ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1145/2023 от 30.01.2024 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Николаева Л.А. № 7/2-19/2024

дело 12-1145/2023

РЕШЕНИЕ

город Якутск 30 января 2024 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра финансов РС (Я) ФИО1 на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2,

установила:

3 октября 2023 года постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) внес протест, указав, что не включение обязательных условий в соглашение свидетельствует о нарушении главным распорядителем бюджетных средств, которым является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), условий предоставления соответствующей субсидии, в связи, с чем в действиях министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2 усматриваются признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

22 ноября 2023 года решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) указанное постановление отменено, возвращено на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело.

В рассматриваемой жалобе заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 просит признать незаконным и отменить решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2023 года, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 от 3 октября 2023 года оставить без изменения.

В настоящее судебное заседание явились представители должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении по доверенности ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение судьи первой инстанции.

Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по доверенности ФИО5 согласился с доводами жалобы, просил постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 от 3 октября 2023 года оставить без изменения.

Прокурор Оготоев К.С. с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2023 года без изменения, жалобу без удовлетворения.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, направил представителя ФИО5

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело в полном объёме, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, по делу лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, которое влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой республики в ходе проверки установлено, что в целях повышения качества питьевой воды и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», разработана региональная программа «Чистая вода» на 2019-2024 гг., утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.07.2019 года №211 объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года №1710. Мероприятия проекта «Чистая вода» также включены в состав государственной программы республики «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг.», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2021 года №345.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 23.12.2021 года № ..., уполномоченным органом исполнительной власти республики определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), предоставившее в рамках его реализации субсидии юридическим лицам на строительство объектов водоснабжения.

Проверкой установлено, что при заключении соглашения о предоставлении субсидии АО «Водоканал» (от 16.11.2021№ ...) в него не включены обязательные условия, предусмотренные абз. 2 и 4 пп. «и» п. 9 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 30 от 25.02.2021, что является нарушением статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пп. 1,3,5,10 Правил №30.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2021 года на должность министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) назначен ФИО2

Таким образом, Прокуратура Республики Саха (Якутия) пришла к выводу о том, что деяние министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2 образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3 октября 2023 года постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

22 ноября 2023 года решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) дело об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 № ... от 03 октября 2023 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело.

Отменяя постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО1 № ... от 03 октября 2023 года суд первой инстанции указал, что не включение обязательных условий в соглашение (договор) свидетельствует о нарушении главным распорядителем бюджетных средств, которым является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), условий предоставления соответствующей субсидии, что надлежит квалифицировать, как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На обоснованность квалификации указывают выводы, приведенные в классификаторе нарушений (код № ...), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденном Казначейством России 19.12.2017.

В соответствии пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 4 пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит субъекту Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц из бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Поскольку указанные положения относятся к условиям предоставления субсидии, что прямо следует из раздела 9 Порядка предоставления субсидии, то их нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, данный вывод нельзя признать обоснованным.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно пункту 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2017 года № 1451 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В целях реализации инфраструктурных проектов за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительством Республики Саха (Якутия) утверждено постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.02.2021 года №30 «Об утверждении порядка принятия решений и правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Республике Саха (Якутия), на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) заключило соглашение от 30.11.2021 года № ... с АО «Водоканал» на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица с последующим увеличением уставного капитала в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения результата регионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда».

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.03.2023 Прокуратурой Республики Саха (Якутия) отражено, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не включены в соглашение от 30.11.2021 № ... с Акционерным обществом «Водоканал» обязательные условия, предусмотренные абзацем 2 и 4 пп. «и» п. 9 Правил № 30 от 25.02.2021 года, что является нарушением ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пп. 1, 3, 5. 10 Правил № 30 от 25.02.2021 года.

Частью 4 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Однако, Соглашение от 30.11.2021 года № ... с Акционерным обществом «Водоканал» было заключено в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на основании Правил № 30 от 25.02.2021 года.

Согласно п. 1 Правил № 30 от 25.02.2021 года правила устанавливают порядок предоставления субсидии, а также требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.

Соответственно законодателем вышеуказанных Правил разделены понятия «порядок предоставления субсидии», «требования к договорам (соглашениям)», «требования к условиям предоставления субсидии».

Пунктом 9 и 10 Правил № 30 от 25.02.2021 года регулируется содержание договоров (соглашений) о предоставлении субсидии. Исходя из этого, несоблюдение пунктов 9 и 10 Правил № 30 от 25.02.2021 года является нарушением требований к договорам (соглашениям), а не нарушением условий предоставления субсидии.

Согласно п. 10 Правил №30 от 25 февраля 2021 года, условия предоставления субсидии содержатся в положениях предусмотренных пунктом 9 Правил.

Таким образом, в рассматриваемом случае, условием предоставления субсидии является неприобретение юридическим лицом за счет средств субсидии иностранной валюты. Соответственно, события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникает только при приобретении юридическим лицом - получателем субсидии иностранной валюты.

Кроме того, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) внесено дополнительное соглашение от 13.03.2023 года № ... к Соглашению от 30.11.2021 года № ..., где предусмотрен пункт положений абз. 2 и 4 пп. «и» п. 9 Правил № 30 от 25.02.2021 года.

Согласно коду нарушения № ... Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Федеральным казначейством 19.12.2017 нарушение (риск) порядка условий предоставления субсидий относится некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Поскольку АО «Водоканал» не является некоммерческой организацией, правовое основание вышеуказанного кода нарушения (риска) не квалифицируется по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В решении Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) судом не указано, в какой правомочный орган необходимо направить административный материал для повторного рассмотрения.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2023 года не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене, а дело возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.

Поскольку на момент разрешения жалобы срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Г.А. Федорова