ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/2016 от 30.06.2016 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

№ 12-114/2016

РЕШЕНИЕ

Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Горелик А.Б., рассмотрев протест прокурора Тамбовского района на определение мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. возвращено лицу, вынесшему постановление.

Не согласившись с указанным определением, Прокурор Тамбовского района принес протест, в котором просит определение мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ В принесенном протесте Прокурор Тамбовского района указал, что согласно п. 11.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями15.1, 15.14-15.15.16 и частью20 статьи19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля. Прокурор в числе указанных должностных лиц не перечислен. Между тем из содержания п. 1 ч. 1 ст. 25.11 и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производству по делу о любом правонарушении, ответственности за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно абзацу 9 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре одной из функций прокуратуры Российской Федерации является возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. В целях осуществления возложенных функций, в том числе предусмотренной абзацем 9 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, на прокурора возложены специальные полномочия, перечисленные в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, с учётом изложенного, прокуратурой Тамбовского района соблюдена территориальная подведомственность, так как рассмотрение постановления об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ относится к компетенции мирового суда. Ссылка мирового суда на ст. 23.7.1 КоАП РФ также является несостоятельной, так как в соответствии со статьей 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, в пределах своих бюджетных полномочий, и частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае пределы бюджетных полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ограничиваются рассмотрением дел об административных правонарушениях в отношении средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, в отношении местных бюджетов, органам внутреннего государственного финансового контроля (Финансовому управлению Тамбовской области) не предоставлены.

В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района доводы, отраженные в протесте, поддержала в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

В п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. При подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области в апреле 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в деятельности Кузьмино-Гатьевского сельсовета, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе данной проверки было установлено, что администрацией Кузьмино-Гатьевского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по итогам аукциона в электронной форме с победителем аукциона - ООО «Строй-Лайн» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по ремонту автодороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> на сумму <данные изъяты> Кроме того, администрацией Кузьмино-Гатьевского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по итогам аукциона в электронной форме с победителем аукциона - ООО «Строй-Лайн» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в <адрес> на сумму <данные изъяты> Согласно Приложению к решению Кузьмино-Гатьевского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Кузьмино-Гатьевского сельсовета на 2016 год» расходы бюджета сельсовета на реализацию мероприятий программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Кузьмино-Гатьевского сельсовета Тамбовского района на 2014-2020 годы» составляют всего <данные изъяты>

В перечне объектов по ремонту и строительству автомобильных дорог государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области» на 2014 - 2020 годы», утвержденной Постановлением администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ на мероприятия по ремонту автомобильной дороги по <адрес> на 2016 год предусмотрен объем финансирования в размере 5 млн. рублей. Таким образом, вышепоименованные муниципальные контракты были заключены Кузьмино-Гатьевским сельсоветом на общую <данные изъяты> в отсутствие лимита бюджетных обязательств. Должностным лицом Кузьмино-Гатьевского сельсовета, подписавшего от имени Заказчика муниципальные контракты, является и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельсовета Попова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тамбовского района Поповой Н.В. было вручено предостережение о недопустимости нарушений бюджетного законодательства при заключении муниципальных контрактов в отсутствие лимитных бюджетных обязательств. Таким образом, в действиях и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельсовета Поповой Н.В. по заключению муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. По данному факту заместителем прокурора Тамбовского района Тамбовской области советником юстиции Фирсовой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельсовета Поповой Н.В. В постановлении указано, что постановление в соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ для рассмотрения по существу направляется в Тамбовский мировой суд.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. возвращено лицу, вынесшему постановление.

Согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных, нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения муниципальных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются Бюджетного кодекса РФ финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

В силу ч. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями15.1, 15.14-15.15.16 и частью20 статьи19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

В силу ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 в пределах своих бюджетных полномочий и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 в пределах своих бюджетных полномочий, статьей 15.41 и частью 20 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

Полномочия по осуществлению функций государственного финансового контроля Постановлением администрации Тамбовской области от 30 декабря 2013 г. № 1581 «Об утверждении Порядка осуществления финансовым управлением Тамбовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю» возложены на Финансовое управление Тамбовской области.

Одной из функций Финансового управления Тамбовской области при реализации полномочий по финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и финансовому контролю в сфере закупок в соответствии с п. 1.6 Порядка осуществления финансовым управлением Тамбовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании п. 1.7 Порядка объектами контроля являются: главные распорядители, распорядители, получатели) средств бюджета Тамбовской области, главные администраторы, администраторы) доходов бюджета Тамбовской области, главные администраторы, администраторы) источников финансирования дефицита бюджета Тамбовской области; финансовые органы, главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Тамбовской области; объекты муниципального финансового контроля муниципальных образований области, подписавших соглашения с Управлением о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в соответствии с частью 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации; областные государственные учреждения; государственные унитарные предприятия области; хозяйственные товарищества и общества с участием Тамбовской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением областных государственных учреждений, государственных унитарных предприятий области, хозяйственных товариществ и обществ с участием Тамбовской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Тамбовской области, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Тамбовской области; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области; юридические лица, получающие средства из территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Тамбовской области.

При этом, Финансовому управлению Тамбовской области при реализации полномочий по финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и финансовому контролю в сфере закупок не предоставлены полномочия, касающиеся проверки местных бюджетов.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. явилось принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих, утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, при заключении муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, учитывая, что рассмотрение указанного постановления не относится к компетенции финансового управления администрации Тамбовской области, определение мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ в Прокуратуру Тамбовского района является незаконным.

В соответствии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Учитывая имеющиеся существенные нарушения требований КоАП РФ, которые не позволили мировому судье всесторонне, полно и объективно принять решение при поступлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ, определение мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ подлежит возвращению мировому судье судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Определение мирового судьи судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ в Прокуратуру Тамбовского района отменить.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. главы администрации Кузьмино-Гатьевского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Поповой Н.В. по ст. 15.15.10 КоАП РФ возвратить мировому судье судебного участка № 2 Тамбовского района Тамбовской области для рассмотрения со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Судья: А.Б. Горелик