12-1145/2023
56MS0053-01-2023-002721-38
Р Е Ш Е Н И Е
26 декабря 2023 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Месяц О.К.
в при секретаре Карамакановой Е.Ю.
с участием: лица, привлекаемого к административной ответственности Трубникова В.Ф, его защитника Рысляевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Трубникова Вячеслава Федоровича на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Оренбурга от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.4 ст.14.35 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Оренбурга от 06 июля 2023 года Трубников В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.4 ст.14.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В Ленинский районный суд г. Оренбурга поступила жалоба Трубникова В.Ф. на вышеуказанное постановление, в которой он просит постановление от 06.07.2023 года отменить, производство прекратить.
В судебном заседании Трубников В.Ф. доводы жалобы поддержал, пояснил, что межевой план не изменен, земельный участок выкуплен. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание представитель прокуратуры Оренбургской области не явился, был извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление мирового судьи подлежат отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ административным правонарушением признается внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров определены Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 1 названного Закона под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения; выполнять иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартами осуществления кадастровой деятельности и правилами профессиональной этики кадастровых инженеров.
В силу положений ч. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Судом установлено, что Трубников В.Ф. является индивидуальным предпринимателем ОГРНИП ... с основным видом деятельности: кадастровая деятельность, включен в Государственный реестр кадастровых инженеров № ..., состоит в Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение кадастровых инженеров».
Как следует из материалов дела, на основании решения первого заместителя прокурора Оренбургской области от19.06.2023 в период с 19.06.2023 по 17.07.2023 проведена проверка деятельности кадастрового инженера Трубникова В.Ф.
В ходе проведения проверки было установлено, что кадастровым инженером Трубниковым В.Ф. 07.07.2022 подготовлен межевой план в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося в федеральной собственности и переданного ТУ Росимущества в Оренбургской области в аренду ООО «Степное» по договору аренды 25.11.2020 № 1606-ФЗ сроком с 18.02.2021 по 17.02.2026.
Указанный межевой план от 07.07.2022 направлен в Управление Росреестра по Оренбургской области для уточнения границ и площади вышеуказанного земельного участка, исправления ошибки в местоположении границ, в том числе, смежного земельного участка с кадастровым номером ...
Из содержания реестрового дела ... усматривается, что в состав межевого плана от 07.07.2022 включен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., выполненный кадастровым инженером ... и согласованным 07.07.2022 с руководителем ТУ Росимущества в Оренбургской области, арендатором директором ... Главой МО Оренбургский район. При этом в графах 1-3 акта указаны индивидуальные характеристики границ земельного участка с кадастровым № ..., в графе 4 отсутствует указание на кадастровый номер смежного земельного участка, указание на правообладателей смежного земельного участка или, что смежный участок имеет статус государственной не разграниченной собственности.
В своих объяснениях от 20.06.2023 Трубников В.Ф. указал, что к нему обратился представитель ...» с просьбой проведения процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером ... отсутствия у общества возможности выкупа земельного участка, в связи с нахождением его части в водоохраной зоне водных объектов, водозаборных скважин. 07.07.2022 Трубниковым В.Ф. подготовлен межевой план указанного участка, согласно которому уменьшена площадь 9 контура, в связи с нахождением его в зоне реки Сакмара. При этом, в связи с уменьшением площади 9 контура увеличена площадь контура 6 за счет сельскохозяйственных земель государственная собственность на которые не разграничена. Такие земли на момент утверждения межевого плана не сформированы как участок, сведения об их границах и площади, иных характеристиках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Данное увеличение 07.07.2022 согласовано руководителем ТУ Росимущества в Оренбургской области и главой муниципального образования «Оренбургский район». Иных документов о передаче указанных земель сельскохозяйственного назначения из муниципальной собственности в федеральную у него не имелось, на момент проведения кадастровых работ и составления межевого плана ему не предоставлялись. Межевой план от 07.07.2022 подготовлен им без выхода на местность, путем использования спутниковых снимков. Увеличение участка в новых границах определено по его усмотрению, поскольку он посчитал, что такая новая конфигурация будет являться наилучшей.
Согласно требованиям частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально- определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из указанной нормы закона следует, что сведения о границах земельного участка должны быть внесены в кадастр недвижимости, то есть участок должен иметь индивидуально-определенные характеристики.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Кадастр недвижимости является частью ЕГРН, что следует из п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Из общих требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе статьи 11.10 ЗК РФ следует, что для распоряжения земельным участком, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, необходимо первоначально сформировать земельный участок, то есть определить его границы, площадь, категорию, вид разрешенного использования и т.д.
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Частями 1, 7 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составления межевого плана определены приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования).
Согласно подпункту 9 пункта 3 Требований к текстовой части межевого плана относится также раздел «Акт согласования местоположения границ земельного участка».
Согласно пункту 86 Требований в графе «4» Акта согласования указывается кадастровый номер земельного участка, результаты согласования местоположения общей части (характерной точки) границы с которым отражаются в данной строке.
Если согласование местоположения нескольких частей границ земельного участка проводилось с одним заинтересованным лицом, допускается по выбору кадастрового инженера графы «1», «2», «3» реквизита «1» Акта согласования заполнять консолидированно (с указанием начальной и конечной характерных точек, отграничивающих такие части границ от других частей границ земельного участка) или с разбивкой на части границ, при этом в графах «5», «6», «7», «82 реквизита «1» Акта согласования сведения о таком заинтересованном лице и способе его извещения допускается вносить как одной строкой, так и с разбивкой по соответствующим частям границ.
Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона № 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ кадастровый инженер обязан, в том числе соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров, отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения.
Из смысла Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и ЗК РФ под земельным участком понимается объект недвижимости, у которого сформированы границы и сведения о которых внесены в ЕГРН. Под землями понимается объект недвижимости границы которого не сформированы. Земля, государственная собственность на которые не разграничена, является объектом недвижимости, границы которой не сформированы в установленном законом порядке.
Мировым судьей установлено, что администрацией Оренбургского района Оренбургской области какие-либо правовые акты о предоставлении земель смежного земельного участка или смежных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не издавались.
Таким образом, мировой судья пришел к выводу, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства Трубниковым В.Ф. внесены заведомо ложные сведения в межевой план от 07.07.2022 о границах участка смежного с земельным участком с кадастровым номером ... путем указания в графах 1, 2, 3 акта согласования сведений о характерных точках (координатах) участка (из земель государственная собственность на которые не разграничена), поскольку данный участок не сформирован, его границы не определены в установленном законом порядке и сведения о них не внесены в ЕГРН, что подтверждается неуказанием сведений о кадастровом номере участка в графе 4 акта согласования.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №7 Ленинского района г.Оренбурга от 06.07.2023 года Трубников В.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.4 ст.14.35 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Вместе с тем, вопреки доводам мирового судьи об отсутствии согласования с МО Оренбургской области и ТУ Росимущества о согласовании границ при составлении межевого плана, в материалах дела имеется акт согласования местоположения границ земельного участка (л.д.82).
Межевой план не оспорен в установленном законом порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учёт, зарегистрирован переход прав согласно договора купли-продажи от 20.11.2023 года.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Трубникова В.Ф. вмененного состава административного правонарушения, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Оренбурга от 06 июля 2023 года, вынесенное в отношении Трубникова В.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.35 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 ст.24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Трубникова Вячеслава Федоровича – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Оренбурга от 06 июля 2023 года – отменить.
Производство по административному делу о привлечении Трубникова Вячеслава Федоровича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.35 КоАП РФ - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ путем обращения с жалобой в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: подпись О.К.Месяц