№ 12-1145/2023 (№12-1143/2023) | |
РЕШЕНИЕ | |
01 сентября 2023 года | город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» А.Э.НА. и потерпевшего ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО ФИО2 № 29/7-212-23-ОБ/12-14335-И/21-73 от 12 мая 2023 года о назначении административного наказания,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда отдела охраны труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО ФИО2 №29/7-212-23-ОБ/12-14335-И/21-73 от 12 мая 2023 года МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МУП «ПУ ЖКХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП «ПУ ЖКХ» ФИО3 и потерпевший НОВ подали в суд жалобы об его отмене.
МУП «ПУ ЖКХ» и НОВ извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание законный представитель либо защитник предприятия не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, потерпевший своего представителя в суд не направил.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно материалам дела на основании решения заместителя руководителя Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО ФИО4 от 31 марта 2023 года должностными лицами инспекции проведена выездная проверка соблюдения трудового законодательства МУП «ПУ ЖКХ», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. имени М.Х. Сафьяна, д.18.
В ходе проверки установлено, что МУП «ПУ ЖКХ» нарушаются требования статьи 214 Трудового кодекса РФ в части обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, создания санитарно-бытового обслуживания работников; работники НОВ, ФИО5, ФИО6, САС, ПСС, ТДН не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими или изолирующими, щитками защитными лицевыми или очками защитными; работники НОВ, ЕЕВ, САС, ПСС, ТДН до 11 апреля 2023 года допускались к выполнению должностных обязанностей без каски и подшлемника, работники НОВ, ФИО5, САС, ПСС, ТДН допущены к выполнению должностных обязанностей без подшлемника; работник ФСВ не обеспечен средством индивидуальной защиты – сапогами резиновыми. Динамические и статистические испытания средств индивидуальной защиты от падения с высоты, проверка диэлектрических перчаток, диэлектрических галош работников на предприятии не проводится.
По результатам выездной проверки 19 апреля 2023 года составлен акт №29/7-212-23-ОБ/12-11287-И/21-73 о выявлении нарушений требований статей214,216.3,221 Трудового кодекса РФ, «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», статьи 7 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ; пунктов 88,103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03октября 2008 года №543н; пункта 77 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 года №997н; пунктов 19,22 Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»; пункта 551 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 20апреля 2006 года №297; требований пункта 4.4 ГОСТ Р ЕН 365-2010; пункта 1.4.3 Приказа Минэнерго России от 30 июня 2003 года №261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках».
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП «ПУ ЖКХ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения предприятия к административной ответственности по указанной норме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Изложенные требования закона должностным лицом в полном объеме не соблюдены.
Ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом в полной мере не исследован вопрос о том, имелась ли у МУП «ПУ ЖКХ» реальная возможность исполнить нормативные требования охраны труда, относящиеся к трудоустроенным на предприятии работникам.
Вместе с тем согласно представленным директором МУП «ПУ ЖКХ» документам в марте 2023 года специалистами ООО «Гарант-Проект» проводилось обследование технического состояния строительных конструкции зданий КНС-1 и КНС-1А (осмотренным в ходе выездной проверки должностным лицом государственной инспекции труда). По результатам обследования сделан вывод о необходимости выполнения ремонтных работ. Ремонт указанных зданий неоднократно включался МУП «ПК ЖКХ» в план работ по капитальному ремонту хозяйственных фекальных канализационных сетей, однако их выполнение откладывалось. В настоящее время указанные работы включены в долгосрочный план работ по капитальному ремонту хозяйственных фекальных канализационных сетей на 2024-2028 годы. При этом в 2019 и 2021 году предприятием за счет собственных средств и сил в здании КНС №1А произведены работы по замене разводки холодного и горячего водоснабжения, канализационного лежака.
Кроме того, в жалобе директор МУП «ПУ ЖКХ» указывает, что Ф. до выдачи ему резиновых сапог не был допущен до фактического исполнения своих трудовых обязанностей.
Изложенные обстоятельства своей оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении не получили. Вместе с тем их выяснение имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
Существенное нарушение должностным лицом процессуальных требований не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести постановление, отвечающее требованиям главы 29 КоАП РФ.
Поскольку дело об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу на новое рассмотрение, доводы жалоб оценке не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобы ФИО3 и НОВ удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда отдела охраны труда государственной инспекции труда Архангельской области и НАО ФИО2 № 29/7-212-23-ОБ/12-14335-И/21-73 от 12 мая 2023 года о назначении административного наказания отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Беляева