Судья Мельникова Т.Л., дело № 12-114/2015
РЕШЕНИЕ
14 июля 2015 года дело № 12-866/2015 г. Ханты-Мансийск
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Погорельцева Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1, на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды ФИО1 № 05-105/2015 от 05 марта 2015 года ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рулей за то, что использует лесной участок без утвержденного заключением государственной экспертной комиссии проекта освоения лесов на этот земельный участок и лесной декларации на 2015 год.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обжаловал его в Советский районный суд ХМАО – Югры.
Решением Советского районного суда ХМАО – Югры от 07 мая 2015 года жалоба представителя ООО «ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь» удовлетворена, постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды ФИО1 № 05-105/2015 от 05 марта 2015 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, заместитель начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1 обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой на него. В обосновании жалобы указала, что на основании договора аренды ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» является пользователем лесного участка площадью 91, 654358 га. Срок действия проекта освоения лесов на этот земельный участок окончился 11 марта 2010 года. Доказательствами подтверждается, что на день вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности проект освоения лесов на лесной участок отсутствует, лесная декларация на 2015 год не сдана. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании представители Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, ФИО2 и ФИО3, на доводах жалобы настаивали в полном объеме. Пояснили, что проект освоения лесов выдается единоразово, на срок действия договора аренды лесного участка. 01 сентября 2007 года между Департаментом лесного хозяйства и Обществом был заключен договор аренды лесного участка. Срок действия договора аренды установлен с 01 сентября 2007 года по 10 марта 2025 года. Срок действия проекта освоения лесов установлен до 11 марта 2010. Срок действия проекта освоения лесов истек 11 марта 2010 года. Таким образом, на дату привлечения Общества к административной ответственности проект освоения лесов у Общества отсутствовал, лесная декларация на 2015 год не сдана.
В судебном заседании представители ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», ФИО4 и ФИО5, с доводами жалобы заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1 не согласились. Пояснили, что между Департаментом и Обществом был заключен договор аренды лесного участка. Срок действия договора аренды установлен по 10 марта 2025 года. Срок действия проекта освоения лесов установлен до 11 марта 2010 года. Проект освоения лесов выдается единоразово, на срок действия договора аренды лесного участка. Поскольку срок действия договора аренды лесного участка не истек, необходимости в составлении проекта освоения лесов не имеется. Общество не совершало административного правонарушения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и доводы жалоб, оснований для изменения или отмены состоявшегося судебного акта не нахожу.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с постановлением № 05-105/2015 от 05 марта 2015 года, основанием для привлечения Общества к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а именно: в отсутствии лесной декларации на 2015 год, в отсутствии проекта освоения лесов с положительным экспертным заключением.
Материалами дела установлено, что 01 сентября 2007 года между Департаментом лесного хозяйства (арендодатель) и ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (арендатор) был заключен договор № 013/07-14 аренды лесного участка, по условиям которого Департамент предоставил Обществу во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 91,654358 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, муниципальное образование Советский район, Сыморьяхское месторождение нефти.
В соответствии с п. 1.4 Договора, видом использования лесов определено строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу п. 2.1 Договора срок действия договора аренды устанавливается с 01 сентября 2007 года по 10 марта 2025 года.
Согласно п.п. «а» п. 4.3, п.п «в», «г» п. 4.4 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после представления арендатору в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов, а также после подачи лесной декларации в установленном законом порядке.
В силу ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов для видов использования лесов, определенных ст. 45 (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов) Лесного кодекса Российской Федерации, составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
Пунктом 14 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2012 N 23775) установлено, что срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Таким образом, срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка.
Срок действия договора аренды определен с 01 сентября 2007 года по 10 марта 2025 года.
Указание в проекте освоения лесов и положительном заключении государственной экспертизы срока их действия до 11 марта 2010 года не соответствует действительному сроку действия этих документов, установленному законом (т.е. до окончания срока действия аренды 10 марта 2025 года), и по существу является опиской, так как из этих документов видно, что в них неверно указан срок окончания договора аренды – 10 марта 2010 года.
Таким образом, поскольку сроки действия проекта освоения лесов и положительного заключения экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка, то в данном случае они не являются истекшими.
При изложенных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что Общество пользуется лесным участком в отсутствии проекта освоения лесов, имеющим положительное заключение экспертизы, не являются обоснованными.
Доводы жалобы об отсутствии у Общества лесной декларации на 2015 год также являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Пунктом 2 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Объяснениями лиц, участвующих в деле, материалами дела подтверждается, что 25 декабря 2014 года Общество подало лесную декларацию на 2015 год, а 26 декабря 2014 года эта лесная декларация была принята должностным лицом уполномоченного органа.
Таким образом, доказательства использования Обществом лесного участка с нарушением условий договора аренды лесного участка в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для прекращения производства в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судьи районного суда, и по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что не свидетельствует о нарушениях требований закона.
Юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены, все доказательства оценены в совокупности, нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено. При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшегося судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, ФИО1, - без удовлетворения.
Судья суда
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Т.В. Погорельцева