ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/2016 от 04.05.2016 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

№12-114/2016

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 4 мая 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Иваново Раскина Ю.С.,

с участием должностного лица, составившего протоколы об административном правонарушении, - аудитора Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8,

представителя Контрольно-счетной палаты Ивановской области – ФИО6,

представителей юридического лица, в отношении которого составлены протоколы об административном правонарушении (управления образования Администрации города Иваново), - ФИО1 и ФИО2,

защитника юридического лица, в отношении которого составлены протоколы об административном правонарушении (управления образования Администрации города Иваново)- адвоката Ивановской городской коллегии адвокатов ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу (протоколы №, ) в отношении управления образования Администрации города Иваново в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Согласно составленным аудитором Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8 протоколам об административном правонарушении №, , ФИО4, исполняя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанности начальника управления образования Администрации г.Иваново, совершила неправомерные действия, приведшие к нецелевому использованию подведомственными учреждениями средств областного бюджета, выделенных в соответствии с приложением 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», утвержденной Постановление Правительства Ивановской области от 15 октября 2013 года №393-п. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, были нарушены.

Как следует из содержания вышеуказанных протоколов об административном правонарушении, нарушение выразилось в издании ФИО4 приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации мероприятий специальной программы «Обеспечение возможностей для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья», утвержденной постановлением Администрации города Иваново от 30 октября 2013 года № 2369 Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Иванова», который позволил подведомственным управлению учреждениям – МБОУ СОШ , МБОУ СОШ , МБОУ СОШ – использовать средства областного бюджета на мероприятия, не предусмотренные целями и условиями их предоставления, установленными в приложении к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области».

Согласно контракта от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение работы по инженерно-геодезическим изысканиям для устройства пандуса к зданию школы в сумме 9071,67 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за проектную документацию для устройства пандуса, капитального ремонта санузла 1 этажа для детей-инвалидов в сумме 99979 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектных работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа для организации сенсорной комнаты в сумме 52240 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектной документации капитального ремонта тамбура, санузла 1,2 этажей для детей-инвалидов в сумме 99984 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектных работ по устройству пандуса при входной группе и капитальному ременту санузла 1 этажа по программе дети-сироты в сумме 99600 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектных работ по капитальному ремонту существующего 1-го этажа для организации сенсорной комнаты по программе дети с ограниченными возможностями здоровья в сумме 52674 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Согласно контракта от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение работы по инженерно-геодезическим изысканиям, топографической съемки устройства пандуса по программе дети с ограниченными возможностями здоровья в сумме 9071,67 рублей за счет средств областного бюджета (код субсидии КС:074.20.0907).

Поскольку вышеуказанные протоколы об административном правонарушении содержат описание события одного административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, которое выразилось в совершении ФИО5 одного действия в виде издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ, повлекшего нецелевое использование бюджетных средств подведомственными им учреждениями, они соединены мировым судьей в одно производство.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд, должностное лицо, составившее протоколы об административном правонарушении, - аудитор Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8 ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает, что приказом управления образования Администрации города Иваново от 16 декабря 2014 года № 677 перечень мероприятий, на которые могут направляться средства субсидии, установленный в Приложении 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области», расширен указанием на проведение инженерно-геодезических изысканий, проведение топографических работ, разработку проектной документации. Ссылаясь на п.13 ч.1 ст.16, ч.2 ст.18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полагает, что создание условий для содержания детей в муниципальных общеобразовательных организациях является вопросом местного значения городского округа Иваново как публично-правового образования и должно финансироваться за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления, которым предоставлены субсидии из бюджета субъекта РФ, обязаны расходовать полученные средства строго по направлениям, установленным органами государственной власти субъекта РФ. Расширение данных направлений по усмотрению органов местного самоуправления является нецелевым использованием бюджетных средств и влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст.15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании аудитор Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО8 и представитель Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО6 поддержали доводы жалобы.

Представители и защитник управления образования Администрации города Иваново просили оставить постановление мирового судьи без изменения.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу положений ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2013 года № 393-п утверждена государственная программа Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», которая включает в себя подпрограмму «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области».

В соответствии с Приложением 1 к вышеуказанной подпрограмме субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (далее - субсидии), направляются за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.

Субсидии расходуются на мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов: устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта.

Между Департаментом образования Ивановской области и Администрацией городского округа Иваново заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом протокола разногласий от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении из областного бюджета субсидии в сумме 9 миллионов рублей бюджету городского округа на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, в целях: создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду; оснащения специальным, в том числе учебным, реабилитационными компьютерным оборудованием и автотранспортном (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов на основании муниципальной программы «Развитие образования города Иванова», утвержденной постановлением Администрации города Иванова от 30 октября 2013 года №2369.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Администрации г.Иваново на ФИО4 возложено исполнение обязанностей начальника управления образования Администрации г.Иваново на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом исполняющей обязанности начальника управления образования администрации г.Иваново ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидий из федерального и областного бюджета постановлено направлять на цели указанные в приложении 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2013 года № 393-п, в числе которых также указаны проведение инженерно-геодезических изысканий, топографических работ, разработка проектной документации.

Во исполнение данного приказа полученные из областного бюджета субсидии позволили подведомственным управлению образования Администрации города Иваново учреждениям – МБОУ СОШ , МБОУ СОШ , МБОУ СОШ – заключить контракты и договоры на выполнение работы по инженерно-геодезическим изысканиям для устройства пандуса к зданию, проектной документации для устройства пандуса, капитального ремонта санузла 1 этажа для детей-инвалидов, по капитальному ремонту помещений 2 этажа для организации сенсорной комнаты в МБОУ СОШ ; на выполнение проектной документации капитального ремонта тамбура, санузла 1,2 этажей для детей-инвалидов в МБОУ СОШ ; на выполнение проектных работ по устройству пандуса при входной группе и капитальному ремонту санузла 1 этажа, по капитальному ремонту существующего 1-го этажа для организации сенсорной комнаты, по инженерно-геодезическим изысканиям, топографической съемки устройства пандуса в МБОУ СОШ .

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, в том числе при проведении капитального ремонта. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, реконструкции объектов капитального строительства. При этом не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

На основании п.п.14, 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, под капитальным ремонтом - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно ведомостям и актам выполненных работ проведенный ремонт по каждому из вышеуказанных договоров и контрактов соответствовал категории капитального ремонта, что в силу положений Градостроительного Кодекса РФ требовало проведение проектных работ. Проведенные проектные работы строго соответствовали своему назначению, связанному с созданием безбарьерной среды.

Инженерно-геодезические изыскания как необходимое условие для проектирования устройства пандусов, представляющих собой работы по реконструкции зданий МБОУ СОШ и также проведены строго в соответствии с целями создания безбарьерной среды и послужили основой для соответствующего проектирования, необходимого для данного вида работ в силу требований Градостроительного Кодекса РФ.

Таким образом, проведение инженерно-геодезических изысканий и проектных работ являлось необходимой частью работ по устройству пандусов и капитального ремонта помещений образовательных школ, а расходование бюджетных средств на выполнение этих работ, выделенных в рамках подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области», соответствовало целям, установленным постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2013 года № 393-п «Об Утверждении государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области».

Сведения о том, что в результате издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии, выделенной из областного бюджета, были направлены на цели, не предусмотренные подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области», в материалах дела не содержатся.

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в действиях управления образования Администрации города Иваново отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции мотивированы и обоснованы. Оснований не согласиться с ними не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ,

р е ш и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу в отношении управления образования Администрации города Иваново в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Ивановской области ФИО8 без удовлетворения.

Судья Ю.С. Раскина