ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/18 от 05.12.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


Дело №12-114/2018

РЕШЕНИЕ

05 декабря2018 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики Хутатова М.Ю., действующего по доверенности от 24 июня 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Майского района Кабардино-Балкарской Республики на постановление судьи Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

УСТАНОВИЛ:

- копии личных дел граждан инвалидов, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанием оснований принятия указанного решения;

- копии решений органа местного самоуправления о принятии на учет граждан инвалидов в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- копии документов об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся инвалидами, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- список граждан инвалидов, признанных нуждающимися в жилых смещениях, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В запросе было разъяснено, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования, вытекающие из полномочий прокурора, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований прокурора, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ненадлежащего исполнения запроса прокурора от 08 августа 2018 года и неполноты представленной информации, прокурор Майского района Кабардино-Балкарской Республики 06 сентября 2018 года направил повторный запрос на имя главы местной администрации городского поселения Майский ФИО1 о представлении полной информации, запрошенной по первоначальному запросу от 08 августа 2018 года. Дополнительно был запрошен список граждан инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 31 августа 2018 года, был установлен срок для исполнения данного запроса до 14 сентября 2018 года и разъяснены вышеуказанные положения статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.16).

В ответ на повторный запрос 11 сентября 2018 года письмом за глава местной администрации городского поселения Майский ФИО1 направил в прокуратуру Майского района копии личных дел о постановке на учет в качестве нуждающихся в категории «Инвалиды» М.И.И.., Ж.Д.И. ФИО3. и копию списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет до 1 января 2005 года в Местной администрации городского поселения Майский.

Ссылаясь на эти обстоятельства, а также на то, что должностное лицо муниципального органа – глава Местной администрации городского поселения Майский ФИО1 без уважительных причин ненадлежаще исполнил и повторный запрос прокурора, не представил в прокуратуру: копии решений органа местного самоуправления о принятии на учет граждан инвалидов в качестве нуждающихся в жилых помещениях; копии документов об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся инвалидами, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; список граждан инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 31 августа 2018 года, прокурор Майского района Кабардино-Балкарской Республики постановлением от 24 сентября 2018 года возбудил в отношении него дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом и направил возбужденное дело с материалами проверки в Майский районный суд Кабардино-Балкарской Республики для рассмотрения по существу (л.д. 2-6).

Постановлением судьи Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 октября 2018 года про­изводство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях, в отношении главы местной администрации городского поселения Майский ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 данного Кодекса по мотиву малозначительности совершенного правонарушения, судья ограничился объявлением ФИО1 устного замечание о недопустимости нарушений требований законода­тельства (л.д.46-48).

18 октября 2018 года прокурор Майского района Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Майский районный суд с протестом, в котором просит отменить постановление судьи Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 октября 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд в ином составе судей, мотивируя ошибочностью выводов судьи о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения.

Глава местной администрации городского поселения Майский Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по протесту прокурора Майского района Кабардино-Балкарской Республики, не явился в суд, не сообщил о причине неявки и не заявил ходатайства об отложении судебного заседания, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Хутатов М.Ю. поддержал протест прокурора Майского района по основаниям, изложенным в нем.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики Хутатова М.Ю., прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать, в том числе от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 6 названного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В рамках полномочий, предусмотренных абзацем 2 части 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в целях проведения проверочных мероприятий 08 августа 2018 года прокурором Майского района в адрес исполняющего обязанности главы местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ФИО2 был направлен запрос о предоставлении в срок не позднее 17 августа 2018 года информации об исполнении Муниципальным органом требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в части соблюдения жилищных прав инвалидов, включая:

- копии личных дел граждан инвалидов, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанием оснований принятия указанного решения;

- копии решений органа местного самоуправления о принятии на учет граждан инвалидов в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- копии документов об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся инвалидами, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- список граждан инвалидов, признанных нуждающимися в жилых смещениях, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В запросе было разъяснено, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования, вытекающие из полномочий прокурора, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований прокурора, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что по состоянию на 17 августа 2018 года была представлена только часть из запрашиваемых документов, прокурор Майского района Кабардино-Балкарской Республики 06 сентября 2018 года направил повторный запрос на имя главы местной администрации городского поселения Майский ФИО1 о представлении полной информации, запрошенной по первоначальному запросу от 08 августа 2018 года. Дополнительно был запрошен список граждан инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 31 августа 2018 года, был установлен срок для исполнения до 14 сентября 2018 года и снова разъяснены вышеуказанные положения статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.16).

В установленный срок и повторный запрос прокурора остался неисполненным в полном объеме, ему не были направлены: копии решений органа местного самоуправления о принятии на чет граждан инвалидов в качестве нуждающихся в жилых помещениях; копии документов об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся инвалидами, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; список граждан инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 31 августа 2018 года.

Суд первой инстанции признал данные обстоятельства установленными и подтверждающимися материалами дела, признал квалификацию действий главы местной администрации городского поселения Майский ФИО1 по статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, признал, что доводы ФИО1 о непредставлении прокурору запрашиваемых сведений в связи с нахождением в отпуске должностного лица местной администрации, в ведении которого находились запрашиваемые документы, не являются уважительной причиной несоблюдения им законодательства в области нормального функционирования органов государственной власти, за нарушение которого статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и, что им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, но посчитал возможным освободить его от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

С такими выводами судьи согласиться нельзя.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если по результатам рассмотрения дела будет установлено, что формально действия (бездействие) лица содержат признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, то судья вправе признать это административное правонарушение малозначительным.

В постановлении о прекращении производства по такому делу должны быть отражены мотивы, по которым административное правонарушение признано малозначительным, с приведением исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Соответствующий правовой подход выражен и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В нарушение приведенных положений, при вынесении постановления о прекращении производства по делу в силу малозначительности совершенного правонарушения, судья оставил без внимания то, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. Кроме того, правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций прокурора и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований закона.

В постановлении судьи нет оценки данным обстоятельствам, как и доводам, приведенным прокурором Майского района Кабардино-Балкарской Республики в постановлении о возбуждении в отношении должностного лица ФИО1 дела об административном правонарушении и представленным им доказательствам в совокупности. Сам вывод судьи о малозначительности совершенного правонарушения надлежащим образом не обоснован.

Таким образом, дело рассмотрено судьей с нарушением требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данных кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

Протест прокурора Майского района Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.

Постановление судьи Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Майский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в ином составе судей.

Судья Л.М. Бабугоева