ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/2016 от 14.07.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Ахтубинск 14 июля 2016 года

Астраханской области

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Атоян А.Х., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Абдулгамидовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- Абдулгамидовой О.Ю., на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста- эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 от 18 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак»,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста- эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 от 18 мая 2016 года юридическое лицо МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» Абдулгамидова О.Ю. обратилась в Ахтубинский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит отменить данное постановление. Свои требования мотивировала тем, что факт эксплуатации МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» 6 артезианских скважин из имеющихся 10, используемых для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно- бытового назначения, не является нарушением и основанием для привлечения муниципального предприятия к административной ответственности, поскольку соблюдение требований пункта 104. ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр» предусмотрены при разработке месторождений нефти и газа. Из 4-ех скважин, которые не используется предприятием, в 3-ех скважинах качество воды не соответствует установленным требованиям.

В судебном заседании защитник Абдулгамидова О.Ю. поддержала доводы, изложенные в жалобе на постановление.

Выслушав защитника Абдулгамидову О.Ю., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных материалов следует, что в ходе проведения Управлением Росприроднадзора по Астраханской области выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» установлено, что МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» является владельцем лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на право добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения пос. Верхний Баскунчак на участке недр, расположенном в пос. Верхний Баскунчак. Лицензия зарегистрирована в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра) Управление по недропользованию по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ. Дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ год. Лицензионный участок состоит их двух участков недр, на которых расположены 10 артезианских скважин, из которых эксплуатируется только 6 скважин (). Таким образом, бездействующий фонд скважин составляет 40%, что является нарушением пункта 104 ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр».

06 мая 2016 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом- экспертом отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 в отсутствие представителя юридического лица МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак», извещенного уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» о совершении последним административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе указано, что на момент проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» бездействующий фонд скважин составляет 40%, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснением и.о. директора МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушен пункт 104 ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр», утвержденный постановлением Госгортехнадзора России от 06 июня 2003 года № 71.

18 мая 2016 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущим специалистом- экспертом отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 вынесено постановление, которым МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Административная ответственность по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Основанием для привлечения МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что на момент поведения проверки бездействующий фонд скважин у МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» составляет 40%, из 10 артезианских скважин эксплуатируется только 6 скважин ()

В жалобе приведены доводы о том, что указанный факт бездействия 4 скважин не является нарушением и основанием для привлечения муниципального предприятия к административной ответственности, поскольку соблюдение требований пункта 104. ПБ 07-601-03 «Правила охраны недр» предусмотрены при разработке месторождений нефти и газа. Из 4-ех скважин, которые не используется предприятием, в 3-ех скважинах качество воды не соответствует установленным требованиям. Наличие бездействующего фонда скважин более 10% от эксплуатационного фонда, в жалобе не оспаривается.

Пунктом 104 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 года № 71 «Об утверждении правил охраны недр» Пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин.

В целях предотвращения разбалансирования реализуемой системы разработки не допускается остановка и вывод в бездействующий фонд скважин по причине низкого дебита или высокой обводненности, если уровень обводнения ниже предельного уровня, предусмотренного проектной документацией. Бездействующий фонд скважин может составлять не более 10% от эксплуатационного фонда.

Из объяснений, данных ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» ФИО6 государственному инспектору ФИО1, усматривается, что 4 артезианских скважины не эксплуатируются ввиду маленького дебита водозабора, качество воды в них не соответствует питьевой.

Между тем, пунктом 3.2.2. условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами АСТ , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» с целевым назначением и видами и работ по добыче подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения предусмотрено, что владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с утвержденным технологическим проектом. Также обязан осуществлять в течение срок действия лицензии наблюдение за техническим состоянием фонда водоснабжающих скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения (пункт 4.1.3 условий).

Перевод указанных скважин в бездействующий фонд не означает, что они перестали участвовать в деятельности, направленной на получение дохода, поскольку в силу пункта 1.2 Правил охраны недр, бездействующий фонд скважин продолжает составлять эксплуатационный фонд скважин.

Согласно пунктам 2.6.2 «а», 2.7.2 «д» Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных коллегией Миннефтепрома СССР от 15 октября 1984 года, бездействующие скважины участвуют в регулировании процесса разработки - в изменении режима работы добывающих скважин (увеличение или ограничение отборов жидкости, отключения высокообводненных скважин, периодическое изменение отборов).

Таким образом, как действующие, так и бездействующие скважины на конкретном участке недр взаимосвязаны единым технологическим процессом, наделены определенными функциями и участвуют в производственном процессе, направленном на обеспечение добычи полезных ископаемых.

Доказательств того, что перевод скважин в бездействующий фон был осуществлен по причине аварийности скважин либо нахождения их на капитальном ремонте, в материалы дела не представлено.

Доводы заявителя о том, что требования пункта 104 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 года № 71 «Об утверждении правил охраны недр» предусмотрены при разработке месторождений нефти и газа не могут быть приняты во внимание, поскольку, осуществляя лицензируемую деятельность и соглашаясь с ее условиями, а также с требованиями утвержденного в установленном порядке технического проекта, МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» приняло на себя все, вытекающие из этого, обязательства. Иные нормативные акты, регулирующие эксплуатацию скважин, отсутствуют.

Проанализировав в совокупности акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения и.о. директора МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» ФИО6., протоколы осмотра территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; лицензию на пользование недрами и условий пользования недрами; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановление по делу об административном правонарушении от 18 мая 2016 года, прихожу к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении установлен факт пользования МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, и квалификация его действий по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Защитником Абдулгамидовой О.Ю. представлены документы, из которых усматривается, что финансовый результат МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» является отрицательным (убыточным), имеется дебиторская и кредиторская задолженности в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.

Учитывая вышеизложенное, назначенное МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признавая совокупность данных обстоятельств исключительной, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста- эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 от 18 мая 2016 года подлежит изменению путем снижения размера штрафа, назначенного МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак», до 150 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего специалиста- эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО1 от 18 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак», изменить, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер назначенного административного штрафа снизить до 150 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» Абдулгамидовой О.Ю. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда.

Судья И.В. Лябах