ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2022 от 17.02.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 февраля 2022 года <адрес>

Судья Куйбышевского районного суда <адрес> Смертина Т.М.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела <номер> по жалобе конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 на постановление мирового судьи по 9-му судебному участку <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении:

Конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») <ФИО>1, родившегося <дата> в городе Иркутске, паспорт серия 2515 <номер>, выдан <дата>, проживающего по адресу: <адрес><адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи по 9-му судебному участку <адрес> от <дата> конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде дисквалификации на срок один год.

Не согласившись с принятым решением, конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> с жалобой об отмене постановления от <дата>

В обоснование доводов жалобы указал на то, что в его действиях нет и не может быть умысла на совершение вменяемого в вину правонарушения, поскольку конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>», представляя заявление по форме Р14001 в МИФНС <номер> по <адрес>, руководствовался вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № <номер>, в котором указан адрес местонахождения должника - <адрес>, <адрес> В дальнейшем, МИФНС <номер> по <адрес>, так же руководствуясь вступившем в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № <номер> приняла решение о государственной регистрации в отношении ООО «<данные изъяты>».

Оснований не доверять решению Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № <номер> у конкурсного управляющего не имелось, оно не было никем оспорено или пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Поскольку конкурсный управляющий действовал на основании решения Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № <номер>, он полагался на сведения, указанные в таком судебном акте, вынесенном от имени Российской Федерации, как на достоверные.

Более того, конкурсный управляющий не может нести ответственность за действия лиц, в результате действий (бездействия) которых в ЕГРЮЛ были внесены недостоверные сведения.

Как уже указывалось, информация о недостоверности сведений о том же самом адресе была внесена с <дата> еще до момента назначения судом конкурсного управляющего.

Как пояснял <ФИО>1 в своем заявлении в МИФНС <номер> от <дата>, он не является участником, учредителем общества «<данные изъяты>», не входит в состав органов управления указанных юридических лиц, соответственно, он не может принимать решения об изменении юридического адреса. Также смена юридического адреса не соответствует целям конкурсного производства, а в обязанности конкурсного управляющего, предусмотренным ФЗ «О от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)» не входит изменения и регистрация нового юридического адреса.

В связи с чем, конкурсный управляющий не должен нести ответственность в виде ограничения на длительный период времени права исполнять обязанности единоличного исполнительного органа общества «<данные изъяты>» (а с учетом особого статуса арбитражного управляющего - и других юридических лиц-банкротов) за лиц, в результате действий (бездействия) которых в ЕГРЮЛ были внесены недостоверные сведения.

Таким образом, в данном случае, не может идти речи о представлении документов, которые содержат «заведомо ложные» сведения, как и не может идти речи о наличии умысла в действиях конкурсного управляющего. Указанное в полной мере подтверждает отсутствие в действиях конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 состава вмененного правонарушения.

Налоговым органом нарушены, а судом не проверено соблюдение положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Из материалов дела не усматривается, что судом проверялось исполнение регистрирующим органом требований Закона № 129-ФЗ о направлении в адрес <ФИО>1, а также в адрес учредителей общества и общества уведомления о выявленной в ходе проведенной проверки недостоверности сведений об обществе «<данные изъяты>», с предложением представить в регистрирующий орган достоверные сведения, требования которого конкурсным управляющим не исполнены.

<ФИО>1, приступив к исполнению обязанностей арбитражного управляющего, действовал разумно и добросовестно, разместив всю необходимую информацию для кредиторов общества ООО «<данные изъяты>» и иных заинтересованных лиц, о своем месте нахождения на портале Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Налоговым органом нарушен порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В нарушение ст. 28.2. КоАП РФ, конкурсному управляющему ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 повестка о вызове для составления протокола не направлялась, в связи с чем, у него отсутствовала объективная возможность ознакомиться с протоколом, а также предоставить объяснения по факту составления протокола, представить замечания по содержанию протокола.

Налоговому органу было достоверно известно об адресе, по которому осуществляется связь с конкурсным управляющим ООО «<данные изъяты>», поскольку ранее налоговый орган уже вел с ним переписку, что подтверждается представленными документами. Вместе с тем, ни уведомления о вызове для составления протокола, ни самого протокола направлено не было.

Составление протокола в отсутствие и без извещения лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, просит суд отменить постановление мирового судьи от <дата> и прекратить производство по делу.

Определением судьи Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> ходатайство конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 удовлетворено, восстановлен пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления мирового судьи по 9-му судебному участку <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1

В судебном заседании конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 доводы жалобы об отмене постановления от <дата> поддержал в полном объёме, по мотивам и основаниям, изложенным в ней.

Исследовав обжалуемое постановление и материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав объяснения конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению, а вынесенное постановление мирового судьи от <дата> подлежащим отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу правил ст. 4 ФЗ РФ №129-ФЗ от 08.08.2001 г. государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно п. «в» ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ №129-ФЗ от 08.08.2001 г. в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.

В силу п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации и защиты информации является принцип достоверности информации.

Во исполнение данного принципа все данные, вносимые в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными.

На основании положений п. «а» ст. 12 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным" законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Статьей 14.25 ч. 5 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния.

Из материалов дела судьей установлено, что согласно протокола <номер> об административном правонарушении от <дата>, составленного начальником юридического отдела <номер> МИФНС России <номер> по <адрес><ФИО>4 в отношении конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 в отсутствие последнего, в действиях <ФИО>1 установлен должностным лицом состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ, а, именно, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением мирового судьи по 9-му судебному участку <адрес> от <дата> конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде дисквалификации на срок один год.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Изучив материалы административного дела, проанализировав доводы жалобы на постановление мирового судьи, судья находит сделанные в постановлении выводы мирового судьи о наличии в действиях конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 состава правонарушения по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, не отвечающими требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, т.к. мировым судьёй не верно были установлены фактические обстоятельства дела по факту вменяемого в вину административного правонарушения, без полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств данного дела, и в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из решения Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № А19-30449/2019 в рамках рассмотрения заявления <ФИО>2 о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» приято решение: Признать ликвидируемого должника - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» несостоятельным (банкротом). Открыть в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ОГРН <номер>, ИНН <номер>, адрес: <адрес><адрес>, <адрес>) процедуру конкурсного производства на срок до «<дата>. Утвердить конкурсным управляющим <ФИО>1 (член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «<данные изъяты>»»; ИНН <номер>; регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих - <номер>; адрес для направления почтовой корреспонденции: <адрес>).

Учитывая то, что конкурсный управляющий <ФИО>1 действовал на основании решения Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № <номер>, он исходил из сведений, указанных в настоящем решении Арбитражного суда <адрес> от <дата>.

Принимая во внимание тот факт, что конкурсный управляющий <ФИО>1 не является участником, учредителем общества «<данные изъяты>», не входит в состав органов управления указанных юридических лиц, и что смена юридического адреса не соответствует целям конкурсного производства, а в обязанности конкурсного управляющего, предусмотренным ФЗ «О от <дата> № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)» не входит изменения и регистрация нового юридического адреса, судья находит, что конкурсный управляющий <ФИО>1 не может принимать решения об изменении юридического адреса общества.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 стати 11 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

Между тем, в материалах административного дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что в адрес конкурсного управляющего <ФИО>1, а также в адрес учредителей общества и общества регистрирующим органом согласно требований Закона № 129-ФЗ направлялись уведомления о выявленной в ходе проведенной проверки недостоверности сведений об обществе «<данные изъяты>», с предложением представить в регистрирующий орган достоверные сведения, требования которого конкурсным управляющим не исполнены.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, которые бы свидетельствовали о факте установленной вины конкурсного управляющего <ФИО>1 в представлении в налоговый орган документов, которые содержат «заведомо ложные» сведения.

Согласно п.1, 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушении

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в деле относимых и допустимых доказательств совершения конкурсным управляющим ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, указывающих на представление им в налоговый орган документов, которые содержат «заведомо ложные» сведения, ввиду несоответствия обжалуемого постановления нормам ст. ст. 24.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ и неверного установления фактических обстоятельств дела по части вменяемого в вину административного правонарушения, при ненадлежащей исследованности доказательств по делу, судья апелляционной инстанции приходит к выводу, что принятое по делу постановление от <дата> не отвечает требованиям законности, в связи с чем, подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При этом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи по <данные изъяты>-му судебному участку <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1 прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

<данные изъяты>

Судья: Т.М. Смертина