ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2023УИД23М0212-01-2023-002698-71 от 01.11.2023 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 12-113/2023 УИД 23MS0212-01-2023-002698-71

РЕШЕНИЕ

г. Тимашевск 01 ноября 2023 г.

Судья Тимашевского районного суда Краснодарского края Ремизова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу контрольно-счетной палаты муниципального образования Тимашевский район на постановление мирового судьи судебного участка № 212 Тимашевского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от <дд.мм.гггг> в отношении

Коваленко Ольги Николаевны, <дд.мм.гггг> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, мкр. Приречный, ул. 3-я линия, 2,

установил:

контрольно-счетная палата муниципального образования Тимашевский район обратилась с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 212 Тимашевского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от <дд.мм.гггг>, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Коваленко О.Н. состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что выводы мирового судьи о том, что должностное лицо, уполномоченное вести реестр муниципального имущества Дербентского сельского поселения Коваленко О.Н. могла использовать только актуальные сведения из выписок ЕГРН на отчетную дату <дд.мм.гггг> для формирования реестра муниципального имущества ошибочны. В бухгалтерском учете изменение кадастровой стоимости земельного участка отражается по факту его государственной регистрации (государственного учета). Факт государственной регистрации объекта недвижимости подтверждается сведениями об объекте, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости. Применение сведений об объекте для целей, предусмотренных законодательством РФ, в случае изменения его кадастровой стоимости осуществляется на дату внесения изменений в ЕГРН. Поскольку изменения в сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в ЕГРН в декабре 2022 года, на счетах бухгалтерского учета увеличение кадастровой стоимости земельного участка отражается операциями 2022 года. Согласно п. 71 Инструкции <№>н учет земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, ведется на счете 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из ЕГРН о соответствующем земельном участке), по их кадастровой стоимости. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН является фактом хозяйственной жизни, подлежащим отражению в бухгалтерском учете. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В целях осуществления контроля за информацией об изменении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе обращения в уполномоченный орган, своевременного представления в бухгалтерскую службу документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельных участков, в Учетной политике МКУ «ФРУ» закреплены ответственные за представление таких документов, а также указан документ, который может подтвердить изменение кадастровой стоимости. Однако, подтверждающим документом может выступать не только Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, но и акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятый уполномоченным органом субъекта РФ. В связи с чем, Коваленко О.Н., являясь должностным лицом, ответственным за ведение реестра муниципального имущества Дербентского сельского поселения Тимашевского района (в том числе актуализации в реестре кадастровой стоимости земельных участков) имела возможность, в целях недопущения искажения в бухгалтерской отчетности, стоимости нефинансовых активов, своевременно актуализировать сведения о кадастровой стоимости земельных участков в реестре муниципального имущества, полагаясь на сведения, содержащиеся в приказе Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <дд.мм.гггг><№> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края». Ведущим специалистом Коваленко О.Н. внесены данные в Реестр муниципальной собственности Дербентского сельского поселения о кадастровой по состоянию на <дд.мм.гггг>, однако датой определения кадастровой стоимости в выписках из ЕГРН указана дата - <дд.мм.гггг>, то есть реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости <№> от <дд.мм.гггг> (Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <дд.мм.гггг><№> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края»), тогда как в силу" пункта 36 СГС «Непроизведенные активы» необходимо руководствоваться результатами государственной кадастровой переоценки, утвержденными Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <дд.мм.гггг><№> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края», который вступил в законную силу <дд.мм.гггг> Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы, для исчисления объема субсидии, предоставляемой для выполнения муниципального задания), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными. Таким образом, несвоевременное отражение изменения кадастровой стоимости земельного участка квалифицировано как значительное нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Более того, в адрес МКУ «ФРУ» Дербентского сельского поселения было внесено представление от <дд.мм.гггг>, в котором предложено устранить нарушения и актуализировать сведения о кадастровой стоимости земельных участков как в Реестре, так и в регистрах бухгалтерского учета. Представление не оспаривалось и в установленный срок было исполнено как начальников МКУ «ФРУ» <ФИО>2, так и ведущим специалистом Коваленко О.Н., с предоставлением в КСП подтверждающих материалов.

В судебном заседании по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении представитель контрольно-счетной палаты муниципального образования Тимашевский район <ФИО>3 поддержала доводы жалобы.

Лицо, в отношении которого велось производство по делу административном правонарушении, Коваленко О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить без изменения постановление мирового судьи.

Судья основывает свое решение на следующем.

Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что Коваленко О.Н. являясь должностным лицом - ведущим специалистом администрации Дербентского сельского поселения <адрес>, 28.04.2023г. находясь по адресу: <адрес>, допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустила искажение показателей раздела I Баланса (ф. 0503130) по строке 070 «Непроизведенные активы» (графа 8) на 229 972,03 рубля и по строке 140 «Нефинансовые активы имущества казны» (графа 8) на 1 957 338,89 рублей, на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование(аренду)» на 457 594,34 рубля, на конец отчетного периода по состоянию на <дд.мм.гггг>.

Диспозиция ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как установлено из материалов дела Коваленко О.Н. внесла в реестр муниципальной имущества Дербентского сельского поселения, сведения, отраженные в выписках ЕГРН на отчетную дату <дд.мм.гггг>.

Согласно Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.09.2022г. № 2449 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края», вступившего в законную силу <дд.мм.гггг>, определена кадастровая стоимость земельных участков на территории Краснодарского края.

В соответствии с разъяснением Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 10.10.2022г. <№> «О принятии акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости» разъяснено, что применение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, предусмотрено с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении акта результатов определения кадастровой стоимости.

Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Таким образом, должностное лицо, уполномоченное вести реестр муниципальной имущества Дербентского сельского поселения Коваленко О.Н. запросила сведения из ЕГРН на отчетную дату <дд.мм.гггг> и внесла их в реестр муниципального имущества, применимые на отчетную дату.

Положения п.4 ч.2 ст.18 Федерального закона от 03.07.2016 14 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» касаемо того, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, применяются публично-правовыми компаниями и бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, а не как не должностными лицами сельских поселений при ведении реестра муниципального имущества.

Формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), федеральным государственным бюджетным учреждением (Приказ Росреестра от 06.08.2020 И П/0283 (ред. от 03.12.2021) «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.202014 60194)).

В п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Ведение ЕГРН и внесение в него изменений отнесено Законом к компетенции «Росреестра», использование или применение сведений из выписок ЕГРН допустимо с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В связи с этим уполномоченное вести реестр муниципального имущества Дербентского сельского поселения Коваленко О.Н. могла использовать только актуальные сведения из выписок ЕГРН на отчетную дату <дд.мм.гггг> для формирования реестра муниципального имущества.

Проанализировав обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Коваленко О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении обжалуемого постановления мировым судьей соблюдены положения ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой определены требования к постановлению по делу об административном правонарушении.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данные требования в полном мере соблюдены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении. Нарушений требований закона при производстве по делу об административном правонарушении, которые повлияли бы на всесторонность и полноту рассмотрения дела не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 212 Тимашевского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от <дд.мм.гггг> в отношении Коваленко Ольги Николаевны оставить без изменения, а жалобу контрольно-счетной палаты муниципального образования Тимашевский район - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Б. Ремизова