ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/2021 от 01.12.2021 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 12-114/2021

УИД 65RS0005-02-2021-001367-55

РЕШЕНИЕ

1 декабря 2021 года город Корсаков

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Гаврилюк Н.А., при секретаре Головиной В.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалова В. В. на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А. от 30 августа 2021 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А. от 30 августа 2021 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 25 000 рублей.

Указанное постановление получено генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» (далее – ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ», общество) – Шестопаловым В.В. 14 сентября 2021 года, о чем имеется почтовое уведомление.

Не согласившись с указанным постановлением, 16 сентября 2021 года генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» - Шестопаловым В.В. в Корсаковский городской суд направлена жалоба.

В обоснование жалобы указано, что 16 апреля 2020 года между АО «<...>» и ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» заключен договор на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры Северный погрузрайон порта г.Корсаков, по условиям которого общество обязуется обеспечить антитеррористическую защищенность объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе не допускать в зону транспортной безопасности ОТИ или ее части лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ ОТИ и нахождении в ней, пронос (провоз) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами досмотра предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ ОТИ/ТС или ее части, пронос (провоз) и вынос (вывоз) материальных ценностей без соответствующего разрешительного документа. МТУ Ространснадзор вменяет не исполнение указанных пунктов договора, что привело к нарушению Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Отмечено, что МТУ Ространснадзор не учтено, что общество осуществляет свою деятельность не на всей территории морского порта г. Корсакова, а исключительно в конкретном месте пропуска (досмотра), где установлено рабочее место сотрудника, досмотровая рамка металлоискателя, телефон, журналы учета пропускного режима посетителей, именно на данном рабочем месте сотрудники ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» досматривают физических лиц, транспортные средства, выявляя попытки совершения и подготовки совершения акта незаконного вмешательства. Полагает, что поскольку условный террорист проник на территорию АО «<...>» по неустановленному маршруту, не через пункт досмотра, то нарушений законодательства в области транспортной безопасности со стороны сотрудников ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» не допущено, состав административного правонарушения отсутствует, в связи, с чем просит отменить постановление, производство по делу прекратить.

Генеральный директор ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалов В.В. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Защитник должностного лица Б. в судебном заседании жалобу поддержала, просила постановление отменить, а производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в жалобе.

Государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО А. в судебном заседании просила оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Согласно частям 1, 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно части 1 статьи 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Пунктом 1 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков (пункт 2 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Во исполнение положений статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила), обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, их сотрудниками из числа сил обеспечения транспортной безопасности, а также сотрудниками подразделений транспортной безопасности.

В силу пункта 67 Правил проведения досмотра работники досмотра обязаны принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности; выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО) в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» в период с 1 по 2 июля 2021 года на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, установлено, что АО «<...>» не в полной мере организует выполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, что позволило 1 июля 2021 года в период времени с 5:10 до 5:30 одному условному террористу (сотруднику УФСБ России по Сахалинской области) имеющему при себе 4 муляжа самодельных взрывных устройств, беспрепятственно проникнуть в зону транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры – Северный погрузрайон АО «<...>» и осуществить учебные подрывы в зоне транспортной безопасности.

Согласно акта о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищенности АО «<...>» от 1 июля 2021 года, результаты проведенного мероприятия свидетельствуют о том, что проведение условного террористического акта в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры стало возможно ввиду недостаточности мер антитеррористической защищенности, вследствие ненадлежащего исполнения АО «<...>», ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» своих обязанностей, недобросовестного отношения к исполнению обязанностей отдельных исполнителей. Выявленные недостатки антитеррористической защищенности учреждения создают условия для беспрепятственного проникновения и неконтролируемого нахождения посторонних лиц на территории объекта транспортной инфраструктуры, проноса запрещенных предметов, а также предпосылки к совершению диверсионно-террористических актов и возникновению чрезвычайных ситуаций на стратегическом объекте Сахалинской области, что представляет собой угрозу безопасности Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями, 17 августа 2021 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДФО А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В.

Вина Шестопалова В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:

-распоряжением МТУ Ространснадзор по ДФО от 23 июня 2021 года; распоряжением МТУ Ространснадзор по ДФО от 30 июня 2021 года о внесении изменений в распоряжение МТУ Ространснадзор по ДФО от 23 июня 2021 года;

-актом проверки АО «<...>» от 2 июля 2021 года;

-актом о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защищенности АО «<...>» от 1 июля 2021 года;

-положением о подразделении транспортной безопасности, утвержденного 15 мая 2017 года генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ»; договором на оказание услуг привлеченного подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры от 16 апреля 2020 года; должностной инструкцией работника подразделения транспортной безопасности;

-протоколом от 17 августа 2021 года об административном правонарушении;

Все имеющиеся в материалах дела доказательства составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе, постановлении отражены, достоверность и допустимость указанных выше доказательств сомнений не вызывает. Данных доказательств

достаточно для установления события и состава административного правонарушения.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оценив совокупность имеющихся доказательств, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Шестопалова В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным, поскольку Шестопалов В.В. как генеральный директор ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» наделен организационно-распорядительными полномочиями, административно-хозяйственными функциями, в связи, с чем обязан соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ему лиц.

Довод жалобы о том, что деятельность ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» по досмотру (осмотру) физических лиц, транспортных средств по выявлению попыток совершения и подготовки совершения акта незаконного вмешательства осуществляется не на всей территории АО «<...>», а исключительно в месте пропуска (досмотра), где установлено место сотрудника, досмотровая рамка металлоискателя, телефон, журналы учета пропускного режима посетителей, суд признает несостоятельным.

Так, пунктом 3.3 Положения о подразделении транспортной безопасности ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» предусмотрена обязанность работников при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обеспечивать защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В порядке защиты от актов незаконного вмешательства при первом уровне безопасности принимать меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта транспортной инфраструктуры (пункт 3.9 Положения).

Принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершению актов незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и на постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения зон транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, путем осуществления контроля, наблюдения, мониторинга состояния границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, на критических элементах; осуществления контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, на критических элементах (пункт 3.17 Положения).

Согласно пункту 1.3 договора на оказание услуг привлеченного подразделения транспортной безопасности по защите объекта транспортной инфраструктуры от 16 апреля 2020 года, ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» по заданию АО «<...>» оказывает услуги по защите объекта транспортной инфраструктуры «Северный погрузрайон» от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 2.3.3 указанного договора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязуется при осуществлении деятельности руководствоваться действующим законодательством и обеспечивать антитеррористическую защищенность объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2.3.7 договора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязано не допускать в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и нахождения в ней; пронос (провоз) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части.

Согласно пункту 2.4 должностной инструкции работника подразделения транспортной безопасности, утвержденной генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» 1 марта 2018 года, на работника возложена обязанность по осмотру территории объекта транспортной инфраструктуры, помещений и транспортных средств с целью выявления нарушений внутриобъектового и пропускного режима, выявления мест укрытия предметов, запрещенных к перемещению в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Таким образом, сотрудники ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» обязаны пресекать бесконтрольное (несанкционированное) перемещение лиц по всей территории объекта транспортной инфраструктуры, а не только в районе контрольно-пропускного пункта и соответственно принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершении актов незаконного вмешательства.

Протокол об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении должностного лица административного органа дана объективная правовая оценка доказательствам по делу, достоверно установлен факт нарушения генеральным директором ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопаловым В.В. вышеперечисленных требований законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении генерального директора ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» Шестопалова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание генеральному директору ООО «ПТБ «СКАТ-ТБ» назначено в пределах санкции части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление содержит в себе сведения, требуемые в соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзор по ДВО от 30 августа 2021 года А. о привлечении должностного лица генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «СКАТ – Транспортная безопасность» - Шестопалова В. В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шестопалова В.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.А. Гаврилюк