Дело № 12-114/2021
УИД 65RS0005-02-2021-001367-55
РЕШЕНИЕ
1 декабря 2021 года город Корсаков
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Гаврилюк Н.А., при секретаре Головиной В.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалова В. В. на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А.№ от 30 августа 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А.№ от 30 августа 2021 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 25 000 рублей.
Указанное постановление получено генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» (далее – ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ», общество) – Шестопаловым В.В. 14 сентября 2021 года, о чем имеется почтовое уведомление.
Не согласившись с указанным постановлением, 16 сентября 2021 года генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» - Шестопаловым В.В. в Корсаковский городской суд направлена жалоба.
В обоснование жалобы указано, что 16 апреля 2020 года между АО «<...>» и ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» заключен договор № на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры Северный погрузрайон порта г.Корсаков, по условиям которого общество обязуется обеспечить антитеррористическую защищенность объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе не допускать в зону транспортной безопасности ОТИ или ее части лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ ОТИ и нахождении в ней, пронос (провоз) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами досмотра предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ ОТИ/ТС или ее части, пронос (провоз) и вынос (вывоз) материальных ценностей без соответствующего разрешительного документа. МТУ Ространснадзор вменяет не исполнение указанных пунктов договора, что привело к нарушению Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Отмечено, что МТУ Ространснадзор не учтено, что общество осуществляет свою деятельность не на всей территории морского порта г. Корсакова, а исключительно в конкретном месте пропуска (досмотра), где установлено рабочее место сотрудника, досмотровая рамка металлоискателя, телефон, журналы учета пропускного режима посетителей, именно на данном рабочем месте сотрудники ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» досматривают физических лиц, транспортные средства, выявляя попытки совершения и подготовки совершения акта незаконного вмешательства. Полагает, что поскольку условный террорист проник на территорию АО «<...>» по неустановленному маршруту, не через пункт досмотра, то нарушений законодательства в области транспортной безопасности со стороны сотрудников ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» не допущено, состав административного правонарушения отсутствует, в связи, с чем просит отменить постановление, производство по делу прекратить.
Генеральный директор ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалов В.В. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник должностного лица Б. в судебном заседании жалобу поддержала, просила постановление отменить, а производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в жалобе.
Государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А. в судебном заседании просила оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Согласно частям 1, 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 1 статьи 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков (пункт 2 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Во исполнение положений статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила), обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, их сотрудниками из числа сил обеспечения транспортной безопасности, а также сотрудниками подразделений транспортной безопасности.
В силу пункта 67 Правил проведения досмотра работники досмотра обязаны принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности; выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО) в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» в период с 1 по 2 июля 2021 года на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, установлено, что АО «<...>» не в полной мере организует выполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, что позволило 1 июля 2021 года в период времени с 5:10 до 5:30 одному условному террористу (сотруднику УФСБ России по Сахалинской области) имеющему при себе 4 муляжа самодельных взрывных устройств, беспрепятственно проникнуть в зону транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры – Северный погрузрайон АО «<...>» и осуществить учебные подрывы в зоне транспортной безопасности.
Согласно акта о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищенности АО «<...>» от 1 июля 2021 года, результаты проведенного мероприятия свидетельствуют о том, что проведение условного террористического акта в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры стало возможно ввиду недостаточности мер антитеррористической защищенности, вследствие ненадлежащего исполнения АО «<...>», ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» своих обязанностей, недобросовестного отношения к исполнению обязанностей отдельных исполнителей. Выявленные недостатки антитеррористической защищенности учреждения создают условия для беспрепятственного проникновения и неконтролируемого нахождения посторонних лиц на территории объекта транспортной инфраструктуры, проноса запрещенных предметов, а также предпосылки к совершению диверсионно-террористических актов и возникновению чрезвычайных ситуаций на стратегическом объекте Сахалинской области, что представляет собой угрозу безопасности Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями, 17 августа 2021 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДФО А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В.
Вина Шестопалова В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
-распоряжением МТУ Ространснадзор по ДФО № от 23 июня 2021 года; распоряжением МТУ Ространснадзор по ДФО № от 30 июня 2021 года о внесении изменений в распоряжение МТУ Ространснадзор по ДФО № от 23 июня 2021 года;
-актом проверки АО «<...>» № от 2 июля 2021 года;
-актом о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищенности АО «<...>» от 1 июля 2021 года;
-положением о подразделении транспортной безопасности, утвержденного 15 мая 2017 года генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ»; договором № на оказание услуг привлеченного подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры от 16 апреля 2020 года; должностной инструкцией работника подразделения транспортной безопасности;
-протоколом № от 17 августа 2021 года об административном правонарушении;
Все имеющиеся в материалах дела доказательства составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе, постановлении отражены, достоверность и допустимость указанных выше доказательств сомнений не вызывает. Данных доказательств
достаточно для установления события и состава административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив совокупность имеющихся доказательств, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Шестопалова В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным, поскольку Шестопалов В.В. как генеральный директор ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» наделен организационно-распорядительными полномочиями, административно-хозяйственными функциями, в связи, с чем обязан соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ему лиц.
Довод жалобы о том, что деятельность ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» по досмотру (осмотру) физических лиц, транспортных средств по выявлению попыток совершения и подготовки совершения акта незаконного вмешательства осуществляется не на всей территории АО «<...>», а исключительно в месте пропуска (досмотра), где установлено место сотрудника, досмотровая рамка металлоискателя, телефон, журналы учета пропускного режима посетителей, суд признает несостоятельным.
Так, пунктом 3.3 Положения о подразделении транспортной безопасности ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» предусмотрена обязанность работников при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обеспечивать защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В порядке защиты от актов незаконного вмешательства при первом уровне безопасности принимать меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта транспортной инфраструктуры (пункт 3.9 Положения).
Принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершению актов незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и на постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения зон транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, путем осуществления контроля, наблюдения, мониторинга состояния границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, на критических элементах; осуществления контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, на критических элементах (пункт 3.17 Положения).
Согласно пункту 1.3 договора № на оказание услуг привлеченного подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры от 16 апреля 2020 года, ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» по заданию АО «<...>» оказывает услуги по защите объекта транспортной инфраструктуры «Северный погрузрайон» от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 2.3.3 указанного договора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязуется при осуществлении деятельности руководствоваться действующим законодательством и обеспечивать антитеррористическую защищенность объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2.3.7 договора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязано не допускать в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и нахождения в ней; пронос (провоз) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части.
Согласно пункту 2.4 должностной инструкции работника подразделения транспортной безопасности, утвержденной генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» 1 марта 2018 года, на работника возложена обязанность по осмотру территории объекта транспортной инфраструктуры, помещений и транспортных средств с целью выявления нарушений внутриобъектового и пропускного режима, выявления мест укрытия предметов, запрещенных к перемещению в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, сотрудники ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязаны пресекать бесконтрольное (несанкционированное) перемещение лиц по всей территории объекта транспортной инфраструктуры, а не только в районе контрольно-пропускного пункта и соответственно принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершении актов незаконного вмешательства.
Протокол об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении должностного лица административного органа дана объективная правовая оценка доказательствам по делу, достоверно установлен факт нарушения генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопаловым В.В. вышеперечисленных требований законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание генеральному директору ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» назначено в пределах санкции части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые в соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО № от 30 августа 2021 года А. о привлечении должностного лица генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалова В. В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шестопалова В.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.А. Гаврилюк