Дело №12-114/2018
РЕШЕНИЕ
20 июня 2018 года г.Канск
Судья Канского городского суда Красноярского края Соловьева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>,
по жалобе ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю № 77 от 06 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 77 начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю от 06 марта 2018 года генеральный директор ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, за то, что, как указано в постановлении, генеральный директор ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 не выполнила свои организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции по осуществлению контроля за соблюдением распространителями лотерейных билетов требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части идентификации клиента – участника лотереи, поскольку поверенный ООО ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» Чикало Л.В. осуществила ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут по адресу <адрес>, Торговая точка, выплату выигрыша в размере 111 рублей по лотерейному билету «Русское лото» № тиража 1212, № билета 121227132828, серия 3В15, №пачки 542657, без идентификации клиента (не установлены фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика), тем самым нарушив требования пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» не является ни организатором, ни оператором Всероссийской государственной лотереи «Русское лото», в связи с чем, на него не распространяются требования ФЗ-115 от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и не обязано организовывать и (или) осуществлять внутренний контроль. Прием денежных средств от физического лица в оплату стоимости лотерейного билета в размере не превышающем 15000 руб. и выплата выигрыша лотереи в размере до 600000 руб. не влечет установленную п.1 ст.7 ФЗ-115 обязанность идентифицировать клиента – физического лица, таким образом, в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, подала ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю ФИО2 пояснила, что в нарушение требований ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут по адресу <адрес> в торговой точке ООО «Лотареи Красноярья» была произведена выплата выигрыша в размере 111 рублей по лотерейному билету «Русское лото» № тиража 1212, № билета 121227132828, серия 3В15, №пачки 542657, без идентификации клиента (не установлены фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика). Считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Вальдовской вынесено законно и просит оставить его без изменения.
Заслушав представителя МИ ФНС России №8 по Красноярскому краю, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереях распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора. Следовательно, распространитель лотерейных билетов является организацией, проводящей лотереи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно статье 3 Закона № 115 -ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности:
- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить в определенные данной нормой сведения (в отношении физических лиц -фамилию, имя, отчество; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии): в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес место нахождения);
- документально фиксировать и представлять в уполномоченный органе не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность),данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в РФ, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Таким образом, лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю.
Пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1,1, статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента -физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В соответствии с ч. 6.1 ст.20 Федерального закона №-Ф3 «О лотереях», заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.
Кроме того, критерий отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 Закона № 115-ФЗ. Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий). К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средстве виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.
Из указанных нормативных положений следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.
Из постановления № начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю от 06.03.2018 года в отношении ФИО1 следует, что поверенный ООО ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» Чикало Л.В. осуществила ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 10 минут по адресу <адрес>, в торговой точке, выплату выигрыша в размере 111 рублей по лотерейному билету «Русское лото» № тиража 1212, № билета 121227132828, серия 3В15, № пачки 542657, без идентификации клиента (не установлены фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика).
В связи с чем, указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении генеральным директором ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и признания ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму не усматриваются, и приема платежей по покупке лотерейных билетов свыше 15000 рублей не было, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях должностного лица - директора ООО «Лотереи Красноярья» ФИО1 отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах постановление №77 от 06 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Лотереи Красноярья» ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, то представление №54 от 06 марта 2018 года, вынесенное МИФНС России №8 по Красноярскому краю, об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения также подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю от 06 марта 2018г. в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 и представление №54 от 06 марта 2018 года, начальника МИФНС России №8 по Красноярскому краю, об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – отменить, производство по делу в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Соловьева