ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1144/2021 от 30.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №12-1144/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

30 сентября 2021 года г. Барнаул

Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Захарова И.С., при секретаре Бахтиновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Алтайского края Фомина А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Котугина Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ Котугин Е.А. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. прокурора Алтайского края Фомин А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с протестом на данное постановление, мотивировав его тем, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края поступила информация о том, что заместителем руководителя четвертого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Котугину Е.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты><данные изъяты> УК РФ. Поскольку при квалификации действий Котугина Е.А. по уголовному и административному делам учитываются одни и те же признаки объективной стороны составов указанных административного правонарушения и преступлений, привлечение последнего одновременно к административной и уголовной ответственности по указанным статьям недопустимо.

В судебное заседание прокурор Алтайского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель прокуратуры Алтайского края Боровкова Е.П. поддержала доводы протеста в полном объеме.

Котугин Е.А. в судебном заседании просил протест прокурора оставить без удовлетворения, полагал, что за вышеуказанное деяние он уже привлечен к административной ответственности и понес наказание.

Защитник Котугина Е.А. - Бауэр Э.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ отклонено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу протеста и.о. прокурора Алтайского края Фомина А.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Котугина Е.А.

Решением судьи Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ отменено; исполняющему обязанности прокурора Алтайского края Фомину А.Н. восстановлен срок принесения протеста на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Котугина Е.А.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Котугина Е.А. к административной ответственности на основании указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили факты нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, допущенных ДД.ММ.ГГГГ Котугиным Е.А., который являлся начальником КГКУ «РЖУ».

Так, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Министерством просвещения РФ о выделении субсидии из федерального бюджета, бюджету Алтайского края на предоставление жилых помещений гражданам из числа детей-сирот был предусмотрен определенный объем финансирования на ДД.ММ.ГГГГ г.

В 2020 г. количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно составлять 757. Однако, на ДД.ММ.ГГГГ установленные показатели по приобретению жилых помещений не выполнены, за счет средств федерального бюджета приобретено 222 жилых помещения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя четвертого отдела по расследованию особо важных дел – руководителя первого следственного отделения следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю Асташенко С.А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Из указанного постановления следует, что в Алтайском крае число детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ г., составляет <данные изъяты> человек, из которых <данные изъяты> – лица в возрасте от 14 до 18 лет<данные изъяты> – от 18 лет и старше.

При этом, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Министерством просвещения РФ о выделении субсидии из федерального бюджета, бюджету Алтайского края на предоставление жилых помещений гражданам из числа детей-сирот предусмотрен объем финансирования на 2020 г. в размере <данные изъяты> руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета – <данные изъяты> руб., краевого бюджета – <данные изъяты> руб.

Дополнительного к краевому бюджету Алтайского края в 2020 г. на предоставление жилых помещений детям-сиротам предусмотрены средства в размере <данные изъяты> руб., согласно Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС.

Кроме того, согласно Распоряжению Правительства РФ «О распределении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ-р Алтайскому краю на ДД.ММ.ГГГГ г. выделены дополнительные средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в сумме <данные изъяты> руб., из них федеральные средства – <данные изъяты> руб., средства краевого бюджета – <данные изъяты> руб.

Итого в ДД.ММ.ГГГГ г. на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в Алтайском крае выделен <данные изъяты> руб., но фактически из средств федерального бюджета освоена сумма в размере <данные изъяты> руб., из краевого бюджета – <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, вышеуказанное количество лиц, относящихся к категории детей-сирот, до настоящего времени не обеспечено жилыми помещениями.При этом, вопросы приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, а также контроля за использованием предоставленных жилых помещений на территории Алтайского края возложены на должностных лиц КГКУ «РЖУ» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, в результате не исполнения, ненадлежащего исполнения должностными лицами обозначенных выше Учреждения и Министерства своих обязанностей вследствие недобросовестного, небрежного отношения к службе и своим должностным обязанностям, в частности по вопросам обеспечения в Алтайском крае жильем детей-сирот освоены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., то есть всего 4% от общего объёма финансирования в 2020 г., чем нарушены закрепленные ст.ст. 17, 18, 40 Конституции РФ права и законные интересы указанной категории граждан.

По данным фактам ДД.ММ.ГГГГ Котугину Е.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч<данные изъяты> Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого указано в том числе, что Котугин Е.А., исполняя свои должностные обязанности по освоению выделенных КГКУ «Региональное жилищное управление» средств на приобретение жилья для детей-сирот, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, умышленно бездействуя, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы и не исполняя служебные полномочия, из иной личной заинтересованности, выразившейся в нежелании расходовать свои силы и время на производство большого объема работы, требующейся для осуществления закупочной деятельности по приобретению жилых помещений на всей территории Алтайского края, при этом из побуждений карьеризма, намереваясь искусственно увеличить количество организованных КГКУ «РЖУ» закупочных процедур путем их проведения только в крупных населенных пунктах региона, не принял должных мер для проведения закупок на приобретение для детей- сирот жилья во всех муниципальных образованиях края, а также давал указания подчиненным ему сотрудникам отдела государственных закупок КГКУ «РЖУ» в порядке ст.ст. 42-54.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на постоянной основе организовывать проведение закупок жилья для детей-сирот только в <адрес> и <адрес>, где на рынке большим спросом пользовались квартиры, в том числе соответствующие требованиям, предусмотренным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», что обуславливалось высокой конкуренцией. Как следствие, проведение значительного объема закупок в этих населенных пунктах являлось заведомо не эффективным для освоения всех доведенных в 2020 г. до КГКУ «РЖУ» лимитов бюджетных обязательств, что влекло лишь к искусственному увеличению показателя проведенных закупочных процедур, признанных при этом несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие в них.

Кроме того, Котугин Е.А. в вышеуказанный период времени, являясь служащим государственного учреждения, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, от которого зависит исполнение судебных решений, достоверно зная о наличии указанных судебных решений, умышленно и злостно не исполнял их.

Таким образом, действия Котугина Е.А. следственными органами квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства; а также как неисполнние решения суда, то есть злостное неисполнение служащим государственного учреждения вступившего в законную силу решения суда.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что при квалификации действий Котугина Е.А. по части 3 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по части 1 статьи 285, части 1 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступлений.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ и ч.2 ст.6 УК РФ никто не может нести административную и уголовную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение и преступление.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам Котугина Е.А. о несогласии с протестом прокурора, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Котугина Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Протест исполняющего обязанности прокурора Алтайского края Фомина А.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которым Котугин Е.А. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб., отменить; производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1, а также в части 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Алтайский краевой суд или через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья И.С. Захарова