблюдение требований пожарной безопасности в местах общего пользования.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.

При указанных обстоятельствах, оснований к отмене обжалуемого постановления не нахожу.

Руководствуясь ст.30.7-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора города Тамбова по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тамбовской области Кулагина А.Н. №*** от 04.04.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «***» оставить без изменения, а жалобу ООО «***» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Кострюков П.А.