Дело № 12-114/2020
РЕШЕНИЕ
20 апреля 2020 года в городе Юрга судья Юргинского городского суда ТимофееваЕ.С., проведя открытое рассмотрение жалобы общества с ограниченной ответственностью «Юргинский машиностроительный завод» на постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора от 17.02.2020 по делу об административном правонарушении по ст. 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора от 17.02.2020 по делу об административном правонарушении по ст. 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях ООО «Юргинскому машиностроительному заводу» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
ООО «Юргинским машиностроительным заводом» подана жалоба об отмене постановления, прекращении производства по делу из-за отсутствия состава, неправомерного вменения нарушения в виде отсутствия материального резерва, не предусмотренного в постановлении о возбуждении дела о правонарушении; неправомерного вменения нарушения об отсутствии индексации в 2018 г. в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности; отсутствия реальной возможности создания финансового резерва, предназначенного для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, индексирования величины финансового обеспечения; отсутствия обязанности создания финансового резерва, индексирования, так как гидротехническое сооружение в виде золоотвала эксплуатируется ООО «Юргинской ТЭЦ» на основании договора аренды от 15.05.2019 г. *** (л.д. 1-5 и 27-45).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в отсутствие не явившихся законного представителя, защитника юридического лица, извещенного о времени, месте её рассмотрения (л.д. 26).
Помощником Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Мельниковой А.В. пояснено о законности постановления по делу о правонарушении, возможном его изменении в части привлечения за отсутствие материального резерва, не предусмотренного в постановлении о возбуждении дела о правонарушении.
Судья, исследовав письменные материалы дела, приходит к нижеизложенному.
В соответствии со ст. 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 9 федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании п. 7 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 г. № 876 (далее в тексте - Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности), величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что общество с ограниченной ответственностью «Юргинский машиностроительный завод» привлечено к административной ответственности за то, что 17.01.2020 г. в нарушение требований ст. 9 федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 7 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности им не созданы материальные, финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Правительством РФ для создания, использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; в 2018 - 19 г. не индексирована величина финансового обеспечения ответственности с учетом инфляции.
Наличие события административного правонарушения, совершение его юридическим лицом, вина в его совершении подтверждены доказательствами по делу. Материалы дела свидетельствует, что к выводу о виновности в совершении административного правонарушения, квалификации действий по ст. 9.2 КоАП РФ должностное лицо приходит на основании исследования всех доказательств по нему.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Объективные препятствия для соблюдения юридическим лицом требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для их соблюдения не подтверждены материалами дела, не относится к таким объективным препятствиям тяжелое материальное положение, так как неплатежеспособность юридического лица - субъективная причина, возникающая от его собственных действий по осуществлению предпринимательской деятельности.
Необоснованный довод жалобы, что эксплуатация гидротехнического сооружения ООО «Юргинской ТЭЦ» по договору аренды от 15.05.2019 г. *** исключает ответственность ООО «Юргинского машиностроительного завода», так как в силу ст. 9 федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» создание финансового резерва - обязанность собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, а к 17.01.2020 г. - дате правонарушения только ООО «Юргинского машзавода» как собственника.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по делу не допущено.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления.
В постановлении сделан вывод, что юридическим лицом не создан материальный резерв, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, но данное нарушение при возбуждении дела о правонарушении не вменено. Увеличение объема обвинения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, недопустимо, влечет ухудшение его положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно разъяснениям п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из содержания п. 7 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности проведение ежегодной индексации величины финансового обеспечения ответственности в 2018 г. возможно по 31.12.2018 г., поэтому за неосуществление ее к указанной дате срок давности привлечения истек 31.12.2019 г., а постановление о возбуждении дела о правонарушении вынесено 30.01.2020 г.
В соответствии с требованиями п. 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежит изменению путем исключения выводов, что не создан материальный резерв, предназначенный для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и в 2018 г. не индексирована величина финансового обеспечения ответственности с учетом инфляции.
Судья, руководствуясь ст. 30.1, 30.6 и 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора от 17.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юргинский машиностроительный завод» путем исключения выводов, что не создан материальный резерв, предназначенный для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и в 2018 г. не индексирована величина финансового обеспечения ответственности с учетом инфляции. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С. Тимофеева