Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Власова И.В.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2,
представителей лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 - ФИО3 и ФИО4, по устному ходатайству,
представителя Межрайонной ИФНС России № по <адрес> - ФИО6, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобулица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 на постановление № и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области от 07.12.2017 года о назначении директору ООО «<данные изъяты>» ФИО5 ФИО7, <данные изъяты> административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 17.12.2017 года и на решение заместителя руководителяУФНС России по Самарской области от 27.12.2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области ФИО9 от 07.12.2017 г. директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Согласно указанного постановления, 08.11.2017 г. в 14 час. 55 мин., в ходе проведенной проверки на основании поручения № от 08.11.2017 г., сотрудниками Межрайонной ИФНС России № по Самарской области в отношении ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> было выявлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов Всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>» среди участников лотереи.
В нарушении ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при получении платы за участие в лотерее сотрудниками ООО «<данные изъяты>», получатель лотерейного билета не идентифицируется, в организации не разработаны и отсутствуют правила внутреннего контроля, не проводятся внутренние проверки соблюдения требований.
Решением руководителя заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от 27.12.2017 г. постановление № и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области от 07.12.2017 г. оставлено без изменения, жалоба ФИО2 без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением № от 07.12.2017 г. ФИО2 обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит отменить постановление № от 07.12.2017 г. за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя следующими доводами:
Как следует из ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, идентификация клиента - физического лица обязательно должна проводиться организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, только в случае, если сумма платежа превышает сумму 15.000 рублей. Однако, в протоколах от 08.11.2017 г. и от 22.11.2017 г., а также в обжалуемом постановлении не указано от какого физического лица, сотрудники ООО «<данные изъяты>» получали денежные средства за реализацию лотерейного билета, в размере, превышающем сумму 15.000 рублей.
Один лотерейный билет - это документ, подтверждающий заключение одного договора между оператором и участником лотерей, по которому гражданин производит платеж в размере цены только одного лотерейного билета, как следует из п.п. 1, 5, 11 и 15 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-Ф3 «О Лотереях».
Из протокола от 22.11.2017 г. и постановления № от 07.12.2017 г. следует, что сотрудники ООО «<данные изъяты>» абстрактно - неизвестно от кого и в какой сумме, получали платежи за лотерейные билеты всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>», согласно условиям всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>» стоимость одного лотерейного билета составляет сумму 100 рублей.
Таким образом, при осуществлении ООО «<данные изъяты>» деятельности по распространению лотерейных билетов всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>» и получение платежей по 100 рублей за один лотерейный билет без идентификации личности лица, приобретающего лотерейный билет не является нарушением требований ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, - отсутствует.
Из протоколов от 08.11.2017 г., от 22.11.2017 г., и постановления № от 07.12.20017 г. следует, что ООО «<данные изъяты>» не является ни организатором, ни оператором Всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>», а, следовательно, согласно Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-Ф3 «О лотереях», ООО «<данные изъяты>» не является организацией, организующий и проводящий лотереи, на которую распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
ООО «<данные изъяты>», как распространитель, не попадает под признаки организации, организующей и проводящей лотерею, поименованной в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, тем самым не обязано организовывать и (или) осуществлять внутренний контроль, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.
Следовательно, отсутствие в ООО «<данные изъяты>» организации и осуществление внутреннего контроля не является нарушением требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 и её представители ФИО3 и ФИО4 поддержала жалобу, по изложенным в ней доводам, просили отменить: постановление № от 07.12.2017 г. и решение заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от 27.12.2017 г., прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание представитель ФИО6, с жалобой ФИО2 не согласилась, считает постановление № от 07.12.2017 г. и решение заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от 27.12.2017 г., законными и обоснованными. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу ФИО2
Согласно, представленных суду, письменных возражений на жалобу ФИО2:
относительно доводов ФИО2 по вопросу идентификации личности покупателя лотерейных билетов и отсутствия правил внутреннего контроля, не проведения внутренних проверок: в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г.: - операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей; - внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; - организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц. ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; - осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров; - идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, не является платежом за предоставляемые услуги (товары), и не попадает под положения пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Кроме того, Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, содержащих тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующих и проводящих лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, в зависимости от размера выигрыша, выплачиваемого за участие в таких играх.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, как при получении платы за участие в таких играх и лотереях, так и при осуществлении выплаты денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в них, независимо от размера получаемых или выплачиваемых денежных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 1 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 667, правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Согласно Положению о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом., в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденному приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 (далее - Положение № 203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
Положением № 203 предусмотрены формы, сроки и периодичность обучения сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также обязанность по ведению" учета прохождения сотрудниками обучения.
Таким образом, организации, проводящие лотереи (операторы и распространители лотерей), являясь самостоятельными субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, обязаны исполнять требования указанного закона в полном объеме.
В соответствии с базой данных Росфинмониторинга личный кабинет на официальном портале Росфинмониторинга у ООО «<данные изъяты>» ИНН № отсутствует. Данная информация доведена письмом МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 22.11.2017 г. № (письмо УФНС России по Самарской области исх. № от 27.11.2017 г.). Во исполнение вышеуказанных писем ООО «<данные изъяты>» было вручено уведомление от 18.12.2017 о необходимости соблюдения в полном объеме требований Приказа от 22.04.2015 г. № 110 и Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ. Также 30.10.2017 г. данное Общество было уведомлено об обязанности идентификации личности покупателей лотерейных билетов, а также разработке и применению правил внутреннего контроля, проведения внутренних проверок.
Относительно доводов ФИО2 о неправомерном привлечении к административной ответственности директора ООО «<данные изъяты>»: в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ законный представитель юридического лица обязан был принять все необходимые и достаточные меры к тому, чтобы возложенная на юридическое лицо обязанность была исполнена в установленный срок.
В результате вышеизложенного руководитель ООО «<данные изъяты>» ФИО2 правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Относительно доводов ФИО2 об отсутствии в протоколах и постановлении конкретно установленного обстоятельства нарушения правил идентификации лица при совершении конкретной денежной операции: 30.10.2017 г. ООО «<данные изъяты>» было уведомлено об обязанности идентификации личности покупателей лотерейных билетов, а также разработке и применению правил внутреннего контроля, проведения внутренних проверок (уведомление № от 30.10.2017 г.).
Согласно объяснений директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 от 09.11.2017 г., не отрицается факт отсутствия идентификации личности покупателей и применения правил внутреннего контроля, хотя данное Общество было предварительно уведомлено о необходимости соблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
Протокол об административном правонарушении от 22.11.2017 года соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
При этом, в материалах проверки ООО «<данные изъяты>» имеется письменные возражения по протоколу об административном правонарушении, в которых не был оспорен факт отсутствия указания конкретного физического лица, приобретающего лотерейные билеты всероссийской государственной лотереи «Русское лото».
Постановление № от 07.12.2017 г. вынесено в соответствии с положениями ст. 29.10 КоАП РФ, при рассмотрении материалов административного дела в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, представитель ООО «<данные изъяты>» об отсутствии указания конкретного физического лица, приобретающего лотерейные билеты, не заявлял при рассмотрении материалов дела.
В результате вышеизложенного, налоговым органом в полной мере отражены обстоятельства административного правонарушения.
Относительно доводов ФИО2 о том, что ООО «<данные изъяты>» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. I ст. 15.27 KoAII РФ, поскольку не является организацией, организующей и проводящей лотереи:
Права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в ст. 5 указанного Федерального закона № 115-ФЗ, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
А также в соответствии со ст. 2 Федерального закона №138-Ф3 от 11.11.2013 г.: п. 8 - проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; п. 9 - оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом; п. 10 - распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Как следует из жалобы ФИО2, её объяснений и договора № от ДД.ММ.ГГГГ на распространение лотерейных билетов с ООО фирма «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» является распространителем лотерейных билетов от оператора ООО «<данные изъяты>». Данное обстоятельство не может влиять на условия проведения лотереи в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 138-ФЗ. Требования к оператору лотереи и к распространителям лотерейных билетов в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом одинаковы.
Налоговым органом установлено неисполнение директором ООО «<данные изъяты>» ФИО2 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: руководитель ООО «<данные изъяты>» ФИО2 не обеспечила при получении денежных средств в виде платы за участие в лотерее, идентификацию приобретателя лотерейного билета, не обеспечила разработку в ООО «<данные изъяты>» правил внутреннего контроля, не организовала проведение внутренних проверок соблюдения требований Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» пункты 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Инспекцией были вынесены и вручены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.12.2017 г. В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть данные представления и в течение месяца со дня его получения сообщить о принятых мерах в налоговый орган.
Кроме того, 20.12.2017 г. ООО «<данные изъяты>» и директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 представили в налоговый орган письма об устранении выявленных нарушений (вх. №, № от 20.12.2017).
В рассматриваемом случае доводы заявителя, изложенные в жалобе, опровергаются представленными по делу доказательствами. Иные доводы заявителя, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а потому указанные доводы не могут свидетельствовать о допущенных Инспекцией существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Оспариваемые постановление о назначении административного наказания № от 07.12.2017 г. и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения приняты с соблюдением положений норм материального и процессуального права, действующего законодательства.
Факты, изложенные в оспариваемых постановлении и представлении, подтверждаются материалами дела, квалифицирующие признаки, изложенные в нем, соответствуют диспозиции примененной правовой нормы.
Судья, выслушав мнение сторон, исследовав доводы жалобы и возражений на жалобу, исследовав представленные материалы, пришел к следующему:
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту участниками процесса.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).
Согласно постановления № от 07.12.2017 г. о назначении директору ООО «<данные изъяты>» ФИО2 административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, 08.11.2017 г. в 14 час. 55 мин., в ходе проведенной проверки на основании поручения № от 08.11.2017 г., сотрудниками Межрайонной ИФНС России № по Самарской области в отношении ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, было выявлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов Всероссийской государственной лотереи «<данные изъяты>» среди участников лотереи.
В нарушении ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при получении платы за участие в лотерее сотрудниками ООО «<данные изъяты>», получатель лотерейного билета не идентифицируется, в организации не разработаны и отсутствуют правила внутреннего контроля, не проводятся внутренние проверки соблюдения требований.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи; лотерейный билет - документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи; лотерейная квитанция - фискальный документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи; электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно материалов административного дела:
Как следует из Устава ООО «<данные изъяты>» Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе, распространение всех видов лотерей, в том числе, электронных, и выплата выигрышей.
01.09.2015 г. между ООО фирма «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>», в лице директора ФИО2, (Распространитель) заключен договор № на распространение лотерейных билетов.
Согласно приложения № к договору от 01.09.2015 г. №, Заказчик передает, а Распространитель распространяет билеты лотерей, которые проводятся в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 г. № 1318-р, от 02.05.2012 г. № 687-р, от 06.05.2015 г. № 800-р и от 06.05.2015 г. № 801-р (срок проведения лотерей - до 3 1 декабря 2029 г.), в том числе, - «<данные изъяты>» - Всероссийская государственная лотерея <данные изъяты> «<данные изъяты>» с 1095 тиража; - «<данные изъяты>» - Всероссийская государственная лотерея <данные изъяты> «<данные изъяты>» со 149 тиража: - «<данные изъяты>» - Всероссийская государственная лотерея <данные изъяты> «<данные изъяты>» с 5 тиража: - «<данные изъяты> «6 из 36» - Всероссийская государственная лотерея <данные изъяты> «<данные изъяты>» с 5 тиража: - билеты бестиражных лотерей, электронные лотерейные билеты, лотерейные квитанции. Цена одного лотерейного билета указывается в накладной и на каждом бланке лотерейного билета, электронного лотерейного билета, лотерейной квитанции.
Таким образом, ООО «<данные изъяты>», распространяя (реализовывая) лотерейные билеты, оказывает услуги по проведению лотерей, то есть относится к организациям, проводящим лотереи.
08.11.2017 г. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области дано поручение № о проведении мероприятий контроля сотрудникам отдела оперативного контроля, в отношении ООО «<данные изъяты> по вопросу соответствия юридического адреса, указанного в учредительных документах, фактическому местонахождению организации по адресу: <адрес>.
08.11.2017 г. составлен протокол осмотра помещений, согласно которому в ходе осмотра, с участием понятых, а также директора ФИО2, помещения ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> было выявлено, что при получении платы за участие в лотерее сотрудниками ООО «<данные изъяты>», получатель лотерейного билета не идентифицируется, в организации не разработаны и отсутствуют правила внутреннего контроля, не проводятся внутренние проверки соблюдения требований.
22.11.2017 г. в отношении директора ООО «<данные изъяты>»ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, в том числе, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15.000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Из изложенного следует, что лицо, проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, Общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере или свыше 600 000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или выше.
Из оспариваемых постановления и решения, материалов административного дела факты выявления налоговым органом таких сделок не следуют.
Исходя из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных п. 1.1 указанной статьи.
Как следует из положения п.п. 3, 4, 7 Требованийк правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667, во взаимосвязи со ст. 3, ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, одной из программ осуществления внутреннего контроля является программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, а также одним из условий возможности разработки в Обществе программы внутреннего контроля являются: ее структура, штатная численность, клиентская база и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями.
Из указанного выше следует, что Общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600.000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15.000 рублей. Поскольку случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму материалами административного дела не подтверждаются, лица, от которых поступали денежные средства в ООО «<данные изъяты>» за лотерейные билеты, сумма которых превышала 15.000 рублей, не установлены, доказательств того, что у работников Общества возникли подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма инспекцией не представлено, а также не установлены структура, штатная численность, клиентская база и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами ООО «<данные изъяты>» и их операциями.
Поскольку все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ), судья считает необходимым отменить постановление № и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области от 07.12.2017 года и решение заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от 27.12.2017 года, вынесенные в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления и решение.
В части обжалования представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 07.12.2017 г., внесенного и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области директору ООО «<данные изъяты>» ФИО2, жалоба ФИО2 подлежит прекращению, поскольку обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в ином судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 -30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО2 - удовлетворить частично.
Постановление № и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области от 07.12.2017 года и решение заместителя руководителя УФНС России по Самарской области от 27.12.2017 года, вынесенные в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО5 ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, - отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления и решение.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, освободив её от административной ответственности и назначенного наказания.
Прекратить производство по жалобе ФИО1 в части обжалования представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 07.12.2017 г., внесенного и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в 10 дневный срок со дня получения (вручения) копии решения.
Судья Власова И.В.